Транспортное строительство,
31 мая 2002 г.
САО «Гефест» — лидер страхования технических рисков
1384 просмотра
В предыдущем номере журнала публикацией материалов генерального директора страхового акционерного общества "Гефест" А.С.Миллермана и директора по развитию А.В.Шахова открыта рубрика "Страхование в строительстве". В этом номере публикуется интервью, которое А.С.Миллерман любезно согласился дать журналу.
— Каковы, на ваш взгляд, потребности современной российской экономики и россиян в страховых услугах и каковы тенденции в этой области?
— Основная трудность страхования в России — необходимость преодолевать предрассудки и нашу постсоветскую умиротворенность. И если организации — юридические лица еще хоть как-то приобщаются к страхованию в силу обязательности исполнения соответствующих нормативных актов, то не секрет, что страховые услуги населением не только не востребованы, но даже и не осмыслены в полной мере. Страхование тогда начнет работать, а капитализация российских страховщиков тогда выйдет на качественно новый уровень, когда страхование станет массовым продуктом и войдет в привычку. Многие страховщики сетуют на отсутствие страховой культуры в нашей стране, недостаток у населения денег и жизненных реалий, в которых страхование занимало бы такое же место, какое оно занимает в развитых странах. А у нас, в САО "Гефест", на этот счет другое мнение. Страхование в России существовало всегда, включая и времена советской власти, только называлось по-другому. На предприятиях были кассы взаимопомощи, поликлиники обслуживали, что называется, по первому требованию, т.е. были социальные гарантии, социальная защита трудящихся, но денежные отношения между — говоря современным языком — страхователем и страховщиком были исключены. Потребности у населения в страховых услугах есть, только их мало кто активизирует, надеясь на авось и памятуя о социалистическом прошлом. Тем более что теперь эти услуги надо приобретать за свои деньги. По сути, мы занимаемся тем, что выстраиваем естественные законы социальной жизни общества и новые формы рыночных отношений. И здесь нам будет помогать время. Рано или поздно люди начнут понимать пользу страхования. Но это только один аспект в тенденциях на рынке. Второй — страхование юридических лиц, хозяйствующих субъектов. Здесь картина другая. Страхование активно вовлекается во все бизнес-процессы. Практически везде требуется квалифицированная страховая защита. Строители не смогут работать без страхования строительно-монтажных рисков, лизингодатель всегда будет настаивать на страховании объекта лизинга, поскольку хочет иметь гарантии, ни один банк не выдаст кредита без страхования заложенного имущества, все грузоперевозки рачительными хозяевами, как правило, страхуются. Я перечислил наиболее на наш взгляд перспективные виды страхования для предприятий и организаций. Есть и другие.
— С 2002 года вступила в действие новая редакция 25-й статьи Налогового кодекса России. Что она даст страхователям, что изменилось?
— Мы считаем и стараемся донести наше мнение до страхователей, что применение Главы 25 позволяет не только полностью, без ограничений, включать затраты на страхование в себестоимость продукции и услуг, но и принципиально изменить систему и качество страхования. Пример из практики страхования строительных рисков. Раньше при строительстве крупных транспортных магистралей, когда в работах участвует несколько субподрядных организаций, действовала ограничительная практика отнесения затрат на страхование в размере до 2%. Заказчик или генеральный подрядчик не могли позволить себе полноценную, комплексную страховую защиту и вынуждены были делегировать эти функции субподрядчикам. Их же, в свою очередь, страхование интересовало только на время строительства. Субподрядчики сдавали свой объем выполненных работ заказчику "голым", без страховой защиты. Получалось, что объект утрачивал целостную защиту, а ответственность на подрядчике оставалась, поскольку согласно статье 741 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения объекта строительства несет подрядчик и размеры возможных потерь зачастую существенно превышают активы подрядчика. Теперь, согласно новой редакции Налогового кодекса, подрядчик сам будет управлять своими рисками в полном объеме и 100% затрат на страхование будут включаться в себестоимость. Новые условия налогообложения благоприятно влияют на развитие страхования и позволяют качественно улучшить его систему. В свою очередь, качественная страховая защита может служить хорошей гарантией для привлечения новых инвестиций в строительный комплекс.
— Предусматривают ли ваши типовые договоры страхование строительной техники для транспортного строительства?
