Газета,
6 ноября 2002 г.
Если страховщики не согласятся с тарифами, никто не будет получать лицензию 629 просмотров
До вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) осталось немногим более полугода, но правительство до сих пор не определилось с тарифами. Страховые компании, не зная тарифов, вряд ли станут вкладывать деньги в развитие нового вида страхования. О ситуации на рынке автострахования обозревателю «Газеты» Григорию Галицких рассказал заместитель гендиректора «Ингосстраха» Игорь Ямов.
— Что нужно сделать страховым компаниям, чтобы "автогражданка" заработала?
— Задачи очень масштабны. Фактически появляется новый рынок с большим числом рабочих мест. Закон социально значим и возлагает ответственность на профессиональных участников рынка — в первую очередь на страховые компании. Они должны провести подготовительную работу по обоснованию тарифов, сформировать эффективный механизм урегулирования убытков, наладить систему информационного обеспечения, взаиморасчетов, выработать стандарты работы автоэкспертизы и многое другое. Решение этих задач требует колоссальных ресурсов. Например, «Ингосстрах» намерен инвестировать в создание этого продукта несколько десятков миллионов долларов.
— С чем, по-вашему, связана задержка в определении тарифа по ОСАГО?
— Страховые компании сделали свою часть работы — сдали информацию для подготовки тарифов в Российский союз автостраховщиков (РСА). Параллельно и немного в другом формате эту информацию запросил департамент страхнадзора Минфина. Но автоматически трансформировать ее из формата РСА в формат страхнадзора не получилось. По всей видимости, этот процесс займет определенное время. Есть вопросы по оценке риска, так как нет достоверной статистики и соответственно тарифа для некоторых видов транспорта — например такси.
— Говорят, проблема в том, что страховщики очень неохотно делятся своей статистикой.
— Мое ощущение, что это не совсем так. Среди страховых компаний есть понимание того, что это общее дело. К тому же никто, кроме страховщиков, не располагает подобной информацией и не сможет обосновать тарифы. Вместе с тем статистика и убыточность показывают привлекательные сегменты бизнеса. Естественно, в этой части компании проявляют определенную сдержанность.
— Но закон предусматривает создание единой информационной системы между страховыми компаниями и ГИБДД. В итоге статистические данные все равно станут общим достоянием.
— Единая система необходима, но реализовать ее до вступления закона в силу в полном объеме представляется маловероятным. По всей видимости, будут определены приоритеты и различные этапы решения этой задачи. На первом этапе главным станет сбор достоверной статистики по разным транспортным средствам. Эти данные покажут обоснованность или необоснованность установленных тарифов.
— По предварительным данным, тариф по ОСАГО будет составлять 40-80 долларов для Москвы. Это соответствует требованиям страховых компаний?
— Есть принципиальная договоренность не обсуждать тарифы до утверждения их правительством.
— Какой тариф вы считаете оптимальным?
— Сложно сказать. Мы разделяем рынок на сегменты по 10-15 тыс. человек (всего в столице порядка 2,5 млн машин). И тарифы для каждого сегмента отличаются в разы, при этом оставаясь для него оптимальными. Сегодня оптимальный тариф по ОСАГО назвать нельзя, потому что слишком мало автомобилей застраховано по "автогражданке". Поэтому в законе об ОСАГО предусмотрена возможность регулярного изменения тарифа. Этот механизм позволит постепенно прийти к оптимальному тарифу, при котором сборы и выплаты равны. В частности, у нас нет финансовых показателей по ущербу жизни и здоровью. Опыт Венгрии показывает, что недооценка этих резервов ведет к разорению страховых компаний. Возможна ситуация, когда правительство установит тариф, с которым страховщики не согласятся, — тогда никто не будет получать лицензию.
— Должен ли тариф по ОСАГО зависеть от возраста и марки автомобиля?
— По нашей статистике, определяющими критериями убыточности/аварийности являются стаж, возраст водителя и география. По нашим данным, возраст и марка машины, правый или левый руль, конечно, влияют на число страховых случаев, но очень незначительно.
— В перспективе стоит ждать роста или снижения тарифов по добровольной "автогражданке"?
— До вступления закона об ОСАГО в силу ставки по добровольному страхованию "автогражданки" будут расти. Два года назад мы первыми существенно подняли тарифы, так как массовый рынок более убыточен, чем корпоративный. Эпоха тарифного демпинга и радостного "впрыгивания" в большой московский рынок уже закончилась. Причем закончилась довольно плачевно для тех компаний, которые продавали большие лимиты ответственности по 60-80 долларов.
— Что представляет собой сегодня московский рынок автострахования?
— Сегодня он наиболее привлекателен и высококонкурентен. Безусловно, есть большой потенциал с точки зрения емкости рынка. Сейчас в Москве застраховано всего 15-17% от общего числа машин. Но рынок развивается: по последним опросам, большинство людей интересует автострахование. Два года назад в предпочтениях лидировало добровольное медицинское страхование. Если смотреть по доходам, то в Москве порог страховой бедности пройден значительной частью населения. Считается, что если доход семьи превышает 300 долларов на человека в месяц, то люди уже могут позволить себе страховаться. Если эта граница не достигнута, то ни пиаром, ни рекламой нельзя заставить людей страховаться — денег на это просто нет.
