Аргументы и факты-Прикамье,
18 декабря 2002 г.
На страховку становись!
719 просмотров
Но какими будут обязательные платежи, сегодня не знают даже в Правительстве.
Как это начиналось
Желание застраховать всех владельцев автотранспорта у российского Правительства появилось лет десять назад. Первый вариант закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности" рассматривал еще Верховный Совет РФ в 1992 году. С тех пор документ несколько раз переделывался, даже принимался во втором чтении, но до подписи Президента дело не дошло. Наконец, в апреле этого года Государственная Дума приняла закон в третьем чтении, отложив его вступление в силу до 1 июля 2003 года. Тут же появилась масса вопросов у страховых компаний, региональных властей и, конечно, у автовладельцев. До последнего времени было не ясно, во что обойдется это нововведение рядовому гражданину России.
Сколько будет стоить
На заре коммерческого страхования автомобилей страховые компании определяли ставки тарифов почти наугад. В расчет брались не статистика убытков и экономические особенности бизнеса, а состоятельность клиента. Так, базовая ставка по страхованию с лимитом ответственности в 10 тысяч долларов составляла в тот период 80 долларов в год для отечественных автомобилей. Считалось, что чем выше мощность двигателя машины, тем выше может быть нанесенный урон и, соответственно, дороже будет полис. Шли годы, накапливалась статистика по страховым случаям, и стало понятно, что дело не только в лошадиных силах. С наступлением относительной стабильности в экономике у ведущих страховых компаний появились новые подходы к базовому тарифу. В настоящее время применяется система повышающих и понижающих коэффициентов. Именно полагаясь на этот принцип, действовали работники Министерства финансов, подготовившие расчеты страховых тарифов. В отличие от правил добровольного страхования гражданской ответственности, не будет сделана скидка для владельцев машин с малой мощностью двигателя. Величину базового тарифа предполагается установить в 2110 рублей. Будут применяться различные коэффициенты. Например, для жителей Москвы тариф увеличится вдвое.
Как будет работать
Итак, каждый гражданин России, имеющий автомобиль, мотоцикл, прицеп — словом, все, что регистрируется в ГАИ, будет обязан ежегодно страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда жизни и здоровью людей и их имуществу. Это значит, что если вы врезались в чужой автомобиль, то платить за ремонт этой машины и лечение людей будете не вы, а ваша страховая компания. Та самая, которой вы предварительно заплатили взнос за взятый риск. Сейчас этим видом страховки пользуются на добровольной основе около 10 процентов автомобилистов. С июля 2003 года, если закон вступит в силу, получить полис обязаны все владельцы машин (кроме некоторых видов военной и строительной техники). Без страховки нельзя поставить автомобиль на учет в ГАИ и пройти технический осмотр. А с 1 января 2004 года водителей без полиса будут штрафовать.
Кому нужно
В принципе, страхование ответственности владельцев автомобилей дело полезное, так как люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, смогут получить гарантию возмещения ущерба. По статистике, в России за один год на дорогах погибает около 30 тысяч человек и около 180 тысяч получают увечья. Сумму вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, специалисты оценивают в несколько миллиардов рублей ежегодно. Конечно, по идее, виновник сам должен возмещать причиненный им ущерб. Но участники аварий знают, как непросто получить деньги с виновника, особенно если автомобиль был его единственной ценной вещью. Государство, вводя этот вид обязательного страхования, снимает с бюджета нагрузку на лечение пострадавших и способствует безопасности движения (в законе установлена зависимость страхового тарифа от количества аварий, совершенных владельцем полиса). Но для того, чтобы механизм заработал, должны быть готовы все участники: департамент страхового надзора Министерства финансов, ГАИ, автовладельцы, медики, автосервис и, конечно, страховые компании.
Кто выиграет
Обязательное страхование ответственности автовладельцев во многих странах считается невысокодоходным видом бизнеса. Для отработки всей этой технологии европейцам понадобилось около пятидесяти лет. Но в настоящее время большинство государств ввели у себя обязательное страхование. Хотя понятно, что на первом этапе компаниям придется нелегко. По мере роста страховых сборов обычно растет и количество убытков. Учитывая наши дороги, объем выплат на ремонт "битых" машин может оказаться довольно высок. Кроме всего этого, страховым компаниям придется сделать солидные инвестиции в обеспечение своего присутствия во всех регионах России. Необходимо произвести значительное расширение штата сотрудников, увеличение вложений в материально-техническую базу и технологию. И, наконец, страховщикам надо определить структуру, которая бы позволила им урегулировать взаимные претензии, а автовладельцам обойтись без вызова милиции на место аварии. Цена выхода на рынок, по оценке Всероссийского союза страховщиков, составляет около 10 миллионов долларов. Тем не менее, желающих заняться страхованием гражданской ответственности автовладельцев немало. И понятно, почему — если весь рынок страхования в России оценивают в 5-6 миллиардов рублей, то емкость нового сегмента может достигнуть 3-х миллиардов. Однако выйти на этот рынок непросто: прежде всего, компания должна иметь все лицензии и не менее двух лет уже оказывать услуги именно по этому виду страхования.
Кто проиграет
Пока не совсем понятно, принесет ли новый закон реальную помощь автовладельцам или это очередной налог для россиян, И если налог, почему он не внесен в Налоговый Кодекс. В любом случае, правовая основа закона еще требует доработки. В октябре этого года в Думу были внесены три поправки к бюджету на 2003 год. Смысл первой заключался в выделении 200 миллионов рублей ГАИ на создание общей информационной базы. Именно на нее будут ориентироваться страховщики при заключении договоров и процедуре выплат. Вторая поправка предусматривает 50-процентную компенсацию страховых взносов для нескольких категорий льготников, в том числе и для пенсионеров. В-третьих, предложено перераспределить статьи бюджета и застраховать государственный транспорт. В конце ноября бюджетный комитет Госдумы отклонил эти поправки.
Президент Всероссийского общества союза страховщиков Александр Коваль заявил по этому поводу: — Это значит, что либо закон не заработает в полную силу, либо страховщики все расходы возьмут на себя. Тем не менее, об отсрочке начала действия закона страховые компании и думать не хотят, так как это повредит новому рынку. Не все депутаты Государственной Думы согласны с нынешней редакцией закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Вот что думает по этому поводу депутат Виктор Похмелкин: — Я голосовал против этого закона. Документ не сбалансирован. В нем, прежде всего, учтены выгоды страховых компаний, а не автовладельцев. Меня не устраивают следующие моменты. Во-первых, не учтены интересы пожилых водителей, ведь ездят они мало и, как правило, очень аккуратно. Для них страховка — дороговата. Во-вторых, в законе не предусмотрен автоматизм выплат. И, в-третьих, плохо проработан момент возможной инфляции. Поэтому считаю, что нынешняя редакция закона дискредитирует саму идею. Я подготовил обращение о переносе начала действия закона на один год. Так или иначе, решение о запуске механизма страхования гражданской ответственности уже принято. Правительство обещало утвердить ставки страхования на своем последнем в этом году декабрьском заседании. Вряд ли конечные цифры будут кардинально отличаться от предварительно предложенных. И в любом случае с 1 июля 2003 года все российские владельцы машин начнут жить по новым законам, нравятся они им или нет.
ТРОПИНИН Д.
Вся пресса за 18 декабря 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|