Бюллетень недвижимости, Санкт-Петербург,
8 июня 2010 г.
КАСКО еще подорожает 1661 просмотр
Страховые компании прогнозируют увеличение сборов по автострахованию, но не только вследствие наметившегося в апреле 2010 года увеличения спроса на автомобили, а главным образом благодаря очередному повышению тарифов на страховки. «БН.ру» разбирался в тонкостях тарифообразования по КАСКО и выбирал наиболее дешевое предложение.
Сборы страховщиков по страхованию автомобилей от угона и ущерба (КАСКО) существенно сократились в 2009 году и продолжили падать в 2010-м. С января по апрель сборы уменьшились на 23% из-за падения доходов населения и спроса на автомобили, приобретаемые в кредит. Одновременно с этим расходы страховщиков по возмещению убытков страхователям продолжают расти, хотя более медленными темпами, чем в кризис: примерно на 10% с начала 2010 года. Уровень выплат, т. е. отношение собранных страховых премий к выплатам по наступившим страховым случаям, превысил 90%. Рост убыточности автострахования имеет несколько причин. Прежде всего, специфика самого страхового процесса: договоры заключаются на 12 месяцев, уменьшение количества застрахованных позитивно скажется на статистике выплат только спустя год. При этом в текущем году страховщикам приходится компенсировать страхователям ущерб по страховым событиям, произошедшим в прошлом году, по уже истекшему страховому договору. Плюс к этому в период кризиса страхователи стали внимательнее относиться к своим автомобилям и чаще обращаются за возмещением ущерба. «Число обращений по КАСКО выросло в 2010 году на 40%, в том числе и из-за обращений по незначительным, частным случаям», — отмечает заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков.
Запчасти и сервис
Уровень убыточности напрямую связан со стоимостью запасных частей для автомобилей, которые составляют 40–45% от общей стоимости ремонта. Девальвация рубля в начале кризиса (на 30–40% по отношению к доллару США и евро) сильно увеличила затраты на обслуживание импортных автомобилей. Интересную реакцию рынка автозапчастей на кризисную ситуацию отмечает главный андеррайтер по страхованию транспорта группы компаний «АСК» Екатерина Грибанова: «В период кризиса появились интернет-магазины по продаже запасных частей для автомобилей, которые опережают традиционных оптовиков по цене, скорости и качеству поставок. Часть закупок сместилась в виртуальное пространство, и конкуренция среди продавцов предотвращает удорожание деталей за счет необоснованных торговых наценок». Автодилеры тоже корректируют свою политику ценообразования. В 2009 году они старались компенсировать падение доходов из-за спада продаж автомобилей ростом цен на услуги принадлежащих им автосервисов. Однако сильную конкуренцию им составили мультибрендовые центры, сдерживающие стоимость нормо-часа. Цены двух категорий ремонтников отличаются в несколько раз, оказывая влияние на размер средней выплаты, что привело к перераспределению потоков застрахованных. Со второй половины прошлого года дилерские СТО начали предоставлять скидки и снижать цены, особенно — на постгарантийные автомобили, поскольку на такие машины страховщики рассчитывают стоимость ремонта исходя из расценок не дилерской станции, а «армянской мастерской». В последнем случае стоимость нормо-часа примерно вдвое ниже, чем у официального дилера. «Сейчас предпосылок для роста цен на ремонтные работы на рынке нет», — считает Екатерина Грибанова.
Новая тарифная политика
На рост затрат, снижение спроса, доходов и чистой прибыли страховщики отреагировали повышением тарифов. За прошлый год они возросли примерно на 20–30%. «В конце 2009 года некоторые крупные страховщики начали пересматривать тарифы в сторону повышения, так как увеличение сборов страховых премий по автострахованию начало «догонять» растущие убытки (выплаты) по заключенным договорам», — говорит заместитель директора петербургского филиала «ВСК» Вадим Котов. Однако особенно «отчаянные» компании продолжали демпинговать, мешая прогрессивным страховщикам взвинчивать цены. «Несмотря на общую тенденцию к выравниванию тарифов, отдельные страховые компании продолжают демпинг на рынке КАСКО. В этом году демпинг носит точечный характер и направлен на привлечение большего числа страхователей — обладателей конкретных марок автомобилей. За счет чего данные страховщики позволяют себе такой демпинг — вопрос открытый. Важно понимать, что за этим стоит. Самый худший вариант — это покрытие кассового разрыва. Возможен и вариант кросс-финансирования за счет других прибыльных видов страхования», — объясняет заместитель директора Северо-Западной дирекции «РОСНО» Владислав Анисимов.
