Автомобильный транспорт,
30 сентября 2002 г.
Роль ТТ клуба в страховании ответственности международных автоперевозчиков 7385 просмотров
Компания Through Transport Mutual Insurance Association Ltd. (или ТТ Клуб) является крупнейшей в мире страховой компанией, специализирующейся на страховании неморской части интермодальных перевозок, в частности, страховании ответственности автоперевозчиков и экспедиторов.
Клуб имеет свои представительства более чем в 90 странах мира, располагает сетью корреспондентов более чем в 100 городах Европы, Азии, Африки и Америки. О масштабах деятельности компании говорит тот факт, что в нем застраховано более 70% мирового парка контейнеров. Клуб является ассоциированным членом МСАТ и ФИАТА, его представители участвуют в работе юридических органов этих организаций. Особенность ТТ Клуба в том, что он сам является страховой Ассоциацией транспортных организаций и действует на принципах взаимного, т.е. бесприбыльного страхования. Соответственно, теоретически общая сумма полученной страховой премии от всех страхователей должна равняться сумме убытков, выплаченных всем страхователям за страховой период, плюс накладные расходы. В тех случаях, когда по результатам страховых операций за год имеется превышение собранной премии над суммами выплаченных убытков, эта разница подлежит возврату членам ассоциации либо переводится в резервные фонды ассоциации по решению совета директоров, избираемых самими членами Клуба. Взаимность предполагает также, что участие Клуба не сводится только к вопросам страхования, но также накладывает на ассоциацию обязательства по информационным и консультационным услугам в форме рассылки информационных материалов, проведения семинаров, стажировок, консультаций по юридическим вопросам, экспертного анализа договоров и т.д. В России ТТ Клуб работает уже более 13 лет. Об опыте, накопленном за это время, на конференции АСМАП-2002 рассказал заместитель директора компании «Панди Транс» К.В.Березов. Являясь многолетним партнером АСМАП по страхованию ответственности автоперевозчиков, ТТ Клуб, в качестве одного из уполномоченных страховщиков, предоставляет в России гарантии по системе МДП. Главная проблема, с которой столкнулся ТТ Клуб, начав работать в бывшем Советском Союзе еще в 1989 году, это непонимание автоперевозчиками цели страхования ответственности. Поэтому важно было, в первую очередь, понять, кому и зачем нужно это страхование в самой транспортной компании. Практика ТТ Клуба показывает, что в страховании автоперевозчика, как правило, заинтересованы следующие стороны: клиенты (грузовладелец и экспедитор), получающие финансовую гарантию, работники предприятия (коммерсанты, юристы, водители), которым предоставляется помощь и защита, наконец, учредители и руководители, защищающие оборотные средства предприятия при наступлении страхового случая, получая возмещение убытков.
Финансовая гарантия
Во-первых, необходимо отметить, что страхование, в строгом смысле слова, не является гарантией. Несмотря на это, многие перевозчики сталкиваются с требованием предоставить подтверждение страхования, например «CMR-страхование», либо экспедитору, либо грузовладельцу. В отсутствие такого подтверждения у них удерживают фрахт (3-5%) для дополнительного страхования ответственности. Это не является прихотью экспедитора. Он зачастую следует требованию собственного страховщика. Грузовладелец, страхуя груз, нередко получает две ставки премии: меньшую, если перевозчик застрахован, большую, если нет. Кроме того, работать с застрахованными автоперевозчиками «интересней», если осуществляются сложные, дорогостоящие перевозки с привлечением транзитных гарантийных процедур, таких как ДКД и Т-формы (Т-1, Т-2, Т-5, Т-11 и т.д.), ответственность за нарушение которых значительно увеличивает риск грузовладельца. Например, неполученная им при утрате груза экспортная субсидия (перевозка по Т-форме) может сравняться со стоимостью груза. Наконец, требование к страхованию предъявляют и таможенные органы (пример — институт таможенного перевозчика в России). Страхование, предоставляемое ТТ Клубом по всем критериям, отвечает требованиям вышеперечисленных сторон. Стандартные условия (правила), разработанные ТТ Клубом, одинаковы для всех операторов. Международный экспедитор, привлекая перевозчика — члена ТТ Клуба в любой из 93 стран мира и получив от него подтверждение страхования, знает все о его основных условиях. Это намного удобнее для экспедитора, чем читать с карандашом в руках десятки разных страховых правил. Стандартное страховое покрытие ТТ Клуба не лимитировано. Если одновременно пропадают дорогостоящие грузы разных владельцев, то страховой лимит распространяется на каждый случай в отдельности. Если у перевозчика происходит несколько случаев за год, то страхование не прекращается в середине периода в связи с «исчерпанием агрегатного лимита». Стандартный общий лимит Клуба по автоперевозчику — от 250 тыс. до 750 тыс. долл США по каждому случаю (количество случаев за год не ограничено). Специальные лимиты («ошибки и упущения» и «штрафы и пошлины») — 100-300 тыс долл. (в агрегате). В российской практике ТТ Клуба имеются примеры, когда такой подход оправдывал себя, фактически спасая компанию от разорения. Естественно, высокие лимиты должны подкрепляться финансовой стабильностью страховщика. Рейтинг финансовой надежности ТТ Клуба, присвоенный агентством А.М.Best, — «А» («отличный») превышает страховой рейтинг Российской Федерации. Благодаря вышесказанному, подтверждения страхования и гарантии ТТ Клуба принимаются во всем мире, например, европейскими судебными исполнителями, американской таможней, а также российской таможней (ГТК РФ), когда речь идет о лицензии таможенного перевозчика. Стоит отметить, что членами ТТ Клуба являются около 3500 экспедиторов, из них 22 — крупнейшие в мире.
