Об итогах первого года работы закона об "автогражданке", а также вероятности внесения изменений в данный закон рассказал начальник управления по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков Андрей Щавелев.
Радиостанция Маяк,
9 июля 2004 г.
ОСАГО: год спустя 1271 просмотр
Екатерина Некрасова (корреспондент)
Уже год как в России действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Очень многим водителям, которые столкнулись на дорогах, пришлось потом вплотную столкнуться и с ОСАГО. И тут мнения разделяются. По опросу исследовательского центра, большинство россиян все же положительно относятся к автогражданке, за вычетом некоторых недостатков. И мы недавно в одной из наших передач тоже проводили опрос и 95% слушателей заявили, что отношение у них по большому счету все-таки отрицательное. Каких ждать изменений нам на второй год действия закона об автогражданке, об этом мы поговорим с представителем Российского Союза автостраховщиков, начальником Управления по связям с общественностью Андреем Щавелевым. - Андрей Владимирович, я знаю, что ваш Союз уже собрал некую статистику по итогам года. Сколько в России осталось незастрахованных водителей? ЩАВЕЛЕВ: По данным Госавтоинспекции, у нас ежегодно проходят техосмотр 25 миллионов автотранспортных средств. Вообще на учете стоят 32,5 миллиона. Но у нас нет в стране института утилизации автомобилей, очень много сгнивших брошенных автомобилей, они до сих пор числятся в ГАИ на учете. Это не один миллион автомобилей, я вас уверяю. Поэтому 25 миллионов автомобилей - это как бы отправная точка. По итогам неполного года, поскольку полная статистика за год будет подведена не раньше середины июля, свою обязанность по страхованию гражданской ответственности в нашей стране выполнили 23,6 миллиона автовладельцев. Это порядка 92%. Вы знаете, честно говоря, в эти цифры, когда мы их получили, сначала даже не очень поверилось. Поскольку на Западе, по имеющейся у нас информации, регулярно не покупают страховые полисы от 10 до 15% автовладельцев. Россия оказалась на редкость законопослушной страной, несмотря на то, что этот закон абсолютно новый для нашего государства.
- Да, это действительно удивительная цифра, если вспомнить, сколько было возмущений в связи с принятием этого закона. А вот правду говорят, что с введением ОСАГО действительно появилась культура на дорогах, стали ездить аккуратнее. Вообще я просто знаю мнение гаишников и факты, которые они приводили, что количество аварий наоборот увеличилось. ЩАВЕЛЕВ: Я думаю, что это неправда. В принципе закон об автогражданке должен как-то повлиять на безопасность дорожного движения, но не сразу. Поскольку, допустим, система известная "бонус-малус", то есть поощрение водителей за безаварийную езду и наоборот наказание рублем для злостных нарушителей правил дорожного движения, она заработала только с 1 июля, то есть фактически неделя от роду. Поэтому должен пройти год-два, прежде чем люди столкнутся с очевидными преимуществами, когда он не совершает аварий и получает каждый год 5 процентов скидки при приобретении полиса автогражданки и наоборот полуторный коэффициент получает за то, что он стал виновником дорожно-транспортного происшествия. А когда человек столкнется наяву вот с этой проблемой, что нужно платить чуть ли не в полтора раза больше за страховку, тогда он, очевидно, подумает, а надо ли хамить на дороге.
- Вот раз мы об этом заговорили, давайте к этой системе вернемся. Не кажется ли вам, что водители предпочтут вообще между собой договариваться и в страховую фирму не обращаться? ЩАВЕЛЕВ: Вопрос достаточно философский: захочет ли пострадавший разбираться на месте. Ведь, что такое разбор на месте? Могу сказать, что это чревато просто обманом. Ну, условно, я виновник, а вы пострадавший в дорожно-транспортном происшествии. Я вам вагон и маленькую тележку наобещаю, дам даже свои координаты, паспортные данные. Но не будет свидетеля, не будет правильно оформленных документов, протоколов, и я скажу: извините, у меня сегодня нет тысячи долларов, чтобы вам дать, я вам заплачу и еще шоколадку куплю за это. А завтра я сделаю невинные глаза и скажу, что я вас первый раз в глаза вижу. Поэтому, захочет ли пострадавший разбираться на месте и получать обещания вместо реальных денег от виновника дорожно-транспортного происшествия. Если это оформляется ГИБДД и сообщается в страховые компании, он знает, что возмещение ущерба ему совершенно четко гарантировано.
Но, тем не менее, может быть, стоит эти ставки чуть-чуть снизить? ЩАВЕЛЕВ: Я не знаю, можно рассуждать, что они высоки или низки. Мы интересовались зарубежным опытом. Во Франции, скажем, в Германии ставка повышающего коэффициента для нарушителей правил дорожного движения такая, что наши кажутся просто детской игрушкой на фоне ставок западноевропейских стран. Там очень жестко относятся к нарушителям. Больше того, в своем выступлении представитель ГИБДД на недавнем семинаре сказал, что ГИБДД предлагает еще больше увеличить ставку для виновников дорожно-транспортных происшествий, чтобы остановить эту войну на дорогах, которая у нас происходит, чтобы люди, наконец, начали себя ездить дисциплинированно, потому что сейчас идет какой-то беспредел на наших дорогах. Как человека остановить от опрометчивого поступка. Наверное, лучше, чем рублем, еще способа не придумали.
