Сибирская финансовая школа, Новосибирск,
30 октября 1998 г.
Оценка современного состояния страхового рынка Сибири и основные проблемные вопросы деятельности страховых организаций 3540 просмотров
Для оценки современного состояния страхового рынка России, тенденций его развития в целом и, в частности, его региональных составляющих (края, области и автономные округа, далее по тексту — территория), входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение» (МАСС), а также с целью определения реальных возможностей местных страховых организаций по выполнению требований Департамента страхового надзора Минфина РФ по увеличению размера уставного капитала с учетом объективных экономических условий каждой территории необходимо провести анализ количественных и качественных показателей, характеризующих деятельность страховых компаний, и по возможности проследить их динамику.
Несмотря на негативные тенденции, наблюдающиеся во всех сегментах финансового рынка национальной экономики, система страховой защиты физических и юридических лиц продолжает функционировать. Сегодня страховщики в основном выполняют свои обязательства по возмещению материального ущерба страхователей в соответствии с условиями действующих договоров страхования, отчасти смягчая негативные последствия прогрессирующего хронического финансового кризиса, особенно проявляющегося в сибирских городах и регионах. Согласно действующему законодательству, это осуществляется через размещение доли страховых резервов в долговых обязательствах местных органов власти.
Не вызывает сомнений тот факт, что региональные страховые компании, осуществляя свою уставную деятельность, способствуют созданию экономических условий для реализации рыночных отношений, по возможности принимая участие на местном уровне в решении социальных задач, поддерживая реальный сектор экономики своих территорий.
Чтобы объективно оценить сложившуюся ситуацию на рынке страховых услуг Сибири (на примере страховых организаций, входящих в МАСС), представляется целесообразным остановиться на основных показателях профессиональной деятельности страховщиков на уровне Российской Федерации, а именно, на показате-лях, характеризующих “температуру” национального страхового рынка в целом.
На начало 1998 г. в России законодательно осуществляли страховую деятельность 2334 страховых компании. Достаточно интересно выглядит динамика количественных показателей, условно характеризующих качество контроля за деятельностью страховщиков органов государственного надзора (Департамент страхового надзора Минфина РФ), с одной стороны, и так называемую объективную потребность в регулировании и направлении процесса развития национального страхового рынка, с другой. Стабильности (равномерности) в динамике количества страховых компаний, у которых приостановлено действие лицензии, а в дальнейшем произведен ее отзыв, не наблюдается (рис. 1).
Возникает вполне закономерный вопрос: чем обусловлена такая динамика отзыва лицензий у страховых компаний, как объяснить тот факт, что в 1995 г. отозвано 34 лицензии, а в 1996 г. — 383, т.е. в 11,3 раза больше? Может быть, проблема не в текущей деятельности страховых организаций, а в объективности соответствующих требований к ним или в ныне действующих условиях лицензирования страховой деятельности и процессе правомерности решений о выдаче лицензий? Конечно, не стоит списывать со счетов и то обстоятельство, что внешние экономические условия, общие тенденции (пока негативные) в развитии финансового рынка не способствуют наращиванию финансовой мощи страховщиков и отчасти объясняют представленную динамику численности страховых компаний, законодательно прекративших свою профессиональную деятельность.
За последние четыре года экономических реформ в России отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности у 888 страховых компаний, что составляет 38,1% от их сегодняшнего количества. Возникает естественный вопрос о правомерности требований, предъявляемых к страховым компаниям на стадии получения лицензии. Тем более, что сам пакет документов готовится и реализуется кон-салтинговыми фирмами, специализирующимися на разработке соответствующих правил страхования, расчете тарифов и т.д.
Пакет, разработанный на достаточном профессиональном уровне, в соответствии с Правилами лицензирования приобретается по рыночной цене потенциальным страховщиком и “запускается” в лицензионный отдел Департамента страхового надзора Минфина РФ и далее, после получения лицензии, если в страховой фирме отсутствуют профессионалы, то через 1-2 года она, как правило, попадает в число страховых компаний, у которых сначала приостанавливается страховая деятельность, а затем отзывается лицензия.
Такое положение дискредитирует саму идею страхования. Очевидно, в настоящее время недостаточно предъявлять высокие требования только к пакету соответствующих документов — необходимо координировать и осуществлять подготовку и переподготовку самих специалистов-страховщиков. Необходимо решать вопрос комплексно, как через финансирование специальных высших и средних учебных заведений, так и путем сертификации выпускающих данных специалистов кафедр.
Не секрет, что перспективы развития страховой деятельности в условиях рыночных отношений в национальной экономике прямо зависят от степени профессионализма и деловых качеств руководителей и главных специалистов страховых организаций (это подтверждают и приведенные данные о количестве отозванных лицензий). Представляется, что сегодня существует реальная необходимость в установлении единых (нормативных) требований к руководителям страховых компаний аттестации главных специалистов, бухгалтеров, а также в определении условий их аттестации, повышения квалификации и сроков переаттестации.
