Экономика и жизнь, московский выпуск,
8 ноября 2000 г.
У страха глаза велики 704 просмотра
Знаменитый Лозунг Ганзейского Союза "Один за всех и все за одного", ставший девизом страховщиков, особенно актуален в наше время.
Владимир Петрович Кругляк родился в 1944 г. в Москве, Окончил Индустриальный техникум, юридический факультет МГУ, Московский финансовый институт по специальности "международные экономические отношения". Много лет проработал за рубежом в таких странах, как Англия, Индия, Куба. Вернувшись в Москву, с 1992 по 1998 г. возглавлял "Ингосстрах", одновременно являясь председателем совета директоров зарубежных дочерних компаний "Ингосстраха" в Англии, Австрии, Германии. С 1996 по 1998 г. был первым президентом Всероссийского союза страховщиков. В июне 1998 г. назначен генеральным директором ОАО "Московская страховая компания".
— Владимир Петрович, в последнее время Московская страховая компания вольно или невольно стала возмутителем спокойствия на страховом рынке столицы. Тем не менее у многих нет полной картины происходящего. Почему, на ваш взгляд, создание МСК так не устраивает других участников рынка?
— Появление компании, призванной защищать интересы города и его жителей, действительно вызвало крайне негативную реакцию со стороны некоторых крупнейших страховщиков, давно уже "поделивших" столицу и не желающих играть по правилам, которые мы предлагаем. А именно: работать в интересах города, страховать по дифференцированным, нередко минимально возможным ставкам, сочетающим интересы московских предприятий, предпринимательских структур, граждан и страховой компании, инвестировать страховые резервы в активы, контролируемые Правительством Москвы, снять в определенной часта нагрузку с бюджета путем грамотного использования средств из резерва предупредительных мероприятий и т. п. Поэтому понятна их истерика (другого слова не найти) по отношению к МСК -они не готовы и не будут играть по новым правилам. Борьба с МСК — вот их главная цель. Именно этим можно объяснить такое поспешное создание Московской ассоциации страховщиков (MAC), в состав которой вошло 17 крупных компаний.
— Действительно, недавно крупные страховые компании провели учредительное собрание Московской ассоциации страховщиков, которая должна стать структурным подразделением Всероссийского союза страховщиков. Что же, объединение произошло не во имя, а против чего-то? То есть против МСК?
— Совершенно верно. "Основная задача создания новой организации — препятствовать попыткам монополизировать отдельные сегменты столичного страхового рынка (в частности, муниципальные программы)". Вдохновителями этого вызова Правительству Москвы выступают компании, вошедшие в MAC, чьи интересы будут ущемлены, в случае выполнения решений о развитии Московской страховой компании. И "дружить" члены ассоциации будут, скорее всего, как раз "против" страховых фаворитов Правительства Москвы. Хотя сама по себе идея объединения страховщиков по профессиональному признаку является позитивной. Все дело в целях и результатах такого объединения. Если они направлены на сотрудничество с властями города по формированию цивилизованного страхового рынка в столице, содействию в разработке его законодательной и нормативной базы, реализации нужных городу страховых программ, инвестированию свободных финансовых ресурсов в его интересах, развитию конкуренции на здоровой основе, выявлению и изоляции недо! бросовестных страховщиков законными методами и т.п., это следовало бы только приветствовать. К сожалению, на сегодняшний день перед участниками новой ассоциации стоят совсем другие задачи.
— Практически одновременно с учреждением Московской ассоциации страховщиков, с разницей в один день, столичное теруправление Министерства по антимонопольной политике предписало мэрии отменить сентябрьское распоряжение о МСК, которое, по мнению МАП, может привести к монополизации рынка страхования арендуемых помещений в Москве. Случайно ли совпали эти два события или они произошли по чьей-то воле?
— Едва ли случайно. В этом случае можно говорить о хорошо продуманной и последовательной кампании, опирающейся не только на собственные возможности страховых компаний-инициаторов, но и на властный ресурс некоторых официальных структур. При внимательном взгляде на всю ситуацию становится ясно, что массированная кампания в СМИ с подключением антимонопольных органов, созданием MAC, направленная, казалось бы, только против МСК, весьма органично вливается в противостояние некоторых федеральных структур с руководством Москвы. Идею борьбы с монополизмом можно было бы поддержать, если бы эти призывы исходили от страховщиков, которым препятствуют выйти на рынок. В действительности это говорят те, кто уже монополизировал его и под флагом защиты свободной конкуренции отстаивает свои узкокорыстные интересы. Характерно, что ни одна компания, работающая, например, по программе страхования строительно-монтажных рисков или арендованного имущества, не получила доступ к конкретному рынку на основе конкурса. Право работать на этих рынках получено как раз на основе актов Правительства Москвы и его подразделений, то есть за счет административного ресурса. Признавая такой порядок "выхода на свободный рынок" справедливым для себя, они его не желают признавать за МСК — компанией Правительства Москвы.
