Известия,
27 ноября 2002 г.
Болезни роста
660 просмотров
По прогнозам страховщиков, рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) вырастет за 2002 год не более чем на 8%. С одной стороны, и это неплохо — еще четверть миллиона наших сограждан избавятся от необходимости сидеть в унизительных очередях районных поликлиник.
С другой стороны, такие темпы роста на порядок ниже показателей в большинстве сегментов страхового рынка. В чем причина низкого спроса на такой важный страховой продукт, как защита здоровья людей? Основным потребителем услуг ДМС в нашей стране (как, впрочем, во многих других) являются предприятия. По оценкам аналитиков инвестиционной компании «АВК», структура клиентов по ДМС составляет 80% на 20% в пользу корпоративных потребителей. У кэптивных страховых компаний это соотношение составляет 95% на 5%. С кэптивного страхования массовый рынок ДМС когда-то и начинался: огромные коллективы предприятий топливно-энергетического комплекса, металлургических комбинатов были взяты под крыло страховщиками «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «ЕЭС» и других корпораций. В 1995-1997 годах полисы ДМС стали покупать и предприятия среднего бизнеса. Финансовый кризис 1998 года сильно ударил по рынку ДМС. По количеству застрахованных рынок в целом не достиг докризисного уровня и, по прогнозам экспертов, вряд ли достигнет его в 2003 году. Немало способствовала этому провалу и фискальная политика государства. Директор департамента ДМС СК «НАСТА» Анатолий Богатырев говорит: «В этом году отчисления предприятий на социальные программы значительно снизились в связи с изменением налогообложения. В прошлом году это был 1% себестоимости, в этом — 3% фонда заработной платы». Легко подсчитать, что при стоимости годового полиса ДМС $400 руководитель может застраховать своих сотрудников и отнести эти затраты на себестоимость, если средняя зарплата в его организации равна $1000. Таких средних зарплат на предприятиях у нас пока нет, а если и есть, то ее редко включают в «белый» фонд заработной платы. Вот и получается, что покупать полис ДМС приходится в основном из прибыли. И, тем не менее, многие руководители предприятий считают, что ДМС — дело выгодное. Вот история, которую рассказал нам заместитель генерального директора по кадрам торговой компании «ЧСБ Текстиль» Игорь Головенко: — У нас в компании работают 160 сотрудников, из них 120 — менеджеры по продажам. В прошлом году эти ценные кадры стали от нас «утекать». Рынок труда в Москве находится в «разогретом» состоянии, и опытных менеджеров переманивали, предложив им зарплату на 20-30% больше. Для того чтобы заполнить вакансии, приходилось брать либо опытных людей на большие зарплаты, либо неопытных сотрудников. В результате в коллективе росла социальная напряженность. Мы купили всем сотрудникам полис медицинского страхования. Прошел год — и текучесть кадров снизилась на четверть. Мы подсчитали: чтобы достичь подобного результата простым прибавлением зарплаты, нам пришлось бы израсходовать за год 110 тысяч долларов, а полис ДМС для всех сотрудников обошелся компании в 22 тысячи долларов. Бывает, что полис ДМС используют как средство поощрения или указания на место сотрудника в корпоративной иерархии. «Концепция страхования может быть различной, но очевидно, что полис ДМС входит в социальный пакет сотрудников компании, считает Наталия Сучкова, начальник отдела медицинского страхования ОСАО «Россия». — Так, на некоторых предприятиях полисы ДМС выдаются только сотрудникам, прошедшим испытательный срок, ряд предприятий страхует только топ-менеджеров, что подчеркивает статус сотрудника». Карина Маркарьян, начальник управления медицинского страхования «Группы Ренессанс Страхование», отмечает и такие формы организации «поощрительного» ДМС на предприятии, как страхование сотрудников, успешно проработавших на предприятии опреденный срок, и полная или частичная оплата полисов для членов семьи. Разнообразие программ ДМС позволяет руководству предприятия подобрать продукт, соответствующий любому статусу сотрудника.
Сергей Простатин, первый заместитель генерального директора компании «ГУТА-страхование»:
— Важно, чтобы пакет предлагаемых услуг мог удовлетворить любых клиентов — как претендующих на VIP-сервис, так и рассчитывающих на не очень дорогостоящее лечение и обследование. Мы предлагаем полисы стоимостью от 100 долларов в год. Этот пакет ограничивается амбулаторно-поликлиническим лечением и услугами по стоматологии. Оптимальным по цене и наполнению считается программа стоимостью примерно 800 долларов в год. Она включает амбулаторно-поликлиническое лечение, стоматологию, вызов врача на дом услуги «Скорой помощи» и госпитализацию. Годовые полисы стоимостью более 3 тысяч долларов предполагают обслуживание по высшему разряду и разного рода эксклюзивные или требующие высокой квалификации методы лечения. — При подборе страховой медицинской программы для коллектива конкретного предприятия обязательно учитываются пожелания клиента, — отмечает и.о. директора Центра медицинского страхования «РОСНО» Михаил Расшивалкин. — Это месторасположение лечебных учреждений, финансовые возможности организации, отраслевая ориентация предприятия, особенности режима работы и многое другое.
Мнение экспертов
— Что мешает развитию добровольного медицинского страхования на предприятиях?
Михаил Расшивалкин, и.о. директора Центра медицинского страхования «РОСНО»:
— На активность корпоративного рынка ДМС, конечно, повлияло принятие нового Налогового кодекса РФ. Для предприятий приоритетом социальной политики являются повышение здоровья сотрудников и снижение потерь их рабочего времени. Однако фискальные органы препятствуют включению страховыми компаниями в программы ДМС услуг, которые оказываются до возникновения болезни для снижения заболеваемости. В отличие от обязательного медицинского страхования в системе ДМС отсутствуют единый всероссийский реестр медицинских услуг и система выставления счетов лечебными учреждениями. Возникают сложности в унификации и контроле в автоматическом режиме доступности и качества медицинской помощи, которые в конечном счете приводят к удорожанию программ страхования.
Наталья Клименко, начальник управления ДМС «Энергогарант», заслуженный врач РФ:
— Главная проблема — непрерывное увеличение риска страховых компаний из-за несоответствия страховой премии обширности страховых программ, предоставляемых корпоративным клиентам. Данное явление обусловлено жесткой конкуренцией на рынке ДМС. Активность продвижения корпоративного ДМС сдерживается также вследствие менталитета населения: страхование часто теряет рисковый характер, поскольку застрахованные по поводу и без повода обращаются в лечебные учреждения. Также отрицательным моментом в развитии корпоративного ДМС является отмечаемое в последнее время снижение качества услуг. Клиенты желают обслуживаться исключительно в известных и престижных медцентрах, а последние в результате избытка клиентуры и отсутствия конкурентов снизили качество услуг.
Карина Маркарьян, начальник управления медицинского страхования «Группы Ренессанс Страхование»:
— Считаю, что на сегодняшний день основная московская проблема в ДМС — небольшое количество качественных и удобно расположенных многопрофильных лечебных учреждений по сравнению со все возрастающим количеством застрахованных.
Наталия Сучкова, начальник отдела медицинского страхования СК «Россия»:
— Наиболее актуальная проблема для страховщика — рост стоимости медуслуг в лечебных учреждениях (зачастую неадекватно их качеству). Это вынуждает страховщика увеличивать страховую премию. Отмечу и перегруженность медицинских центров и — как следствие — падение качества медицинской помощи. Наиболее актуальная проблема для страхователя — ограничения при отнесении затрат предприятия на себестоимость; в настоящее время эти затраты не могут быть более 3% фонда заработной платы предприятия; все, что идет свыше, должно выплачиваться из прибыли.
Условия ДМС для персонала предприятий АНДРЕЕВ А.
Вся пресса за 27 ноября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 мая 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 мая 2025 г.
Европейские страховщики бросают вызов регулятору из-за рекомендаций по использованию ИИ

