Российская газета,
22 сентября 2000 г.
Без страховки — не поедешь 1335 просмотров
На днях в Думе состоится слушание законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта.
Аванс за аварию
Правительство РФ собирается поддержать принятие этого законопроекта. Правда, в случае, если он будет доработан с учетом требований и замечаний кабинета и приведен в соответствие с действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ, Законом об организации страхового дела и бюджетным законодательством. Как ни удивительно, это нагромождение требований авторы собираются удовлетворить до конца года. В принципе, новый, доработанный вариант вполне готов. Но времени на то, чтобы оформить его должным образом и провести все формальные процедуры — нет. Поэтому депутатам будет предложено принять старый вариант за основу, а потом ко второму чтению кардинально изменить его внесением поправок. Если в следующем году он будет принят, то в 2002 году у нас будет возмещаться вред, нанесенный в результате ДТП жизни и здоровью, а с 2005 — имуществу. Надо заметить, что этот законопроект — один из самых древних в российской истории. Впервые он "появился на арене" еще в 1924 году, потом к идее не раз возвращались, а с недавнего времени эти попытки стали регулярными. Однако ни одна из них успехом не увенчалась. Как говорится, собака зарылась уже в самом названии: "Обязательное страхование за счет граждан". Что любым нормальным человеком воспринимается, как новая попытка заставить несчастного автомобилиста раскошелиться. Но так ли страшно это новшество, как его пытаются представить? Суть проекта заключается в следующем. Каждый автовладелец должен будет платить ежегодный страховой взнос. В случае если, не дай бог, произошла авария, независимо от того, кто в ней виноват, за ущерб, причиненный другой машине и ее владельцу, расплачиваться станет страховая компания. Страховой полис будет выдаваться вместе с техталоном, да и проверять его наличие будут при прохождении техосмотра. Правда, решение о размерах страхового покрытия, то есть той суммы, в пределах которой страховая компания оплатит ремонт, еще не принято. Дело в том, что рассчитать ее не так просто. Необходимо проанализировать статистику последних лет по ДТП и нанесенного в их результате ущерба. Затем из суммы максимального покрытия рассчитывать и сумму взноса. И, кстати, это один из основных камней преткновения.
Полис без лимита
Понятно, что если тариф будет невысоким, обязательную страховку спокойно примут все, однако она окажется нерентабельной. В убыток себе никто из страховых структур работать не станет. Конечно, найдутся страховщики, которые и на таких условиях согласятся выдавать полисы. В первый год наберут денег, а через два разорятся. Люди останутся и без страховой защиты, и без денег. Как следствие, сложится резко отрицательное мнение в отношении такой практики, и реанимировать этот закон будет просто невозможно. Кстати, тому есть примеры — Украина и Белоруссия, которые были совершенно не готовы к подобному закону, в результате — неправильно посчитали тарифы. И теперь автостраховка существует там действительно как очередной вид поборов. Что касается Белоруссии, то она там давно отменена постановлением правительства, но соответствующих изменений в правила дорожного движения не внесено. Поэтому каждый инспектор вправе с вас ее потребовать, что он и делает. Надо заметить, что во всем мире аналогичный закон прекрасно работает. О "зеленой карте" знают все. Эта система международных договоров, давшая название страховому удостоверению (первоначально его цвет был зеленый), об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев начала действовать еще в пятидесятых годах. Сейчас в сообществе 46 государств-участников. Обладая "зеленой картой", автолюбитель может въезжать в любую страну, участвующую в системе, не приобретая на границе дополнительный полис страхования. России, до принятия соответствующего закона, дорога в это международное сообщество закрыта. Надо сказать, что в большинстве стран полис не имеет лимита ответственности. Есть, правда, исключения: в Германии он составляет три миллиона дойчемарок, а в Польше — 800 тысяч ЭКЮ. Для сравнения, этой суммы хватит, чтобы компенсировать затраты на ремонт "Роллс-Ройса" или на лечение пострадавших в аварии в частной швейцарской клинике. Был даже такой случай: российский турист поехал за границу на собственном авто. В какой-то момент у машины отказали тормоза, и он въехал в ювелирный магазин. Убытки составили около миллиона долларов и были оплачены страховой компанией, потому что туристу пришлось купить на границе "зеленую карту". Для нашего обязательного автогражданского страхования — это пока мечты. Предполагается, что закон будет вводиться в два этапа. На первом обязательным будет только страхование за ущерб, причиненный жизни и здоровью людей. Кстати, наша жизнь и здоровье, как оказалось, стоят недорого: страховое возмещение на первом этапе не превысит нескольких сотен долларов. В течение трех лет планируется обкатать новую систему, выявить и устранить все недочеты, утрясти тарифы. Заодно и автомобилисты попривыкнут к новинке. А по прошествии этого времени будет запущен второй этап: обязательное страхование ответственности за повреждение машины. О суммах взносов и покрытии здесь говорить пока еще рано.
Моторное бюро дальних путешествий
Сразу надо оговориться, что уполномоченных страховых компаний здесь не будет. По возможности и желанию этим будут заниматься практически все страховщики. Тем более, что для такой деятельности требуется только лицензия департамента страхового надзора Минфина. Уже сейчас ряд компаний планирует сформировать некое моторное бюро, которое будет координировать их работу на всей территории России. Делается это для того, чтобы у водителя не возникло проблем с оформлением страхового случая за тысячу километров от места жительства. Впрочем, авторы законопроекта подстраховались и на подобный случай. Часть собранных взносов — пять-десять процентов всех собранных премий — страховщики будут перечислять в гарантийный фонд. Средства которого предполагается использовать для выплат водителям, когда какая-то из страховых компаний не сможет выполнить своих обязательств. В разработке проекта принимают участие и крупные российские страховые компании. Догадаться, что их привлекает в законе и чего они боятся, несложно. После вступления закона в силу за счет автострахования, конечно, увеличится денежный оборот компаний. Но при низких тарифах вряд ли получится возместить убытки с помощью других видов страхования, которые будут предлагаться новым клиентам. У подавляющего числа населения просто не хватает денег на эти другие виды. К тому же само по себе автострахование гигантской прибыли не приносит. Оно дает компании возможность более широко работать, страховать не только машины, но и грузы, здания, домашнее имущество. А принятие закона даст новый толчок этому рынку.
Вся пресса за 22 сентября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, За рубежом, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
31 марта 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 31 марта 2025 г.
Для кого станет дороже ОСАГО и КАСКО в 2025 году