Пошли в отказ
«Страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу», допустившие «перекос» портфеля в сторону автострахования, не формировавшие страховые резервы и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут «соскочить» с такой «иглы», — поясняет Вадим Котов. Как следствие, демпингующие компании вынуждены изобретать технологии снижения размеров выплат, отказов. Один из практикуемых страховщиками подходов — ухудшение условий договоров в части выплат. «Даже перезаключая договор в хорошо знакомой страховой компании, клиентом которой вы являетесь много лет, не ленитесь перечитать его условия, — советует один из страховщиков. — «Сюрпризы» могут быть самые разные. После наступления страхового случая вдруг выяснится, что, к примеру, страховка покрывает только убытки от ДТП, а не от повреждений на прилегающих территориях. Или — такое тоже не редкость — поджог не относится к страховым случаям». Не желающие демпинговать компании изыскивают иные способы предложить рынку более дешевый продукт. Стала более распространенной страховка с франшизой. По словам Екатерины Грибановой, в портфеле «АСК» доля страховок с франшизой достигла 40%. Но в данном случае речь идет об особой программе, по которой автомобиль страхуется со значительной франшизой (25 тыс. руб.), а после наступления страхового случая владелец может доплатить вторую половину стоимости полной страховки и «аннулировать» франшизу. «Начинают появляться новые страховые программы по цене, ниже привычной, ориентированные только на риски «угон» или «значительный ущерб», сопровождающиеся большой франшизой и привязанные к малоубыточным страхователям», — говорит Владислав Анисимов. И добавляет, что ориентированы эти предложения на владельцев недорогих и средних по цене автомобилей.
Тарифы осенью пересчитают
Начиная с апреля 2010 года, страховщики отмечают постепенное восстановление сегмента добровольного автострахования и связывают его с увеличением продаж автомобилей. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, апрельские продажи выросли на 20% по отношению к прошлогодним. В апреле автодилеры продали почти на 40 тыс. автомобилей больше по сравнению с мартом. Наиболее оптимистично настроен Росгосстрах: там ожидают роста рынка АвтоКАСКО уже в 2010 году на 18% по отношению к 2009 году. Другие страховщики более осторожны в своих предсказаниях. «В целом в 2010 году ожидается вероятное сокращение рынка КАСКО на 5–10%, рынок Северо-Запада будет развиваться в этом же направлении. Восстановление автострахования в объемах 2008 года произойдет не ранее, чем через два года», — считает Владислав Анисимов. Тем не менее, о снижении тарифов на автострахование страховщики и не заикаются, наоборот, они намерены к осени повысить тарифы по КАСКО. Развитие рынка АвтоКАСКО, по мнению опрошенных экспертов, будет характеризоваться концентрацией рынка, то есть увеличением доли крупнейших десяти компаний и ростом цен на полисы КАСКО, сдерживаемым в период кризиса. По прогнозу директора Северо-Западной дирекции страховой компании «ERGO Русь» Андрея Знаменского, повышение среднерыночных тарифов КАСКО произойдет уже осенью этого года. Вадим Котов уверен, что повышение тарифов будет не тотальным: цены будут вынуждены подтягивать те компании, что увлеклись в период кризиса демпингом. Те же, кто не спешил наращивать портфели за счет массовых продаж «дешевых» полисов, смогут удерживать свои цены на прежнем уровне.
