Автоперевозчик,
31 июля 2002 г.
Гарантийная цепь МДП 3353 просмотра, 2 комментария, самый новый добавлен 3 апреля 2011 года в 03:04
Страхование ответственности при использовании книжек МДП существует в России с 1995 года. Данный вопрос обсуждается практически на каждой выставке, семинаре или конференции, посвященной международным автомобильным перевозкам. Тем не менее, все вновь и вновь встает вопрос о том, как же функционирует гарантийная система МДП в России и какое место занимает страховая компания, допущенная Международным союзом автомобильного транспорта к страхованию книжек МДП, в данной системе.
Для более четкого понимания положения дел в области страхования ответственности по книжкам МДП проведем небольшой сравнительный анализ двух, с одной стороны, разных, а, с другой стороны, очень схожих видов страхования, а именно: страхования ответственности за использование книжек МДП и страхования ответственности перевозчиков перед ГТК (страхование таможенных рисков перевозчика). Книжка МДП является не только таможенным документом, который служит для упрощения формальностей в транзитных таможнях, но это также и финансовая гарантия в размере 50 тыс. долларов США, которую дает гарантийная цепь МДП таможенным органам тех стран, через территорию которых осуществляется перевозка грузов.
Участники гарантийной цепи МДП
1. Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), который выпускает книжки МДП и дает право их использования перевозчикам через ассоциации международных автомобильных перевозчиков в разных странах. 2. Ассоциации перевозчиков — члены МСАТ. Причем каждая такая ассоциация выполняет сразу две функции: выдает книжки МДП своим членам — перевозчикам, и гарантирует таможенным органам своей страны оплату обоснованно предъявленных претензий в случае нарушений процедуры перевозки грузов с применением книжки МДП. 3. Страховщики — международные и национальные. Международные страховщики страхуют ответственность ассоциаций на случай, если национальные страховщики не выполнят своих обязательств, а национальные страховщики страхуют ответственность держателей книжек МДП — перевозчиков в пределах годового лимита ответственности, установленного каждой ассоциацией (члена МСАТ). Все вышеперечисленные участники — это звенья одной цепи, тесно связанные между собой, от слаженного взаимодействия которых зависит успешная работа всей системы.
Перед кем несут ответственность перевозчики?
Держатели книжек — перевозчики, несут ответственность перед гарантийной цепью, т.е. перед МСАТ, ассоциациями и страховщиками за правильное использование книжек МДП. Перевозчики, использующие книжки МДП, обязаны четко следовать процедуре их использования, а в случае нарушения данной процедуры они обязаны урегулировать, либо оплатить претензии таможенных органов.
На что следует обратить особое внимание
Именно потому, что перевозчик отвечает за оплату претензий, страхование книжек МДП является по сути своей гарантийным. Основу данного страхования составляют единые Генеральные условия страхования книжек МДП, принятые всеми странами-участницами Конвенции, и работает данное страхование на принципах взаимных гарантий: — МСАТ и ассоциации дают гарантии по оплате претензий таможенным органам; — Страховщики дают гарантии оплаты убытков МСАТ и ассоциациям; — Перевозчики, подписывая декларацию-обязательство, дают гарантии возмещения убытков гарантийной цепи в лице страховщиков. Отсюда и низкая цена данной гарантии. Перевозчик отвечает за урегулирование убытков, а система гарантий начинает работать, только если перевозчик не в состоянии это сделать или его не существует.
Как работает гарантийная цепь
Она дает финансовые гарантии таможенным органам в размере 50 тыс. долларов США по каждой книжке МДП, выданной ассоциацией перевозчику. Если произошло нарушение процедуры МДП, согласно условиям Конвенции МДП, таможенные органы любой страны вправе предъявить претензию гарантийной ассоциации, расположенной на территории их страны. В этом случае начинает работать механизм финансовых гарантий, а именно: 1. Претензия таможенного органа направляется в МСАТ через гарантийную ассоциацию и рассматривается МСАТ. 2. Если претензия признается МСАТ обоснованной, союз вносит деньги в таможню и после этого получает возмещение от своих страховщиков. 3. Страховщики МСАТ получают возмещение от национальных страховщиков системы, которыми в России являются Ингосстрах и ТТ Клуб. 4. Национальные страховщики имеют следующие возможности компенсации своих расходов: — требовать их компенсации с перевозчиков, так как именно перевозчик отвечает за правильное использование книжки МДП перед гарантийной цепью (правда, за исключением трех случаев, а именно: кражи, грабежа и разбоя); — если же по каким-либо причинам перевозчик не может компенсировать данные расходы страховщику (например, его уже не существует, или он объявлен банкротом), то национальный страховщик имеет право на получение гарантийного фонда, который перевозчик внес в ассоциацию при допуске к системе МДП. Возникает вопрос: а где же страховая компания, которая получила страховую премию и должна защищать интересы перевозчиков? А она, вместо этого, хочет еще и получить компенсацию своих расходов? Подчеркнем, что сказанное выше — это система гарантий, а не страхование, при котором перевозчик может рассчитывать на получение страхового возмещения. Это таможенные органы могут рассчитывать на получение от гарантийной цепи сумм таможенных платежей, не оплаченных в бюджет их страны в связи с недоставкой груза в таможенный орган, но не перевозчик. По закону именно на нем лежит ответственность за уплату таможенных платежей до помещения товаров под таможенный режим. Именно перевозчику, согласно условиям Конвенции МДП и Таможенному кодексу РФ, таможенные органы предъявляют претензии и требуют от него оплаты таможенных платежей. Если же перевозчик не платит, вот тогда и начинает работать гарантийная система.