Анализ величин уставного капитала страховых компаний (см. рис. 2), осуществляющих свою деятельность на страховом рынке, позволяет спрогнозировать волну потенциальных банкротств — определить количество страховых компаний, которые могут прекратить свою деятельность по так называемым объективным причинам, а именно, в связи с вступлением в силу с 01.01.99 г. новых требований к размеру уставного капитала страховых организаций (СО).
Количество страховых организаций, отвечающих этим требованиям, на 01.01.98 г. составляет менее 643, т.е. 27,5% от их настоящего количества, а если учесть иные причины (см. среднюю динамику отзыва лицензий), то 13,7%. В связи с финансовым кризисом и обоснованными ожиданиями законодательного увеличения МРОТ требуемая величина уставного капитала для подавляющего количества страховых организаций России останется практически недостижимой. На рис. 3 показана динамика структуры страховых взносов по видам страховой деятельности с 1992 по 1997 г. страховых организаций Российской Федерации. Рассматривались объемы поступлений страховых взносов по добровольным и обязательным видам страхования. Здесь не преследовалась цель выявления факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на динамику годовых страховых взносов, не учитывались темпы среднегодовой инфляции. Предполагалось лишь выявить общие тенденции, характеризующие направление развития страхового национального рынка в целом, региональных рынков, в частности, проследить влияние нормативных требований органов надзора к текущей страховой деятельности страховщиков на результирующие показатели. Принимая во внимание объективные трудности, можно утверждать, что национальная система страхования характеризуется достаточно высокой и стабильной динамикой сбора страховых взносов: 89,7 млн руб. в 1992 г.; 34 165,6 млн руб. в 1997 г.
Но, на наш взгляд, тенденции здесь не особенно благоприятны. Настораживает тот факт, что если в 1992 г. добровольные виды страхования составляли 96,98% всех страхований (обязательное — 3,02%), то в 1997 г. добровольные виды (личное, имущественное и ответственности) составили уже 61,76% (обязательное — 38,24%).
Структурный анализ данных по добровольному личному страхованию, добровольным видам имущественного страхования и страхованию ответственности представлен на рис. 3, 4.
Известно, что одним из реальных рычагов влияния на динамику развития рынка страховых услуг является регулирующее воздействие органов надзора на рациональное сочетание в страховых портфелях страховщиков объемов добровольного и обязательного страхования. Мы наблюдаем достаточно быстрый и прогрессирующий рост обязательного страхования, что характерно для становления и формирования рынка страховых услуг в условиях затянувшегося спада национального промышленного производства (стагнации) и отсутствия страховой культуры у населения.
Свертывание добровольных видов страхования позволяет говорить об усилении негативного влияния внешних экономических условий на развитие естественных видов страхования, т.е. реальном отсутствии соответствующих стимулов для развития страхового рынка, подавлении страховой активности в добровольном страховании на национальном рынке. Для изменения основной динамики объемов обязательного страхования необходимо переломить ситуацию, создать экономические условия для опережающего роста поступлений страховых взносов от добровольных видов страхования.
Постоянно увеличивающиеся темпы прироста годовых объемов страховой премии, пусть даже с непропорциональным ростом доли обязательного страхования, позволяют вести речь о достаточной потенциальной емкости национального страхового рынка, что подтверждается стабильным интересом к нему иностранных страховщиков, их готовностью к участию практически в любых предлагаемых страховых программах.
В этой связи представляет значительный интерес анализ динамики структуры страховых выплат (страховых сумм, страхового возмещения) по указанным выше видам страховой деятельности (см. рис. 4).
Результаты анализа с достаточной степенью точности подтверждают изложенное. Так, структура страховых выплат по рассматриваемым видам страхования в 1992 г. практически адекватна структуре страховых взносов (см. рис. 3, 4): по добровольным видам страхования — 96,37%, по обязательным — 3,63%; а в 1997 г. тенденция увеличения доли обязательного страхования усиливается: добровольные — 53,35%, соответственно по обязательным — 46,65%.
Авторы попытались проследить динамику соотношения страховых выплат и страховых взносов для определения возможностей страховых организаций по увеличению размеров уставного капитала через капитализацию собственных средств (заработанная страховая премия).
Анализ данных (рис. 5, 6) позволяет констатировать снижение возможности страховых организаций в увеличении размера уставного капитала за счет собственных источников, т.е. за счет основной профессиональной деятельности, в части капитализации чистой прибыли, полученной в виде заработанной страховой премии. С учетом постоянно увеличивающихся издержек страховщиков на ведение страховой деятельности в связи с влиянием инфляционных процессов, девальвации национальной денежной единицы (т.е. за счет внешних факторов) такие возможности снижаются практически до минимума.