— Чего ждут от ОСАГО страховые компании?
— В средней и долгосрочной перспективе, лет через 5-7, ОСАГО в лучшем случае станет безубыточным бизнесом. Но он втянет в страховые отношения миллионы граждан. Это локомотив страховой культуры. Так было на Западе, так будет и в России. ОСАГО сделает страхование массовым. Однако у страховщиков нет иллюзий, что все сразу застрахуются после вступления закона в силу. Процесс будет растянут на годы, и это серьезная проблема.
— Может быть, имеет смысл сделать обязательными другие виды страхования, имущества, например?
— Вообще-то я против «обязаловки». В советские времена все жилье было застраховано в Госстрахе в обязательном порядке. И механизм работал, но при мизерных выплатах. Сейчас пытаются что-то подобное делать по льготной программе страхования жилья. Но лимиты пока не соответствуют реальной стоимости квартир, а средний класс хочет получить достойную защиту за заплаченные деньги. Хотя сама по себе такая программа — это движение в нужном направлении. Заметим, программа добровольная.
— Как изменится рынок добровольного страхования после вступления в силу закона об ОСАГО?
— Рынок "автогражданки" и массового страхования вообще претерпит существенные изменения, после того как закон об обязательной "автогражданке" заработает так, как должен. На это уйдут годы. По нашим расчетам, добровольное страхование АГО, особенно с большим лимитом, будет дешеветь и модифицироваться, чтобы дополнять обязательный полис. На вопрос, насколько подешевеет добровольный полис, пока ответить сложно. Актуальной остается проблема мошенничества. В последние годы число страховых мошенничеств неуклонно растет: на их долю приходятся десятки процентов от общих выплат. С вступлением в силу ОСАГО, по всей видимости, эта доля еще увеличится.
— Сейчас на звание профорганизации претендуют РСА и Ассоциация страховщиков России. Сколько должно быть профорганизаций?
— Поскольку по закону профорганизации переданы функции управления гарантийным фондом, она должна быть одна. В России продолжается концентрация страхового рынка. Все крупнейшие игроки автострахования вошли в РСА. Некоторые крупные компании не вошли, потому что думают, нужна им ОСАГО или нет, они ждут оглашения тарифов. Зачем объединять в альтернативный союз большое число мелких компаний, которые держат небольшую долю рынка и работают по совершенно другим правилам?
Вся пресса за 6 ноября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Тарифы, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 февраля 2025 г.
|
|
Forbes Казахстан, 11 февраля 2025 г.
Больше чем депозит: премиальное решение для надёжного резерва
|
|
Tazabek, Бишкек, 11 февраля 2025 г.
Какие страховые выплаты предусмотрены по ОСАГО? Финнадзор рассказал о страховых выплатах по ОСАГО при ДТП
|
|
CNews.ru, 11 февраля 2025 г.
Страховой Дом ВСК завершает проект по переходу на российскую CVM платформу Data Marketing
|
|
Tazabek, Бишкек, 11 февраля 2025 г.
Мы же видим, что люди не верят в страхование жилья, - депутат
|
|
Российская газета онлайн, 11 февраля 2025 г.
Житель Биробиджана перевел мошенникам более миллиона рублей за замену полиса ОМС
|
|
Tazabek, Бишкек, 11 февраля 2025 г.
В 2024 году заключено 220 тыс. договоров по ОСАГО
|
|
ТАСС, 11 февраля 2025 г.
В ДНР по полисам ОСАГО выплатили более 75,7 млн рублей
|
|
Город N, Ростов-на-Дону, 11 февраля 2025 г.
Аграрии Дона получили 251 млн руб. страховых выплат в 2024 году
|
|
Говорит Москва, 11 февраля 2025 г.
Страховые компании России рекордно увеличили прибыль
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 11 февраля 2025 г.
Прокуратура Кубани предупредила о новой схеме мошенничества
|
|
Чита.ру, 11 февраля 2025 г.
Забайкальский агробизнес назвали самым рискованным в России из-за засухи
|
|
Ведомости, 11 февраля 2025 г.
Тарифы страхования аэропортов и авиакомпаний могут поднять впервые с 2022 года
|
|
Российская газета, 11 февраля 2025 г.
Сибирская банда автоподставщиков предстанет перед судом
|
10 февраля 2025 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 10 февраля 2025 г.
Ozon подал миллиардный иск к владельцу своего сгоревшего склада
|
|
vesti.az, Баку, 10 февраля 2025 г.
Алиев утвердил бюджет для ОМС на 2025 год
|
|
cbr.ru, 10 февраля 2025 г.
Рязанцы стали реже жаловаться на страховщиков
|
|
Газета.uz, Ташкент, 10 февраля 2025 г.
Обязательное страхование экологического ущерба планируется внедрить в Узбекистане
|
 Остальные материалы за 10 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|