— Мы не практикуем "типовые" договоры страхования. Для нас каждый клиент индивидуален. И каждому требуется свой оригинальный — в большей или меньшей степени — страховой продукт. Что же касается страхования дорожно-строительной техники, здесь несколько интересных моментов, которые неплохо бы знать страхователям. Технику мы страхуем и как предмет лизинга (что сейчас очень распространено), и как имущество организации. В страховании предмета лизинга для САО "Гефест" всегда было важно корректно провести регламентацию порядка страхования, не нарушая законодательного регулирования ограничений по назначению выгодоприобретателя в рамках имеющихся имущественных интересов лизингодателя и лизингополучателя. Речь идет прежде всего о распределении выплат страхового возмещения. В практике транспортного строительства дорожную технику, как правило, страхуют в рамках страхования строительно-монтажных рисков. И в наших силах предложить клиентам такие методики расчетов страхового покрытия на строительном объекте, которые, с одной стороны, не отражались бы на повышении тарифов, а с другой — соответствовали возможным рискам. К сожалению, в нашей стране еще плохо применяется страхование машин и механизмов от поломок. Мы считаем, что этот вид страхования как нельзя лучше подходит к реалиям транспортного строительства. Машины и механизмы, по нашим данным, на стройплощадках выходят из строя чаще из-за заводского брака, нежели из-за факторов внешнего воздействия. Скажем, сваебойное оборудование или краны высокой грузоподъемности импортного производства могут выходить из строя и требовать дорогостоящего ремонта. Помимо вынужденных простоев, при этом необходимо будет потратить деньги, которые в других ситуациях можно было бы вернуть в виде страхового возмещения.
— Как может страхователь оценить надежность и качество страховой компании? На что страхователю следует обращать внимание при выборе страховщика?
— Страховщик, прежде всего, нужен для того, чтобы управлять рисками страхователя. Поэтому учитывать нужно опыт работы страховщика: может ли он предоставить соответствующие страховые услуги. Уровень и качество подготовки страховой компанией необходимой документации, договор и правила страхования избавят от необходимости в пожарном порядке учиться на собственных ошибках, организовывать экономическую безопасность вашего бизнеса. Нужно изучить деловую практику страховщика в урегулировании убытков, а также принять во внимание его услуги в сервисном и консультационном сопровождении своих клиентов. Деятельность страховой компании должна быть абсолютно понятна и прозрачна ее клиентам. Важно познакомиться с программами перестрахования и с компаниями, куда ваш страховщик будет передавать риски. И, конечно, это должна быть известная в своем деле компания.
— Александр Семенович, в профессиональных кругах страховщиков ваша компания имеет высокую репутацию, доброе имя и прочное положение. Познакомьте и наших читателей с САО "Гефест".
— Начну с фактов. САО "Гефест" было образовано в 1993 году, и в 2003 году компания отметит свое 10-летие. Событие для нас важное и тем примечательное, что все это время главной нашей заботой и мерилом всех наших усилий была работа по обеспечению качественной страховой защиты строительных объектов транспортного назначения и предприятий транспортного строительства. По сути дела, мы занимались разработкой и внедрением комплексных страховых программ, интегрированных в бизнес наших клиентов, в масштабах целой отрасли народного хозяйства и на территории всей страны. Собственно, главный наш капитал на сегодняшний день — это способность предоставить любой подрядной организации, выполняющей строительно-монтажные работы самой высокой сложности, эффективную защиту от технических рисков. И наша работа, наши услуги имеют не просто так называемый "коммерческий успех", они имеют вполне конкретную ценность: нам на постоянной основе (т.е. с регулярным возобновлением договоров страхования) доверяют свои риски сотни крупнейших организаций транспортного строительства.
— Вы развивались как корпоративная страховая компания. Помогает или мешает это в рыночных отношениях?
— С одной стороны, САО "Гефест", учрежденное предприятиями транспортного строительства и оказывающее им страховые услуги, не замыкается только на корпоративном рынке и является, как сейчас говорят, "универсальной" страховой компанией. Мы работаем на свободном рынке, и наши предложения адресованы всем, кто заинтересован в страховых услугах. С другой стороны, в лице предприятий системы Корпорации "Трансстрой" мы имеем стратегических партнеров, и здесь находится значительная часть наших долгосрочных интересов. Я считаю, что только благодаря возможности работать на локальных страховых полях — в корпоративных сферах — российский рынок страхования смог встать на ноги. И это уже приносит свои дивиденды: сам рынок демонстрирует стабильный рост, общий имидж страховщиков не испорчен крупными банкротствами, обязательства компаниями выполняются, и при этом страховые компании "прибавляют в весе". На сегодняшний день собственный "вес" страхового рынка приближается к 3% валового внутреннего продукта. И все это стало возможным вследствие корпоративной природы развития рынка, которому мы еще не раз скажем спасибо. И еще. Нужно различать реальное страхование и псевдострахование — различные "налоговые" схемы, также считающиеся у нас в стране страхованием. Так вот, САО "Гефест", как и многие другие серьезные страховые компании, именно в силу своей очевидной включенности в реальную экономику может позволить себе не изобретать "зарплатные" комбинаций и не вести "серую" бухгалтерию. Мы изначально были ориентированы на свой фронт работ, а наше сегодняшнее положение на рынке реального страхования, возможность и способность конкурировать на свободном рынке были заданы изначально. И как мы пользуемся этими преференциями, оценивают наши клиенты и рынок в целом. Мы активно участвуем в жизни страхового сообщества. Наша компания является членом Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Московской ассоциации страховщиков (МАС). В этом году САО "Гефест" стало лауреатом конкурсов "Лучший предприниматель 10-летия" и "Лидеры отечественного производства в малом, среднем и крупном бизнесе 2001-2002 годов", которые проводит Совет предпринимателей при Правительстве Москвы. Если нас приглашают, то мы охотно участвуем в конкурсах на заключение договоров страхования с государственными и коммерческими структурами. И мы любим эти конкурсы выигрывать.