- Вы упомянули, что в оформлении всех этих документов участвуют, естественно, представители ГИБДД. И они уже на самом деле жалуются, что слишком много у них работы стало. ЩАВЕЛЕВ: В принципе они должны были это предполагать, они даже принимали самое непосредственное участие в разработке и введении в действие этого закона. Действительно, группы разбора и дознания у них сейчас переполнены этими заявлениями. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы в мелких авариях до определенной суммы не задействовать в их оформлении сотрудников ГИБДД, чтобы страховые компании могли сами разбирать эти аварии. Я думаю, что к осени этого года этот вопрос может быть решен.
- И еще один вопрос, связанный с нормой бонусов. Вот водители с подмоченной репутацией могут заключить договор на новый год с новой какой-то компанией и заплатить, как они платили первый год, пусть там у них две или 10 аварий, все равно никто их не поймает на этом. Наверное, чтобы не было обманов, нужна какая-то единая база данных. ЩАВЕЛЕВ: Ну, во-первых, РСА сейчас создает автоматизированную информационную систему, куда будет заложено досье на каждого автовладельца.
- А как скоро ожидается, что она заработает? ЩАВЕЛЕВ: Я думаю, что к следующему году она уже будет введена полностью в действие, то есть никто никакую компанию обмануть не сможет. Хотя наши жулики на выдумку хитры. Допустим, в США в результате мошенничества страховые компании теряют ежегодно от 200 до 400 миллионов долларов. Это в Америке, где автогражданская ответственность давно-давно уже существует, все равно находятся умельцы.
- Теперь вернемся к статистике. В журналах, в газетах на эту тему очень разноречивые данные приводятся. Одни пишут, что страховщики просто озолотились на этом ОСАГО, а другие пишут, что наоборот терпят убытки. Вот сколько же действительно собрали и сколько потратили страховщики? ЩАВЕЛЕВ: За 11 месяцев страховые компании собрали 45,4 миллиарда рублей. При этом было заявлено страховых случаев за это время 404,5 тысячи. Урегулировано, то есть заплачены по ним деньги, 326,1 случаев. Выплачено по этим авариям 6,1 миллиарда рублей. Казалось бы, вот она супер-прибыль - 45 миллиардов и 6 заплатили, нефтяники и газовики отдыхают просто на фоне страховщиков. Но, понимаете, это просто некорректное сравнение цифр, их просто нельзя сравнивать. Я вам объясню, почему. Потому что 80 процентов от собранных денег страховщики обязаны направить в гарантийные резервные фонды, из которых они впоследствии будут все выплаты производить. По закону, по постановлению правительства страховая компания более 5 процентов прибыли не может положить себе в карман. - То есть сейчас ваша прибыль - это 5 процентов? ЩАВЕЛЕВ: В РСА существует гарантийный резервный фонд, из которого с 1 июля начались выплаты компенсаций по жизни и здоровью. Они тоже формируются из этих собранных денег. Поэтому все разговоры о супер-прибылях - это не более чем блеф.
- Ну а тогда выгодна вообще эта система страховщикам? ЩАВЕЛЕВ: Она выгодна страховщикам в том плане, что это единственное сейчас обязательное страхование в нашей стране, хоть и новое. Вообще на Западе вся эта выгода просчитывается на второй-третий год действия закона. И многие страны, уже столкнувшиеся с автогражданкой, констатируют, что этот вид страхования убыточен для страховых компаний. Что прельщает? Если убыточный, почему тогда им занимаются? Дело в том, что если раньше страховые компании бегали за клиентами, то сейчас клиент сам пошел в страховые компании. И страхуя автогражданскую ответственность, ему, естественно, страховая компания предлагает другой пакет страхования: дом, от пожара, здоровье и так далее, и так далее. И многие приобретают эти полисы.
- Да, но в то же время я читала, что с введением ОСАГО другие полисы перестали пользоваться спросом, на угон, например, и прочие. ЩАВЕЛЕВ: У кого дорогая машина, он, конечно, застрахует ее по Авто-КАСКО - на угон и ущерб. Конечно, у кого со средствами не очень хорошо, будем честно говорить, у нас страна не самая богатая в Европе, раз ввели обязательное страхование гражданской ответственности, человек был вынужден в Москве 4-5 тысяч рублей заплатить в течение года, наверное, ему уже не хватает денег, чтобы машину на угон и на ущерб застраховать. Поэтому добровольные виды страхования при этом, наверное, немножко пострадают.
Вся пресса за 9 июля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
13 способов, которыми ИИ продвигает маркетинг страхования
|
|
РИА56, Оренбург, 20 января 2025 г.
Оренбургские водители могут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП
|
|
Главбух, 20 января 2025 г.
С 27 января изменятся ставки по ОСАГО
|
|
Курсив, Ташкент, 20 января 2025 г.
В Узбекистане внедряют рейтинг страховых компаний
|
|
Московская газета, 20 января 2025 г.
Аграрии не ждут милости от природы
|
|
Справедливая Россия, 20 января 2025 г.
СРЗП требует от Центробанка встать на защиту населения в вопросах ОСАГО
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
|
Курган и курганцы, 20 января 2025 г.
Зауральцы стали чаще проходить диспансеризацию
|
|
СенатИнформ, 20 января 2025 г.
В СФ обещают новые привилегии для российских и белорусских туристов в РФ и РБ
|
|
Вслух.ру, Тюмень, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 января 2025 г.
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
|
|
Южный Федеральный, 20 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
korins.ru, 20 января 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов ОСАГО и его ценой
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|