— Страховые компании, работающие по программам московского правительства, не хотят смириться с появлением конкурента в лице Московской страховой компании?
— Более того. Ни одна из компаний, вошедших в MAC как "московские", таковой не является. На самом деле каждая из них успешно работает в регионах России и по своему масштабу давно вышла на федеральный уровень. Однако декларирование статуса московской компании не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. В роли московской или "своей" компании легче подтверждать право на участие в разделе столичного рынка страхования в своих интересах и бороться с "чужаком", которым, как это ни странно, в данном случае оказалась Московская страховая компания.
— Ваше отношение к предписанию МАП по отмене распоряжения о МСК?
— На мой взгляд, мэрия легко опротестует это предписание в арбитражном суде в связи с тем, что само предписание базируется на законе, регулирующем товарные рынки, а страховая деятельность базируется на законе о финансовых рынках. Уже на этом основании суд отменит предписание чисто по формальному принципу. Что касается аргументов о монополизации рынка МСК, то они не только несправедливы, но и смешны. Называть нашу небольшую компанию монстром можно разве что от большого испуга. Этим занимаются как раз те, кто сегодня (как угодно называйте) захватил, монополизировал, присвоил себе право считать Москву своей вотчиной. В этом же ряду надо рассматривать и предписание антимонопольных органов по Москве и области, в крайне спешном порядке направленное Правительству Москвы. Они "не заметили" давно произошедшего раздела страхового рынка в Москве и того, что именно МСК на этот рынок и не пускают. Необходимо разрушить уже существующую монополию, а МСК в этих условиях надо защищать как компанию, представляющую в конце концов интересы столицы и ее жителей. Достаточно сравнить доходы тех компаний, которые громче всех взывают к борьбе с МСК, и доходы нашей компании, ее долю на страховом рынке, которая не достигает и одного процента от валового сбора страховых премий. Тогда станет понятно, кто м! онополист, а кто нет.
— В этом году Московской страховой компании исполнилось два года. Неужели все это время вам приходилось преодолевать трудности?
— Практически сразу, после подписания Ю. Лужковым в марте 1998 года распоряжения о ее создании, началась борьба всех московских страховщиков против МСК. В прессе появилась масса резких статей. Вообще этих "против" было очень много, хотя компании, как таковой, еще не было.
— Почему же вы приняли такое на первый взгляд не слишком привлекательное предложение?
— Одной из причин принятия предложения Ю. Лужкова является проявление с его стороны определенного интереса к созданию крупнейшей страховой компании Москвы. Появление сильной страховой компании в нынешних условиях, которая стала бы лидером на рынке, возможно лишь при максимальном учете интересов города. Частная компания никогда не сможет претендовать на такую роль. Однако в течение полугода чиновники не проявляли особого интереса к исполнению принятого решения. Как будто забыли. Не было ничего — ни помещения, ни людей, ни средств. Лишь в мае следующего года, то есть практически через год, деньги были выделены московским правительством. Но средства, выделенные нам, а это чуть меньше трех миллионов рублей, были ничтожно малы. При таком капитале можно заниматься разве что страхованием стульев в офисе и не более.
— А не было ли у вас искушения махнуть рукой на труднопробиваемую стену чиновничьего аппарата, на "доброжелательность" коллег по страховому бизнесу и уйти в частную структуру, хлопнув погромче на прощание дверью?
— Конечно, было. Это чувство возникло тогда, когда я увидел, что сама идея Ю. Лужкова создать Московскую страховую компанию не воплощается в жизнь. Но прежде чем решиться на такой шаг, мне хотелось встретиться с ним, и в мае этого года наша встреча состоялась. Сорокапятиминутное общение с Ю. Лужковым убедило меня, что я был прав, поверив в него.
— Что же вы сказали Лужкову?
— Я привел статистические данные по страховому рынку Москвы и России — сколько по всей России собирается страховых премий, какая часть приходится на Москву и куда она уходит.
— Если не секрет, сколько и куда?
— В России действуют около 1300 страховых компаний. В 1999 году ими было собрано около 100 миллиардов рублей. Совокупные страховые резервы российских компаний оцениваются в 27 миллиардов рублей. В Москве работают 350 страховых компаний, в том числе самые крупные. В прошлом году ими собрано примерно две трети от объема страховой премии всей России. Что от этого получили Москва и москвичи? Ничего. Реальный вклад страховых компаний в экономику столицы очень незначительный. В то же время для самих страховых компаний, имеющих практически бесплатный доступ на огромное страховое поле города, работа по московским программам страхования является сверхприбыльной. Поэтому на сегодняшний день так важен факт существования страховой компании, которая думала бы не только о своих акционерах и получаемых ими прибылях, но и защищала интересы города и москвичей.
