Пока население не поверит, что автострахование может приносить прибыль, система ОСАГО эффективно работать не будет, сообщает издание.
РБК, журнал,
8 июля 2004 г.
Россияне не воспринимают ОСАГО 1218 просмотров
Пока население не поверит, что автострахование может приносить прибыль, система ОСАГО эффективно работать не будет
Согласно исследованию, проведенному недавно компанией BusinessVision, на сегодняшний день более 10% автовладельцев в Москве не имеют полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Причем почти половина из них не собирается приобретать полис ОСАГО в ближайшее время. И хотя эти результаты оказались лучше, чем ожидали эксперты, радоваться пока рано. По данным BusinessVision, сегодня покупка полисов ОСАГО осуществляется преимущественно под давлением государства, внутренними мотивами руководствуется очень небольшая группа потребителей (см.результаты исследования. Однако именно то, что население воспринимает ОСАГО как налог, является основной проблемой развития системы страхования автогражданской ответственности в России. Уменьшение тарифов, о котором много говорят в последнее время, едва ли исправит ситуацию, необходимы более глубокие системные преобразования. Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 г. Согласно этому документу, заниматься страхованием автогражданской ответственности могут только компании - члены Российского союза автостраховщиков (РСА). Основная задача этой организации - платить компенсации пострадавшим в случае, когда виновник ДТП неизвестен или страховщик объявлен банкротом. И хотя с момента вступления законопроекта в силу прошел уже год, он по-прежнему вызывает огромное количество споров. Сегодня подавляющая часть россиян уже приобрела полисы ОСАГО, но, несмотря на это, большинство экспертов считают, что качество работы закона об ОСАГО неудовлетворительное. Компания BusinessVision в июне этого года провела инициативное исследование потребительских предпочтений и потребительского поведения на рынке страхования автогражданской ответственности Москвы. В результате исследования выяснилось, что более 10% автовладельцев столицы до сих пор не имеют полиса страхования автогражданской ответственности. Мало того, 40% среди незастрахованных в ближайшее время не собираются приобретать полис ОСАГО. Комментируя результаты данного исследования, пресс-секретарь ОСАО "Ингосстрах" Наталья Горгидзе отметила, что они достаточно предсказуемые. По ее словам, Москва демонстрирует примерно ту же картину по числу купивших полис ОСАГО, что и вся Россия. "Десять процентов "отказников", то есть лиц, не купивших полис и при этом владеющих автомашинами, - это цифра, примерно постоянная по всей стране, - пояснил RBC daily руководитель Центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец. - Об этом свидетельствуют социологические опросы, проводимые "Росгосстрахом" по различным регионам. Конечно, это плохо, однако год назад этот показатель прогнозировался на уровне не менее 20%". "Сложившаяся ситуация вполне понятна, - прокомментировал RBC daily эксперт рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. - Часть автомобилистов, не имеющих полиса ОСАГО, считает, что дешевле отделаться штрафными санкциями, чем покупать полис. Некоторые из них используют свои автомобили очень редко. Другие принципиально игнорируют такие процедуры, как ОСАГО или техосмотр. Впрочем, есть люди, которые традиционно откладывают на крайний срок подобные вещи". Действительно, по данным BusinessVision, объясняя отказ от ОСАГО, незастрахованные автовладельцы говорили, что редко пользуются автомобилем (25%), не могут позволить себе такие расходы (15%), не доверяют страховым компаниям (14%) и, наконец, считают, что легче платить штрафы (12%). При этом интересно отметить, что у 41,2% незастрахованных автовладельцев пока не проверяли наличие полиса ОСАГО, 23,5% предпочитают заплатить штраф при проверке, нежели приобрести полис, а 35,3% решают эту проблему другими способами. Однако и те автовладельцы, которые все-таки приобрели полисы ОСАГО, чаще всего делали это, руководствуясь далеко не внутренними побуждениями. Согласно исследованию BusinessVision, полис ОСАГО владельцы автомобилей покупают в основном в связи с тем, что государство обязало их (33% опрошенных) или установило высокие штрафы за отсутствие полиса (30%). Действительно, если до декабря прошлого года менее 5% автовладельцев ежемесячно приобретали полисы ОСАГО, то в декабре 2003 г. - январе 2004 г., в связи с введением с Нового года штрафов за отсутствие полиса, их стали приобретать более 10% респондентов. Еще 17% застрахованных купили полис "на всякий случай". И только 11% купили полис, поскольку беспокоятся за себя и родных, а 9% считают, что купить полис ОСАГО выгодно. Очевидно, что на сегодняшний день покупка полисов осуществляется под давлением "извне", внутренними мотивами руководствуется очень небольшая группа потребителей. А 10% респондентов, которые застраховались исходя из личных мотивов, по словам Натальи Горгидзе, - это как раз те, кто мог бы приобрести и добровольное страхование автогражданской ответственности. "Если говорить о мотивации потребителей к приобретению полиса ОСАГО, то здесь, конечно, большую роль играет государственное принуждение, - говорит Алексей Зубец. - Население более осознанно будет подходить к ОСАГО после того, как большая часть автовладельцев поймет, что ОСАГО защищает их в случае ДТП. Это произойдет через год-два. Хотя, с другой стороны, и в Европе ОСАГО было бы гораздо менее распространенным видом страхования, если бы оно не было обязательным. Никто не любит платить налоги, хотя понятно, что без них невозможно обеспечить социальную защиту. А ОСАГО, с точки зрения страхователей, в будущем в значительной степени останется налогом, хотя и социально важным". Именно то, что общество в целом воспринимает ОСАГО не как страхование, а как налог, является, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, основной проблемой развития системы страхования автогражданской ответственности в России. "Так произошло потому, что в России еще не сложилась культура страхования. Договоры добровольного страхования автогражданской ответственности имела незначительная часть населения. Многие просто не понимают, что они страхуют по договору", - пояснил Павел Самиев. С другой стороны, лимиты ответственности и процедура урегулирования убытков по ОСАГО действительно не могут быть признаны удовлетворительными. "Страхование должно быть выгодным, даже если оно обязательное. Государственные санкции не могут быть эффективными, если подавляющее большинство страхователей считают плату за полис бесполезными расходами. Но это не значит, что надо снижать тарифы. Работать необходимо в других областях - совершенствовать процедуру оценки ущерба и урегулирования, систему поправочных коэффициентов, менять лимиты ответственности", - отметил Павел Самиев.
Евгения ГАВРИЛЮК
Вся пресса за 8 июля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|