Ведомости,
23 октября 2000 г.
Безотменная монополия
1143 просмотра
Российский страховой рынок на первый взгляд кажется весьма конкурентным. На самом деле, по оценкам самих страховщиков, в отдельных направлениях этого бизнеса существуют монополии, контролирующие 10-20% рынка, т.е. от 20 млрд до 40 млрд руб. страховых взносов. Не случайно Министерство по антимонопольной политике в последнее время начало активно выступать против попыток госструктур продвинуть на рынке "любимые" страховые компании. Но страховщики считают, что старания МАП не увенчаются успехом.
Монополия = власть + страховая компания
В последние пару месяцев в производстве МАП находилось шесть "страховых" дел. Как говорит Сергей Дудкин, руководитель департамента МАП по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, дела похожи тем, что в каждом из них основа нарушения — слишком тесная "дружба" между госорганом и страховой компанией. Так было в случае с уже отмененной монополией при Госкомрыболовстве, которое предписывало страховать риски рыболовного флота в трех компаниях — Промышленно-страховой компании, Страховой компании рыбаков и "Мегаруссе". Еще один успех министерства — прекращение монополизации в страховании федерального рынка строительных услуг. Выдавать фактически обязательные полисы страхования ответственности строительной организации могли только отдельные страховые компании, аккредитованные при Госстрое. На прошлой неделе МАП приказало госкомитету отменить положение об аккредитации. Сегодня министерство завершает дело по монополизации рынка страхования нежилых помещений в Москве, где этим видом бизнеса могут заниматься только около 10 страховых фирм. На ноябрь, по словам Дудкина, намечено рассмотрение недавно возбужденного дела в отношении Государственной противопожарной службы РФ, которая продвигала на рынок страхования от огня собственную Национальную противопожарную страховую компанию и Военно-страховую компанию. Страховщикам отчасти даже лестно такое внимание со стороны МАП: они считают, что оно вызвано растущей значимостью рынка. "Вырос уровень бизнеса" — таково объяснение президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса. А заместитель гендиректора компании "РОСНО" Леонид Меламед считает, что чем более заметным становится рынок страховых услуг, тем жестче контроль за ним со стороны не только МАП, но и других регулирующих органов. Однако в самом министерстве, да и в некоторых страховых компаниях объясняют неожиданную антимонопольную активность на страховом рынке другими причинами. По словам Дудкина, МАП только что закончило разработку нормативных документов, регламентирующих действия министерства по борьбе с монополиями на страховом рынке. Федеральный закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, вступивший в силу в декабре прошлого года, по словам чиновника, нечетко прописывал порядок возбуждения и рассмотрения дел и министерству пришлось вырабатывать его самостоятельно. Другие причины, по словам Дудкина, — недавняя реорганизация министерства и многочисленные обращения страховщиков, озабоченных невозможностью пробиться в некоторые сегменты рынка. То, что Дудкин называет реорганизацией, — для многих страховщиков просто появление "новой метлы", которая поначалу всегда старается мести почище. Заместитель генерального директора "Росгосстраха" Павел Логинов связывает активизацию МАП исключительно с приходом в министерство новых людей. "МАП надо проявить себя", — говорит гендиректор Московской страховой компании Владимир Кругляк, интересы которого затрагивает разбирательство по вопросу о страховании столичной недвижимости.
Цена вопроса
Каковы бы ни были реальные мотивы антимонопольных властей, предметом их интереса стал весьма крупный рынок. В самом МАП пока не могут оценить, сколько средств собирают страховые компании благодаря протекции со стороны министерств и ведомств. Но страховщики, ревниво следящие за теми из конкурентов, кто пользуется поддержкой "профильных" чиновников, такие оценки делают охотно. Например, рынок страхования рыбаков представитель "РОСНО" оценил в $16 млн. Реальный объем рынка противопожарного страхования оценивается в $1 млрд. Конечно, не все эти деньги достаются компаниям-"монополистам", но помощь чиновников способна увеличить долю "пирога" для этих компаний. Правда, надо сказать, что оценки поступлений, которые обеспечивает компаниям дружба с госорганами, сильно расходятся. Логинов из "Росгосстраха" считает, что речь идет о 10% от всего рынка страховых услуг, составляющего ныне 200 млрд руб. в год. А Кругляк из МСК называет 20%. Впрочем, он уверен, что часто ничего зазорного в этом нет: если госорган — собственник, он вправе указывать своим подразделениям, где страховаться. Не так давно правительство Москвы решило выделить небольшой МСК $40 млн на развитие, увеличить ее долю при страховании городских помещений и снабдить ее иным выгодным бизнесом.
Монополия бессмертна
Страховщики не верят, что МАП может кардинально изменить ситуацию. Кругляк заявил "Ведомостям", что если кто монополии и отменит, то не МАП, а "сама жизнь". По словам Логинова, нарушающие антимонопольное законодательство документы госоргана могут быть отменены МАП, однако все подведомственные компании и организации понимают, где нужно страховаться, чтобы не вызвать недовольства регуляторов. Ранее представители Госкомрыболовства заявляли "Ведомостям", что сразу после отмены писем, предписывающих страховаться в трех компаниях, комитет выпустил другие, с более мягкими формулировками. В то же время Меламед из "РОСНО" считает, что даже формальная отмена директив дает возможность страховаться в других компаниях. Здесь важен непрекращающийся интерес антимонопольных властей. Монополии можно победить, если МАП будет проводить "последовательную политику" на страховом рынке, говорит Юргенс.
МИЛЕДИН П.
Вся пресса за 23 октября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
AM Best отмечает растущие риски для американских страховщиков P&C на фоне роста вторичных опасностей

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 30 апреля 2025 г.
БПЛА повредил частный дом в Нижегородской области

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
KBRA заявляет, что тарифное давление на страховщиков США растет

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Житель Нижегородской области получит страховку за попадание БпЛА в его дом

|
|
Report.Az, Баку, 30 апреля 2025 г.
ЦБА изучит возможность внедрения «зеленых» страховых продуктов

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Беспилотник повредил частный дом в Павловском округе

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 30 апреля 2025 г.
Сенатор Рябухин: расходы Фонда ОМС требуют системной проверки и оптимизации

|
|
МК в Германии, 30 апреля 2025 г.
Здоровье в долг: Германия обсуждает экстренные меры для GKV

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
«Колоссальные демографические сдвиги» изменят мировой сектор страхования имущества и ответственности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Устойчивый спрос — ключ к долгосрочному росту рынка киберперестрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Расширение перестрахования укрепляет кредитную позицию немецких и французских страховщиков

|
|
Российская газета онлайн, 30 апреля 2025 г.
Страховщики оформили более 100 полисов ОСАГО, действующих в России и в Беларуси

|
|
НТВ, 30 апреля 2025 г.
FT: нефтетрейдеры и страховщики изучают возвращение в Россию

|
|
Forbes, 30 апреля 2025 г.
FT узнала о консультациях западного бизнеса с юристами о возвращении в Россию

|
|
МК в Ярославле, 30 апреля 2025 г.
Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

|
|
МК во Владимире, 30 апреля 2025 г.
Евгений Уфимцев: ОСАГО выполняет свою главную задачу, но есть простор для трансформаций

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
«Заходят каратели в виде экспертов»

|
Остальные материалы за 30 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|