Аудит и налогообложение,
11 июня 2001 г.
Налоговая база и доходы
618 просмотров
*** Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения установлены в ст. 213. Доходы, получаемые налогоплательщиками по договору страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, разделены на две группы: 1) страховые выплаты; 2) оплата страхового (пенсионного) взноса за налогоплательщика. Согласно ст. 11 Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" под страховым взносом следует понимать плату за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Некоторые доходы, получаемые по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, не включаются в налоговую базу физического лица и соответственно не подлежат налогообложению. Так, при определении налоговой базы по договорам страхования не учитываются: • страховые выплаты в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством; • страховые выплаты по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц; • страховые выплаты, полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент заключения договора страхования; • страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками. По договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, при определении налоговой базы не учитываются пенсионные выплаты, полученные по таким договорам при условии, что эти выплаты осуществляются при наступлении у налогоплательщика пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доходы, полученные физическими лицами по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения и подлежащие налогообложению, формируют различные виды налоговой базы: — налоговую базу, облагаемую по минимальной налоговой ставке 13%; — налоговую базу, облагаемую по максимальной налоговой ставке 35%. В налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке 13%, включаются: • страховые выплаты, полученные в случае досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами) до истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон), за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов; • страховые выплаты, полученные по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая: • гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) — как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов; • повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) — как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенной на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов. Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами: • договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (оказании услуг); • документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг); • платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг). При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования. При определении налоговой базы учитываются также суммы оплаты за налогоплательщика страхового (пенсионного) взноса из средств организации или иного работодателя. В налоговую базу не включаются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей в случаях: • когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных физических лиц, и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам; • заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении) при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит 2000 руб. в год на одного работника. Данное ограничение по сумме, налагаемой на страховые (пенсионные) взносы, уплачиваемые за физических лиц из средств организаций и (или) иных работодателей при заключении работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении), установлено ст. 18 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ и вводится в действие с 1 января 2002 г. До 1 января 2002 г. при определении налоговой базы для налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов в части сумм, превышающих 10000 рублей в год на одного работника. В налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке 35%, включаются суммы страховых выплат, полученные физическими лицами по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы таких страховых выплат превышают суммы, внесенные этими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент заключения договора страхования. Налогообложению в таком случае подлежит страховая выплата в виде разницы между суммой, полагающейся страховой выплатой, и суммой страхового взноса, увеличенного страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент заключения договора страхования. *** В.М.АКИМОВА, государственный советник налоговой службы III ранга Продолжение следует
Вся пресса за 11 июня 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Регулирование, Страхование жизни
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
Ярославский регион, 20 января 2025 г.
После ДТП ярославцам в 2024 году по полису ОСАГО в среднем выплачивали 5700 рублей
|
|
Известия онлайн, 20 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО
|
|
Владимирские ведомости, 20 января 2025 г.
Во Владимирской области полис ОСАГО для водителей легковых авто не подорожает
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Немецкие страховщики требуют ясности по DORA
|
|
rtvi.com, 20 января 2025 г.
«Как будто в заморозке»: в Госдуме предложили увеличить лимит выплат по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Цены на перестрахование могут стабилизироваться после неожиданных потерь от лесных пожаров
|
|
Липецкие новости, 20 января 2025 г.
Стоимость полисов ОСАГО изменится для липецких автомобилистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Fitch: прибыльность мировых перестраховщиков останется высокой в 2025 году, несмотря на снижение цен
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Названы города России, где жителей больше всего тревожит падение сосулек
|
|
ТАСС, 20 января 2025 г.
АКРА подсчитало сумму премий по инвестиционно-накопительному страхованию
|
|
ТАСС, 20 января 2025 г.
В РФ предложили увеличить максимальную сумму выплат по ОСАГО до 650 тыс. рублей
|
|
Российская газета онлайн, 20 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО на 30%
|
|
ПРАЙМ, 20 января 2025 г.
АКРА оценило сумму премий по инвестиционно-накопительному страхованию
|
|
ПРАЙМ, 20 января 2025 г.
В ГД внесут законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Известия, 20 января 2025 г.
Новые стимулы: как поручения президента изменят налоговую отрасль России
|
|
Известия, 20 января 2025 г.
Дойти до полиса: общее ОСАГО для РФ и Белоруссии заработает в апреле
|
|
Ведомости, 20 января 2025 г.
Рынок инвестиционно-накопительного страхования в 2025 году резко затормозит
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|