ТОП-10: цены и требования
«БН.ру» решил выяснить, что предлагает рынок автострахования владельцу автомобиля. Для проведения сравнительного анализа выбраны компании, сформировавшие, по данным Федеральной службы страхового надзора, наиболее объемные портфели по автострахованию в I квартале 2010 года. У этой десятки сосредоточено почти 67% средств, полученных от продажи полисов КАСКО. Путем телефонного опроса собраны сведения о стоимости страховок для четырех самых популярных (продаваемых и угоняемых) моделей автомобилей: Lada Priora (седан, двигатель 1,6 л, 98 л. с., стоимость 320 тыс. руб.), Ford Focus (хэтчбэк 3 дв., двигатель 1,6 л, 100 л. с., стоимость 520 тыс. руб.), Renault Logan (седан, двигатель 1,6 л, 102 л. с., стоимость 450 тыс. руб.), Mitsubishi Lancer (хэтчбэк 5 дв., 1,8 л, 143 л. с., стоимость 595 тыс. руб.). По легенде, владелец машины — мужчина, возраст 35 лет, стаж вождения — 5 лет. Ранее не являлся клиентом компаний. То есть выбрано такое соотношение возраста и стажа, при котором не применяются повышающие коэффициенты. Обозначенные условия (отсутствие истории отношений с компанией) не позволяют применить и понижающие коэффициенты. По данным таблицы ясно: утверждение страховщиков о том, что со стабилизацией ситуации в экономике тарифы ведущих страховщиков выравниваются, не соответствуют действительности. Тарифы на добровольное страхование Lada Priora в Петербурге различаются более чем вдвое (6,15% и 15,3%), на Ford Focus — почти вдвое (6,9% и 12,7%). Меньше разница между самыми высокими и самыми низкими тарифами на Renault Logan (6,9% и 10,1%) и Mitsubishi Lancer (9,7% и 15,3%). Только три компании из десяти выдвинули условие: обязательно установить дополнительные противоугонные устройства на страхуемые машины. Остальные либо довольствовались штатной сигнализацией, либо вовсе не выдвигали никаких требований. Очевидно, что дополнительные меры по сохранности машин позволяют страховым компаниям удерживать тарифы на более низком уровне. К примеру, РГС, отличающийся довольно низкими тарифами, подкрепляет их дополнительными требованиями к сигнализации. «Ренессанс-страхование», чьи тарифы зачастую еще ниже, озабочен сохранностью только самого дорогого из перечисленных автомобилей — Mitsubishi Lancer.
Елена ДЕНИСЕНКО Тариф и стоимость каско десяти крупнейших российских страховщиков
Вся пресса за 8 июня 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 ноября 2024 г.
|
|
МК в Барнауле, 20 ноября 2024 г.
В Барнауле задержали очередных автоподставщиков
|
|
Телепорт2001.ru, Благовещенск, 20 ноября 2024 г.
На банки стали чаще жаловаться жители Амурской области
|
|
Интерфакс, 20 ноября 2024 г.
«Ренессанс страхование» за 9 месяцев снизило чистую прибыль по МСФО на 53,2%
|
|
СарИнформ, Саратов, 20 ноября 2024 г.
Колесом в открытый люк: мэрию Саратова заставили компенсировать ремонт иномарки
|
|
Авторадио, 20 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 20 ноября 2024 г.
Новосибирец отсудил деньги за навязчивые рекламные звонки
|
|
Ведомости онлайн, 20 ноября 2024 г.
Чистая прибыль «Ренессанс страхования» по МСФО снизилась на 53,2%
|
|
ТАСС, 20 ноября 2024 г.
Более 70% водителей оказывают другим помощь на дорогах
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 20 ноября 2024 г.
Тюменские таксисты проигнорировали новое правило работы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
|
Коммерсантъ, приложение, 20 ноября 2024 г.
Страховщики потянулись за ремонтом
|
|
Друг для друга, Курск, 20 ноября 2024 г.
Мошенники лишают курян сбережений под предлогом замены медполиса
|
|
grozny.tv, 20 ноября 2024 г.
Жители Чеченской Республики стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Интерфакс, 20 ноября 2024 г.
Депутаты намерены требовать обязательного страхования лифтов
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|