Помощь и защита
Нельзя говорить о готовности оказать помощь, если у страховщика отсутствует практика и знания в этой области. Непрофессионализм при страховании ответственности недопустим, так как при этом затрагиваются не только собственные интересы автоперевозчика, но и его доброе имя, а также интересы его партнеров — третьих лиц. Возможность немедленно отреагировать на случившееся в любой точке мира — это не излишество и не литературное преувеличение. В ряде случаев представитель страховщика на месте — единственный, к кому можно обратиться за помощью, избегая при этом конфликта интересов (с агентом, экспедитором, грузовладельцем, таможней). Любой автоперевозчик знает, какую «добавленную стоимость» представляет собой собственная агентская сеть, особенно, за рубежом. Корреспонденты ТТ Клуба есть в 120 странах мира. Как правило, это специалисты, имеющие за плечами опыт работы на транспорте, точно знающие, что необходимо предпринять в каждой отдельной ситуации. В зависимости от ситуации (проблемы) корреспондент ТТ Клуба имеет возможность привлечь соответствующую экспертную организацию или юридическую фирму в своей стране. С 1993 года в отношении своих членов ТТ Клуба в бывшем СССР рассмотрено и урегулировано более 5 тыс. дел. Около 850 из них находятся в производстве в настоящее время. Адвокаты ТТ Клуба защищают интересы своих российских членов во всех европейских (и не только) судах. По некоторым делам зарубежные адвокаты работают с 1994 года. Таково может быть требование членов ТТ Клуба, желающих любой ценой отстоять свои интересы. Дело в том, что ТТ Клуб гарантирует оплату услуг своих корреспондентов, а также привлекаемых ими адвокатов и экспертов. Лимит оплаты ТТ Клубом этих услуг равен страховому лимиту, применяемому к соответствующему риску. Однажды по риску «ошибки и упущения» (лимит — 100 тыс. долл. «в агрегате») украинский член ТТ Клуба (экспедитор) получил претензию на 250 тыс. долл. В результате ТТ Клуб заплатил около 100 тыс. долл. международным адвокатам, фактически никак не улучшив этим свое собственное положение, однако защитив тем самым члена ТТ Клуба от потенциального убытка в 150 тыс. долл., остававшихся по условиям страхования на собственном риске экспедитора. Если заказчик незаконно удержал фрахт автоперевозчика — члена Клуба в связи с претензией, подпадающей под страховое покрытие, ТТ Клуб также предпримет все возможные усилия для его возврата. В частности, с этой целью, по просьбе многих российских членов, ТТ Клубом был заказан и оплачен правовой анализ последствий удержания фрахта экспедитором в различных европейских юрисдикциях. Это позволяет членам ТТ Клуба более четко планировать свои отношения с зарубежными партнерами. Как и при любом другом страховании, ТТ Клуб требует от своих членов, чтобы их действия были одобрены экспертами ТТ Клуба (это касается подписания перевозчиком нестандартных договоров, урегулирования и оплаты претензий). Это отвечает сути страхования юридической (договорной) ответственности любого оператора. Между тем ТТ Клуб не отказывается от возможности коммерческого (компромиссного) урегулирования претензии, если оно возможно на благо всех вовлеченных сторон. ТТ Клуб проявляет гибкость в этом вопросе
Возмещение
В вопросе о страховом возмещении убытков цифры говорят сами за себя. Средняя допустимая убыточность по уставу ТТ Клуба как ассоциации взаимного страхования равна около 75% (варьируется по годам). Это означает, что ТТ Клуб выплачивает 3/4 всей полученной им премии в виде страхового возмещения. Не говоря уже о расходах, которые несет ТТ Клуб на обслуживание комплексного и «технологичного» страхования транспортной индустрии. Немногие коммерческие страховщики согласились бы работать при такой «допустимой убыточности». Немного статистики (по членам ТТ Клуба в СССР, 1993 –2002 гг.): Средняя заявленная претензия — 23 тыс. долл. (огромные претензии более 100 млн долл. США) были предъявлены членам ТТ Клуба таможенными органами в 1995-1996 гг. Выплаты на одного члена в год — 15 тыс. долл. Выплаты более 500 тыс. долл. США получили — 7% компаний; при этом доля таких дел — всего 1,5% в общем количестве страховых случаев, более 40% в сумме всех страховых выплат. Удельный вес преступности (незаконных действий третьих лиц) в цене страхования — более 60% (до 1999 г. включительно — 75%). Предоставляя стандартный страховой пакет для автоперевозчиков (включая автострахование и экспедирование), ТТ Клуб делает особый акцент в своей работе на качество обслуживания своих членов, а также дополнительный сервис: консультирование, анализ договоров, меры по предотвращению убытков.
Записал В.Васильев.
Вся пресса за 30 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|