|
|
Лента.Ру, 21 мая 2025 г.
В России отреагировали на введенный из-за заморозков режим ЧС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 мая 2025 г.
Ценообразование на покрытие киберрисков вернулось к уровню, существовавшему до жесткого рынка

|
|
Финмаркет, 21 мая 2025 г.
Срок договора страхования жизни, минимально допустимый для получения льгот, начнет увеличиваться с 2027 года

|
|
Saratovnews, Саратов, 21 мая 2025 г.
Камеры-страховщики: саратовских водителей без ОСАГО начнут штрафовать «на автомате»

|
|
zakon.kz, 21 мая 2025 г.
Депутат указал на резкий рост тарифов на автострахование: Повысились до 200%

|
|
Новости Брянска, 21 мая 2025 г.
В Брянске вынесли приговор группе автоподставщиков 2,3 млн страховых рублей

|
|
Московский комсомолец, 21 мая 2025 г.
Мошенники нашли новый способ обмана граждан с ОМС

|
|
Версия, 21 мая 2025 г.
Комитет ГД не поддержал проект о повышении лимита выплат по ОСАГО

|
|
Forbes Казахстан, 21 мая 2025 г.
В ОСМС внесли изменения. Как они повлияют на казахстанцев?

|
|
МК в Брянске, 21 мая 2025 г.
Банда «автоподставщиков» выслушала приговор в брянском суде

|
|
Взгляд, 21 мая 2025 г.
Эксперты назвали главные опасные направления для российских туристов

|
|
Российская газета онлайн, 21 мая 2025 г.
Пострадавшая в Таиланде туристка из РФ доставлена в российскую клинику

|
|
Регионы России, 21 мая 2025 г.
Hyundai Solaris признан самым аварийным автомобилем в России в первом квартале 2025 года

|
|
Псковская лента новостей, 21 мая 2025 г.
Жителя Печор будут судить за подделку полиса ОСАГО

|
|
Национальное аграрное агентство, 21 мая 2025 г.
С 2024 года агростраховщики выделили аграриям 12,5 млрд рублей

|
|
Амител, Барнаул, 21 мая 2025 г.
На Алтае поймали мошенницу, которая обманывала людей с автостраховками

|
Остальные материалы за 21 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|