Утро.Ru,
3 июня 2010 г.
Автолюбителей заставляют спонсировать страховщиков 1205 просмотров
В этом году законодательные и судебные власти страны наконец поставили точку в спорах о том, что должны компенсировать страховщики по ОСАГО: стоимость ремонта автомобиля, "невинно пострадавшего" в ДТП, или остаточную стоимость поврежденных деталей с учетом их износа?
Президиум Верховного арбитражного суда РФ разъяснил (для непонятливых судей и автолюбителей, требующих от страховых компаний полного возмещения причиненного вреда), что размер восстановительных расходов потерпевшего должен определяться исходя из затрат на приведение поврежденного автомобиля в рабочее состояние, учитывая износ деталей. Собственно, все споры возникали вокруг этого последнего дополнения про износ. Ранее такая трактовка формально противоречила Закону об ОСАГО и Гражданскому кодексу. Но закон подкорректировали, а противоречие с ГК устранил своим разъяснением президиум ВАС: теперь учет износа деталей надлежит считать "специальным правилом по отношению к общим нормам ГК о возмещении убытков". Все законно и логично. Дело закрыто.
Да вот беда: логика бывает разная. У страховщиков одна: на каком основании владелец видавшей виды машины, пострадавшей в ДТП, должен за их счет обновлять старые детали? Нет уж, пусть доплачивает из своего кармана! У автовладельцев другой ход мысли: я не собирался ничего менять в своем авто, мне очень нравилось то потертое, со следами ржавчины, заднее крыло, в которое въехали. Так почему я вдруг должен раскошеливаться, когда ответственность "въехавшего" была застрахована? Нет уж, пусть все оплатит страховщик, или – если найдет – поставит крыло с такой же долей износа...
Оба подхода имеют право на существование. Весь вопрос в том, на чьей стороне закон и власть. С недавних пор они стали на сторону страхового бизнеса. Впрочем, и в пользу автолюбителей было сделано несколько уточнений. Например, указано, что износ не может превышать 80% (и на том спасибо, хоть 20% стоимости детали у страховщика можно истребовать). Отмечено также, что страховщик должен компенсировать замену элементов, полностью устраняющее повреждение. То есть, если пресловутое крыло крепилось на каких-нибудь одноразовых заклепках или кронштейнах, нужно заменить и их. Кроме того, не должен учитываться износ узлов и агрегатов, при неисправности которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Точного их перечня пока нет, но теоретически сюда можно отнести довольно широкий спектр деталей: от элементов тормозной и рулевой систем до светового оборудования.
Несмотря на то, что все точки над "i", казалось бы, расставлены, споры по ОСАГО продолжаются. Дело в том, что до сих пор нет единой методики расчета износа деталей автотранспортных средств – ее должно разработать правительство. Оно работает над этим, но пока не дало ответа на все вопросы. А то, что уже наработано, носит достаточно спорный характер. Например, одним из основных факторов, влияющих на сроки износа, предлагается считать страну происхождения автомобиля. Самыми износостойкими признаны "японки", за ними идут "европейцы". А все авто, произведенные в России – включая "Форды" и "Тойоты" – поставлены на последнее место. Где же тут справедливость, не говоря уже о патриотизме?
Впрочем, забота о национальном страховом бизнесе – это тоже патриотизм. И надо сказать, в нем у нас добились неплохих результатов. Парадокс, но в условиях кризиса ОСАГО стало главной "точкой роста" страхового рынка. Согласно статистике Росстрахнадзора, рынок ОСАГО вырос в I квартале 2010 г. на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (до 18,8 млрд рублей). Это стало самым высоким показателем роста почти за два года.
Чем был вызван этот рост? Автостраховщики, опрошенные недавно РИА "Новости", дают разные ответы. Одни утверждают, что дело в возобновившемся росте продаж новых автомобилей, естественно, подлежащих страхованию. Однако если бы дело было только в этом, то рос бы и рынок КАСКО. А он просел, как и прочие виды имущественного страхования. Значит, дело не в продажах. Очевидно, более точный ответ дают представители "Ингосстраха" и "Росгосстраха": они считают, что истиной причиной роста рынка ОСАГО стали новые повышающие коэффициенты к тарифам, которые были введены в марте прошлого года. Именно тогда были повышены территориальные надбавки, проценты по возрасту и стажу, а также надбавка за заключение договора без ограничения числа лиц, допущенных к управлению. Соответственно, эти новшества привели к постепенному росту сборов страховщиков, который отразился на статистике уже к середине года. Действительно, если в I квартале 2009 г. рынок ОСАГО упал на 3,1%, то уже по итогам первого полугодия вырос на 1,7%, по итогам трех кварталов – на 5,4%, а по итогам года – на 6,6%. Первый квартал этого года стал пиковым, поскольку он сравнивается с последним периодом, предшествующим повышению тарифов.
Что и говорить, рынки "обязательных услуг" стимулировать нетрудно – достаточно обязать граждан заплатить больше. Однако в дальнейшем – и страховщики это признают – рост премий по ОСАГО замедлится: по итогам 2010 г. он составит 5-7%. Это значит, что эффект от прошлогоднего увеличения тарифов завершается, и российский страховой рынок может лишиться главной точки роста. Теперь вся надежда на то, что начнется реальное восстановление экономики: без него основные виды имущественного страхования расти не будут. Впрочем, не исключено, что правительственные эксперименты с порядком исчисления износа автомобилей вновь стимулируют рост в секторе автострахования: владельцы авто будут меньше рассчитывать на компенсации по ОСАГО и начнут активнее заключать договоры КАСКО.
Андрей МИЛОВЗОРОВ
Вся пресса за 3 июня 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 апреля 2025 г.