Представленные в графическом виде результаты анализа отношения величины страховых выплат к величине страховых взносов по видам страхования (см. рис. 6) выявили полную адекватность полученных объемных показателей по личному и обязательному страхованию (см. рис. 3, 4). Такое положение обусловлено государственной поддержкой обязательного медицинского страхования, что в значительной степени предопределило динамику и уровень анализируемых показателей (результатов).
В будущем необходимо предусмотреть создание через государственное регулирование страховой деятельности более мягких условий для расширения добровольных видов страхования имущества и ответственности.
Выявленные в ходе проведенного анализа количественных и качественных показателей развития национальной системы страхования основные тенденции и направления можно с достаточной степенью уверенности распространить на Сибирский регион, его территории, входящие в МАСС.
Для подтверждения сказанного приведем информацию, характеризующую достигнутый уровень страховых взносов и страховых выплат на 01.01.98 г. на территориях, входящих в МАСС, а также количество действующих страховых компаний и их удельных вес на страховом рынке Российской Федерации (табл. 1).
Представленные результаты позволяют дать оценку вклада сибирских страховых компаний в определенные выше общероссийские тенденции развития национальной системы страхования. При доле по России в целом региональных страховых компаний, входящих в МАСС, в 14,2%, поступление страховых взносов составляет 17,5%, а величина страховых выплат — 19,9%.
Из представленных данных можно сделать вывод об уровне развития региональных рынков страхования. Довольно значительны (сравнительно) объемы собираемой страховой премии в сырьевых регионах — Кемеровской, Тюменской областях и Красноярском крае (соответственно 1 770 371,5, 1 364 560,1 и 1 019 551,1 тыс. руб.). Такое положение отчасти объясняется значительной долей обязательных видов страхования (прежде всего медицинского) в общих размерах собранной страховой премии. Это подтверждается высоким значением отношения страховых выплат к страховым платежам: 94,5% — по Кемеровской области; 70,9% — по Тюменской; 83,3% — в Красноярском крае.
Результаты проведенного анализа демонстрируют относительно незначительное влияние региональных страховых компаний на экономическое и финансовое положение национальных промышленных предприятий в целом по Российской Федерации, что, несомненно, связано с показателями финансовой устойчивости и экономической стабильности отдельных регионов Сибири. В то же время страховщиками оказывается спонсорская поддержка и благотворительная помощь в практической реализации отдельных региональных целевых программ, осуществляется инвестирование развития городского хозяйства.
Одновременно отметим, что возможности взаимодействия и сотрудничества страховых организаций с администрациями регионов (городов), входящих в МАСС, в части повышения привлекательности добровольных видов долгосрочного накопительного страхования, с одной стороны, и использования одноименных страховых резервов в достаточно доходных, интересных и значимых для экономики и финансового климата регионов направлениях инвестирования используется недостаточно или не используется вообще.
Такое положение во многом обусловлено ограниченностью собственного капитала региональных страховых организаций, частичным оттоком денежных средств через действующие на территориях филиалы иногородних страховых компаний (в основном московских), а также через действующую систему перестраховочной защиты рисков в связи с их нормативными ограничениями по максимальному размеру, прямо увязанному с величиной собственных средств страховщика.
Финансовая устойчивость региональных страховщиков заметно подрывается жесткой налоговой политикой (имеет место двойное налогообложение). Последние изменения в действующих законодательных актах еще больше усугубляют финансовую неустойчивость региональных страховщиков, что не только не способствует их развитию, но и исключает создание нормальных экономических условий для реализации страховых обязательств.
Таким образом, можно говорить о стагнации страхового рынка Сибири, что может быть чревато прекращением профессиональной деятельности значительного количества региональных страховых компаний, негативными изменениями конкурентной среды на региональных страховых рынках, увеличением оттока денежных средств (в частности, бюджетных) за пределы региона, нанесением ущерба клиентам и собственникам страховых организаций.
В современных экономических условиях практически отсутствует возможность вовлечения в хозяйственный оборот новых активов, а ведь увеличение поступления страховых взносов по добровольным видам долгосрочного накопительного страхования могло бы “оживить” реальные денежные средства населения, вовлечь их в инвестирование региональных экономических проектов.
Сегодня необходимо повернуться лицом к проблемам региональных страховых организаций, повысить эффективность методов государственного регулирования профессиональной деятельности страховщиков — это соответствует интересам и региона, и страны в целом. Необходимо определить методические подходы и расширить возможности регионов для развития их взаимоотношений и с субъектами между народных страховых рынков.
В.О. ФЕДОРОВИЧ, канд. экон. наук, проф. СИФБД; Е.Г. БАКАНОВА, руководитель Департамента страхового дела Исполнительной дирекции МАСС
Статья приведена без диаграмм и таблицы.
Вся пресса за 30 октября 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Исследования, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
|
KrasnodarMedia, 4 февраля 2025 г.
ДТП без жертв, но с большими потерями: мошенники придумали новую схему
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|