Санкт-Петербургские ведомости,
7 июня 2010 г.
Случай в Сарвилахти
1007 просмотров
Когда в начале 2010 года были опубликованы предварительные результаты работы отечественных страховщиков по «Зеленой карте» (европейскому аналогу ОСАГО), удивлению не было предела. С наших автомобилистов, выезжавших за границу, собрали около 40 млн евро, а выплаты составили всего 750 тысяч евро. Тогда Российский союз автостраховщиков (РСА) и большинство компаний наотрез отказывались комментировать, почему разница столь велика и куда деваются деньги потребителей. Финансовые результаты российского бюро «Зеленой карты» в первом квартале 2010 года внесли кое-какую ясность.
Так уж исторически сложилось, что ни человеческая жизнь, ни частная собственность в России не ценятся. Во всяком случае среди стран - участниц клуба «Зеленая карта» у нас по ОСАГО самый низкий лимит выплат по здоровью, а по имуществу - второй с конца. Не более 160 000 рублей (около 4000 евро) готовы заплатить наши страховщики ОСАГО каждому пострадавшему. Столько же полагается на компенсацию вреда имуществу, т.е. автомобилям и ценным грузам. Хуже к собственности относятся только в Иране, где за ее повреждение выплатят максимум 914 евро. Даже наши так называемые младшие братья, бывшие соседи по СССР - Республика Беларусь и Украина, дают участникам дорожного движения больше гарантий.
В развитых странах лимиты возмещения поражают воображение: 50 млн евро на общий ущерб от ДТП в Андорре, 70 млн евро на лечение в Испании, 100 млн евро на имущество в Бельгии... Не говоря уже о том, что в целом ряде стран (например, у нашего соседа Финляндии) нет ограничения по лимиту страхового покрытия (ущерб, нанесенный жизни и здоровью), т. е. компенсация пострадавшему может быть бесконечно большой. И по этим правилам приходится «играть» нашим страховщикам - эмитентам «Зеленой карты».
Представить себе медицинскую услугу стоимостью 70 млн евро трудно. Однако стоит учесть, что как такового срока давности по страховым случаям в Европе нет. Если человек в результате аварии получил инвалидность, страховая компания (СК) обязана компенсировать не только лечение, но и потерю дохода. Фактически пострадавший попадает к страховщику на содержание. Еще в страховой практике распространен такой экзотический для россиян вид ущерба, как «боль и страдание».
Вот один из примеров аварий в Европе (которые обернулись немалыми затратами российских страховщиков «Зеленой карты»). 11 февраля 2010 близ города Сарвилахти в Финляндии россиянин не справился с управлением, выехал на «встречку» и столкнулся с автомобилем местного жителя. В результате машина финна теперь не подлежит восстановлению, а на больничной койке с тяжелыми травмами оказались как водитель-финн, так и пассажир, сидевший в российском автомобиле. По состоянию на 31 марта выплаты по этому ДТП составили более 50 тыс. евро - на первичное лечение пострадавших. Впереди еще компенсация стоимости «убитого» автомобиля (в наших автосалонах подобные модели стоят около 1,5 млн рублей), а также дальнейшие выплаты по здоровью и компенсация потери дохода. Сколько убытков понесет российская СК, сейчас сказать трудно.
В первом квартале текущего года количество заявок на компенсацию ущерба значительно выросло. По данным РСА, в 2009 году было урегулировано 729 страховых случаев на общую сумму 1,55 млн евро. То есть с момента подведения предварительных итогов в феврале объем выплат вырос вдвое. Кстати, львиная доля компенсаций (1,16 млн евро) уходит именно в страны Евросоюза, где приняты очень высокие лимиты. В первом квартале 2010 года урегулировали 272 случая, ущерб по которым составил 709 тыс. евро. Еще 339 ДТП «стоимостью» около 1,37 млн евро сейчас готовятся к урегулированию. Последняя сумма пока предварительная и вполне может существенно вырасти. Кроме того, 1489 аварий пока не оценены экспертами.
Как утверждает заместитель директора СК «Двадцать первый век» Николай Федоров, за первые четыре месяца 2010 года количество поступивших к ним заявок на компенсацию от иностранных пострадавших выросло примерно в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Федоров объясняет эту ситуацию просто: «Часто на Западе, перед тем как выписать счет страховой компании виновника, бюро страны, где произошло ДТП, полностью производит выплату пострадавшему, не информируя СК. Временной лаг может составить несколько месяцев. На данный момент мы вообще не имеем полной картины о количестве наших клиентов, попавших в аварии за границей, и не представляем, сколько еще страховых событий нам предстоит урегулировать. Наши сограждане не имеют привычки уведомлять о ДТП, в которых они были виновны. Думаю, что не ошибусь, если скажу: своего страховщика уведомляет об аварии один из тысячи российских водителей».
Член Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Константин Шипунов, который в том числе контролирует составление законопроектов по страхованию, уверен: тарифы на «Зеленые карты» вполне оправданы. Объем выплат уже в течение ближайших лет должен приблизиться к объему премий, а норма прибыли СК по этому продукту установится на прогнозируемый ранее уровень 10 - 15%. Кроме того, напоминает чиновник, РСА как новичок в клубе платит более высокие членские взносы, а наши компании обязаны перестраховывать свои риски у первоклассных западных перестраховщиков. Все эти расходы, естественно, заложены в цену полиса. Каждая СК должна была внести в фонд текущих обязательств бюро по 500 тыс. евро. Кроме того, Россия сформировала гарантийный фонд в размере 11 млн евро (взнос каждого из участников составил 917 тыс. евро).
Подобная структура обязательных затрат отечественных СК сохранится еще лет на восемь-девять, пока страна находится на «испытательном сроке» в клубе «Зеленая карта», считает Константин Шипунов. На сегодняшний день снижение стоимости страховки для россиян, выезжающих на машине за границу, возможно только в связи с колебаниями курса европейской валюты. В апреле цена полиса уже упала на 10%, и в июле планируется новое снижение.
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
Вся пресса за 7 июня 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Учет и отчетность, Тенденции, Выплаты, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|