А где же страховая компания?
Национальный страховщик занимает последнее место во всей цепи. Любая пирамидальная структура подразумевает, что самое тяжкое финансовое бремя падает на тех, кто находится внизу пирамиды. Претензии рассматривает МСАТ и принимает решение об оплате. Национальный страховщик не участвует в рассмотрении претензии, но он обязан компенсировать любую претензию, оплаченную МСАТ, вне зависимости от того согласен ли он с решением об оплате или нет. Так работает система гарантий. Вопрос о компенсации расходов национального страховщика также открыт. Оплатив претензию в 50 тыс. долларов США, при том, что перевозчика нарушившего процедуру МДП к этому времени может уже не существовать, (как правило, таможня предъявляет претензии в течение года с момента нарушения плюс время на ее рассмотрение и оплату), национальный страховщик может лишь рассчитывать на получение компенсации в размере 5 тыс. долларов из гарантийного фонда ассоциации. Все остальное — это чистые убытки страховой компании. А собранная премия, спросите вы? Давайте подсчитаем. Страховая премия за 1 книжку МДП составляет 10 долларов США. При этом сумма гарантии — 50 тыс. долларов по каждой книжке. Если перевозчик в год использует 100 книжек МДП — общая сумма гарантий по этим книжкам данных гарантийной цепью таможенным органам составит 5 млн долларов США. При этом общая страховая премия, оплаченная перевозчиком, будет равна 1 тыс. долларов США. Возможно ли получить подобные гарантии банка за такую цену и на период 2-3 года? Думаю, вряд ли. При столь низкой цене страхования по книжке МДП невозможно проводить превентивных мероприятий, направленных на снижение размеров убытков, обеспечивать перевозчиков юридической поддержкой, заниматься регрессными делами в отношении лиц, виновных в нарушениях таможенного и налогового законодательства. Тем не менее, наиболее квалифицированные опытные и профессиональные страховые компании предлагают перевозчикам, занимающимся перевозками грузов в международном автомобильном сообщении, приобретать в дополнение к стандартному страховому покрытию ответственности еще и ответственность перед таможенными органами (таможенные риски). Это страхование (а не финансовая гарантия) призвано защитить финансовые интересы перевозчиков при перевозках с применением книжек МДП, или других таможенных документов. Перевозчик заключает договор страхования непосредственно со страховой компанией, которой и оплачивает страховую премию (если помните, за страхование книжек МДП страховой взнос оплачивается в АСМАП и отдельный полис не выдается — только сертификат). Премия рассчитывается в соответствии с тарифами по данному виду страхования (отметим, что это не 10 долларов за книжку МДП, а в несколько раз больше).
Как страховщики защищают интересы перевозчика?
Во-первых, наличие у перевозчика страхования таможенных рисков избавит его от необходимости самому урегулировать или оплачивать претензии таможенных органов за нарушения процедуры МДП. Это за него сделает страховщик. Во-вторых, страхование поможет при любых проблемных ситуациях с таможенными органами, как то задержание транспортного средства с грузом на таможне, кража части или всего груза с машиной или без нее, разбойное нападение, мошенничество со стороны третьих лиц или так называемых «работников таможни» и прочих случаях, которые могут привести к предъявлению претензии со стороны таможенного органа к перевозчику. Перевозчику только лишь нужно немедленно уведомить об этом страховую компанию с тем, чтобы она могла предпринять все необходимые меры для розыска виновных лиц, обжалованию действий таможенных органов по отношению к перевозчику (вплоть до судебного разбирательства), поиску пропавшего груза, освобождению арестованных машин и т.д. В-третьих, если же претензия уже предъявлена перевозчику таможенным органом и выставлено требование об уплате таможенных платежей, страховая компания возьмет на себя расходы либо по обжалованию данного требования и снятию всех претензий с перевозчика (если они необоснованны), либо по оплате сумм таможенных платежей за перевозчика. Для того чтобы подытожить все вышесказанное, постараемся дать ответы на несколько вопросов. Есть несколько существенных отличий между страхованием таможенных рисков и гарантийным страхованием МДП:
1. Кому предъявляют претензию таможенные органы? — При страховании таможенных рисков претензия предъявляется перевозчику, — При гарантийном страховании МДП претензия предъявляется гарантийной ассоциации той страны, где произошло нарушение процедуры МДП.
2. Кто рассматривает претензию и принимает решение об оплате? — При страховании таможенных рисков — страховщик, — При гарантийном страховании МДП — МСАТ и ассоциации.
3. Кто оплачивает претензию? — При страховании таможенных рисков — страховщик, — При гарантийном страховании МДП — гарантийная цепь во главе с МСАТ.
Наталия ПОЛУНИНА, заведующая сектором страхования таможенных рисков ОСАО «Ингосстрах»
Вся пресса за 31 июля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование ответственности, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|