|
|
РБК (RBC.ru), 31 марта 2025 г.
Новый владелец бывшего чешского страховщика в России сменил его название

|
|
Острова (ТИА), Южно-Сахалинск, 31 марта 2025 г.
Жители Сахалина активно страхуются от укусов клещей перед сезоном

|
|
vc.ru, 31 марта 2025 г.
Андрей — молодец!

|
|
Известия, 31 марта 2025 г.
Страховым агентам разрешат работать только на основании агентских договоров

|
|
Ведомости, 31 марта 2025 г.
Пациенты просят включить новые жизненно важные препараты в схемы лечения

|
|
Ведомости, 31 марта 2025 г.
Депутатов по закону обяжут раз в месяц встречаться с избирателями

|
30 марта 2025 г.

|
|
ixbt.com, 30 марта 2025 г.
ЕС обяжет страховщиков резервировать 100% капитала под криптовалюты

|
|
Караван+Я, Тверь, 30 марта 2025 г.
Застрахуй: тверитяне чаще всего страхуют жизнь

|
|
РБК.Омск, 30 марта 2025 г.
Страховщики прогнозируют ущерб от паводка в Омской области более 1 млрд рублей

|
|
Комсомольская правда-Тверь, 30 марта 2025 г.
В Тверской области продажи полисов КАСКО за год выросли на 20%

|
|
Аргументы и факты-Тверь, 30 марта 2025 г.
Стало известно, сколько потратили за прошлый год на КАСКО тверские водители

|
|
ФедералПресс, 30 марта 2025 г.
Страхование от пожаров и наводнений: эксперт объяснила, как выбрать надежную компанию

|
|
Astrakhanpost, Астрахань, 30 марта 2025 г.
Астраханская область не готова к эксперименту по проверке полисов ОСАГО

|
29 марта 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 29 марта 2025 г.
Крушение батискафа «Синдбад»: как организованы морские экскурсии в Египте

|
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|