— А какой вам видится конкурентная позиция российских страховщиков на мировом рынке страхования?
— Российские компании, которые научились за более чем 10 лет рыночных отношений зарабатывать реальным страхованием, создали инфраструктуру бизнеса, накопили опыт — они могут успешно конкурировать с теми иностранными страховщиками, кто захочет появиться на российском рынке страхования. Ведь в наше время одним из фундаментальных показателей качества российской страховой компании, ее рыночной устойчивости является не размер уставного капитала и даже не агрегированные страховые резервы, собранные за много лет, — здесь нам еще много чего надо будет сделать. А вот методическая работа, андеррайтинг, накопление страховой статистики — своей, а не экстраполированной с иностранных рынков — плюс знание реальных потребностей своих клиентов, все это станет главными козырями российских страховых компаний, и нашей в том числе.
— Вы полагаете, что профессиональный опыт САО "Гефест" позволяет вам успешно конкурировать с западными страховщиками?
— Безусловно. Мы считаем себя лидерами в таком технологически сложном виде страхования, каковым является страхование строительно-монтажных рисков. В одной только Москве, где в последнее десятилетие много чего строится, все крупнейшие строительные объекты транспортного назначения страхуются в нашей компании: МКАД, Третье внутригородское транспортное кольцо. Недавно был подписан договор страхования Лефортовского тоннеля — уникального подземного транспортного сооружения, не имеющего аналогов на территории нашей страны. И мы будем продолжать наращивать наш профессиональный опыт, понимая его как интеллектуальную собственность компании. Несколько лет назад была заложена практика регулярных консультаций с ведущими зарубежными страховыми компаниями, специализирующимися на страховании технических рисков. Подобные консультации по методологическим вопросам страхования, вопросам оценки рисков при страховании нестандартных и уникальных строительных объектов, с одной стороны, демонстрируют международный авторитет САО "Гефест", а с другой — позволяют аккумулировать опыт и сохранять лидирующие позиции на данном сегменте рынка. В этом году у нас организован научно-методический отдел. Его деятельность будет связана в первую очередь с развитием и закреплением наших "know-how", а, следовательно, наших конкурентных преимуществ. В компетенции этого отдела — управление техническими рисками на этапах проектирования, разработки технической документации и в процессе производства строительно-монтажных работ, создание качественных баз данных, аналитический учет, исследование причинно-следственных связей страховых случаев, привлечение проектных и научно-исследовательских организаций для разработок в области оценки страховых рисков при сооружении объектов транспортного строительства. Мы готовы к честной конкуренции с иностранными страховщиками, в любом случае мы не будем выпускать инициативу и контроль над рынком из своих рук.
— Спасибо за интересную беседу.
Компании-лидеры в страховании строительно-монтажных рисков*, 2001 год, тыс. руб. (по данным агентства "Эксперт РА")
|
Компания
|
Взносы
|
Выплаты
|
Москва
|
1
|
Гефест
|
153500
|
7602
|
2
|
Ингосстрах
|
77372
|
14251
|
3
|
НСГ
|
67215
|
0
|
4
|
ВСК
|
36084
|
947
|
5
|
Якорь
|
28996
|
0
|
6
|
РОСНО
|
24451
|
49
|
7
|
НАСТА
|
17666
|
68
|
8
|
Регионгарант
|
16700
|
3027
|
9
|
Росгосстрах
|
16601
|
2531
|
10
|
Природа
|
16161
|
28
|
Регионы
|
1
|
Межрегионгарант (Салехард)
|
330681
|
8492
|
2
|
Югория (Ханты-Мансийск)
|
35479
|
278
|
3
|
ВостСибРоссо (Иркутск)
|
8844
|
0
|
4
|
Лукойл (Когалым)
|
5854
|
16595
|
5
|
Группа Аккорд (Уфа)
|
5701
|
100
|
Примечание: * — С учетом страхования ответственности при строительно-монтажных работах
Вся пресса за 31 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Игроки, Строймонтаж страхование (CMR)
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
НИА Федерация, 29 ноября 2024 г.
ФОМС: В 2025 году пройти бесплатные обследования смогут 100 млн граждан
|
|
13.мвд.рф, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии трое граждан признаны виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования на общую сумму около 2,5 млн рублей
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|