|
|
Агроэксперт, 1 апреля 2025 г.
Елена Фастова: задача максимум — охватить в 2025 году страхованием 25% посевов РФ

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 1 апреля 2025 г.
Жители Большой Тюмени получили 55 миллиардов страховых выплат

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 1 апреля 2025 г.
Сенатор Двойных: агрострахование должно охватить больше сфер

|
|
Газета.Ru, 1 апреля 2025 г.
Мужчина трижды застраховал жизнь матери, а затем расправился с ней ради денег

|
|
Финмаркет, 1 апреля 2025 г.
Общие выплаты по договорам всех видов агрострахования с господдержкой за 2024 г. составили 8,8 млрд рублей

|
|
СенатИнформ, 1 апреля 2025 г.
В СФ предложили расширить страхование виноградников и аквакультуры

|
|
ТАСС, 1 апреля 2025 г.
Президиум ВСС утвердил требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Вместо поиска новых сотрудников страховщики предпочитают нагружать работой старых

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Страховщики запускают первые продажи продуктов ДСЖ

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
Ветеринария и жизнь, 1 апреля 2025 г.
Страховщики обязаны возмещать ущерб за сбитых животных

|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 1 апреля 2025 г.
В Новосибирской области будут судить автоподставщиков, устроивших 23 ДТП

|
|
CNews.ru, 1 апреля 2025 г.
Программа автоматизации автопарков ID20 интегрировалась со страховыми компаниями

|
|
Бел.Ru, Белгород, 1 апреля 2025 г.
Дело о сбитой в Белгородской области косуле стало прецедентом на всю Россию

|
|
Общественное мнение, Саратов, 1 апреля 2025 г.
Восемь саратовцев пойдут под суд за инсценировку ДТП с дорогими фарами

|
|
Провинция.ру, 1 апреля 2025 г.
Стоимость страховки от паводка резко увеличилась в Тюменской области

|
|
Gorod.lv, 1 апреля 2025 г.
В Латвии изменились скидки на OCTA для инвалидов и фермеров

|
 Остальные материалы за 1 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|