Профиль,
21 июня 2010 г.
Господин примиритель 814 просмотров
Омбудсмены финансовой системы действуют практически во всех развитых странах, внедрение этого института необходимо и российскому рынку.
Должность омбудсмена - независимого лица, регулирующ-го во внесудебном порядке споры между организациями-поставщиками товаров (услуг) и их клиентами, - существует в большинстве европейских стран. Чаще всего омбудсмены разрешают споры, возникающие на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах. Клиенты могут подавать жалобы на действия кредитных организаций, страховых и инвестиционных компаний, страховых брокеров, ломбардов, систем денежных переводов, лиц, осуществляющих валютные и дилерско-брокерские сделки.
Принципы, на которых действует этот институт, - бесплатность; возможность подачи жалобы только после обращения в структуру, к которой есть претензии; обязательность выполнения финансовыми организациями решения, вынесенного омбудсменом. Первой среди стран СНГ офис омбудсмена в начале 2009 года открыла Армения после принятия закона "О финансовом омбудсмене" ("О примирителе финансовой системы"). В 2009 году примирителю поступило 378 заявлений-жалоб. Из принятых к рассмотрению требований 61% были решены в пользу потребителей, финансовые организации выплатили клиентам компенсации на сумму более 26 млн драмов (около 2 млн рублей). По словам финансового омбудсмена Армении Пируз Саркисян, жалобы в основном были направлены против банков и связаны с кредитными, депозитными и платежно-расчетными продуктами. Второе место по количеству жалоб заняли страховые компании (страхование имущества и здоровья), далее шли ломбарды и другие кредитные организации.
Для построения в Российской Федерации системы внесудебного разрешения споров между кредитными организациями и физическими лицами - потребителями их услуг - также необходимо создание бюро банковского (финансового) омбудсмена. В качестве концептуальной основы предлагается избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой и учреждается ассоциацией коммерческих банков (и при их финансовой поддержке) на основе многостороннего соглашения. С такой инициативой выступила Ассоциация региональных банков России при участии Международной конфедерации обществ потребителей. В качестве третьего партнера предполагается пригласить Ассоциацию юристов России - это придаст легитимность данной конструкции, гарантирует качество юридических решений и обеспечит независимость омбудсмена от банковского сообщества.
Банки и сами заинтересованы в появлении финансовых омбудсменов: ведь их деятельность позволит сэкономить на юридических издержках, которые несут кредитные организации во время судебных разбирательств с клиентами. Сначала система заработает в области потребительского кредитования, где сосредоточено до 90% судебных споров. При удачном развитии событий первый этап займет 1-1,5 года. На втором этапе планируется передача в ведение омбудсмена споров по депозитам и вкладам, количество участников программы должно увеличиться до 200-300 банков. На третьем, заключительном, этапе добавятся операции с ценными бумагами и услуги доверительного управления. Сначала к совместной работе с бюро финансового омбудсмена будет привлечено около 20 кредитных организаций, предоставляющихуслуги на всей территории РФ.
Далее предполагается постепенное увеличение роли российских банков в финансировании проекта за счет взносов и иной финансовой и технологической помощи, а также расширение списка участников из банковского сообщества (до 300 кредитных организаций). Бюро банковского омбудсмена планируется создать в виде открытой платформы для присоединения всех заинтересованных кредитных организаций и иных финансовых посредников - это позволит распространить полномочия омбудсмена на споры с участием сторон вне зависимости от их принадлежности к той или иной банковской ассоциации или банковскому союзу. В случае поддержки данного проекта правительством финансовые омбудсмены смогут приступить к своей работе уже в следующем году.
Олег ИВАНОВ, эксперт комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку
Вся пресса за 21 июня 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 сентября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Цена далеко не единственный фактор выбора»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Никто плохого слова не скажет
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Всплывшие проблемы и их решения
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Построен алгоритм взаимодействия»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Торговые кредиты снова в цене
|
|
Business FM Томск, 17 сентября 2024 г.
Томичи смогут получить до 2 миллионов рублей страховки в случае ДТП в такси
|
|
Российская газета онлайн, 17 сентября 2024 г.
Успехи российской страховой отрасли отмечены наградой президента РФ
|
|
Парламентская газета, 17 сентября 2024 г.
Работа Всероссийского союза страховщиков отмечена благодарностью президента
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Ставка сыграла за жизнь
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«СберСтрахование»: мы не ждем заявлений, а приходим к клиентам проактивно
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
В долгий ящик
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Двойственная природа роста
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
В расчете на одну поездку
|
|
Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
IT-бюджеты требуют средств
|
|
Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
Правительство поддержало законопроект о введении штрафа в 5 тыс. рублей за отсутствие ОСАГО
|
|
Комсомольская правда, 17 сентября 2024 г.
Правительство России поддержало введение нового штрафа для водителей
|
|
ГТРК Тула, 17 сентября 2024 г.
За полгода в Тульской области вырос спрос на автострахование
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|