— Изначально компания создавалась как государственное унитарное предприятие. Позже — преобразована в открытое акционерное общество со стопроцентным участием капитала Правительства Москвы. Насколько мне известно, в ближайшее время правительство намерено продать 49% акций стороннему инвестору, оставив себе контрольный пакет акций. Кто станет акционером МСК?
— Акции будут проданы предприятиям и структурам, подконтрольным Правительству Москвы. Кстати, председателем совета директоров Московской страховой компании избран Андрей Бородин, президент Банка Москвы, оказавший существенную помощь в создании и развитии нашей компании. Действительно, 51% акций останется в руках правительства, которое станет гарантом надежности Московской страховой компании, независимо от того, кто завтра возглавит городское правительство или компанию.
— А как будет формироваться уставный капитал компании?
— Формирование уставного капитала будет проходить поэтапно. До конца нынешнего года уставный капитал компании увеличится до 10-II миллионов долларов, а к концу 2002 года составит 40 миллионов долларов. Правда, Правительство Москвы внесет свою долю не "живыми" деньгами, а недвижимостью. Деньги в компанию, которая собирается работать не только в Москве, но и в регионах, вложат акционеры. Большой интерес к созданию компании проявили западные инвесторы, внимательно следящие за развитием российского страхового рынка. Но мы отказались от их заманчивых на первый взгляд предложений. Проникновение иностранного капитала в российское страхование является прямой угрозой нашей национальной безопасности.
— Владимир Петрович, вы неоднократно повторяли, что Московская страховая компания создана для защиты не только интересов города, но и интересов москвичей. Какую выгоду будут иметь простые москвичи от деятельности компании?
— Такая компания сможет дать большую защиту при меньших затратах. То есть страховые взносы будут ниже, чем у частной страховой компании за счет дифференцированного подхода к различным группам застрахованных у нас клиентов. Грубо говоря, застраховав ювелирный завод по максимальной ставке, мы можем застраховать торговую палатку по значительно меньшей ставке. Точно такой же дифференцированный подход будет применяться и для физических лиц.
— И все-таки можно понять недовольство страховщиков в связи с появлением на рынке такой компании, как МСК. Если московское правительство отдает под контроль МСК большую часть страхового рынка столицы, что это, как не монополия?
— Давайте разберемся. Наша компания, как я уже говорил, создавалась для защиты интересов города и его жителей. Крайне невыгодным на сегодняшний день представляется отдавать страхование имущественных интересов Правительства Москвы в частные компании. Вполне логично, что Московской страховой компании поручено вести именно такие программы и страхование за счет городского бюджета соответствует законодательству. К таким программам страхования относятся: личное страхование государственных служащих; имущественное страхование объектов, находящихся в муниципальной собственности; страхование имущественных интересов юридических лиц, в уставном капитале которых участвует Правительство Москвы и т.п. Это позволит устранить объективно возникающую разобщенность в контроле над городскими компаниями и обеспечить наиболее эффективное использование финансовых средств для размещения страховых резервов в интересах города. Что касается страхования предприятий и другой недвижимости, не находящейся в собственности Москвы, то их владельцев никто не сможет заставить заключать договоры только с нами. Наша компания будет конкурировать с другими страховыми компаниями на общих основаниях, тут права у всех одинаковые. На сегодняшний день в Москве страхованием городского имущества занимаются всего-навсего 20-25 компаний, а активно работают только пять. Страховое поле столицы еще не пахано, есть только бороздки. Достаточно сказать, что на пресловутом рынке страхования арендуемого имущества всеми страховщиками реально застрахована лишь незначительная часть от общего числа сдаваемых в аренду площадей. Страховой рынок огромен и места хватит всем. И наша деятельность будет усиливать конкуренцию на московском страховом рынке, но никак не монополизировать.
— Каким вы видите будущее Московской страховой компании? П согласятся ли ваши непримиримые оппоненты перековать мечи на орала и сесть за стол переговоров?
— Думаю, что МСК займет достойное место и найдет взаимопонимание со всеми страховщиками. Просто некоторым надо переболеть, привыкнуть к факту нашего существования и смириться с этим, как с неизбежностью. Колесо истории крутится, и назад его повернуть довольно сложно. Московская страховая компания создана и будет жить. Нам вместе надо работать над огромным количеством проблем, связанных с преодолением страхового инфантилизма, присущего как нашим хозяйственникам, предпринимателям, так и гражданам. Одним словом, надо сотрудничать, а не "воевать". ***
Когда верстался номер, пришло сообщение о том, что генеральный директор МСК В. Кругляк приглашен принять участие в учредительном совещании, посвященном созданию MAC.
Беседу вела Елена ПУЗАНКОВА (с сокращениями)
Вся пресса за 8 ноября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Столица, Лица, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Игроки
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|