Финансовый бизнес,
30 декабря 1998 г.
Документы, применяемые в международном платежном обороте 1440 просмотров
Любая внешнеторговая сделка сопровождается соответствующей документацией, которая указывается в экспортно-импортном контракте. От правильного оформления документации во многом зависит и успешное проведение внешнеторговой операции.
*** Страховые документы
Во внешнеторговых расчетах важную роль играют страховые документы, регулирующие отношения между страховщиком и страхователем. При этом первый должен возместить убытки второго в связи с несчастным случаем против уплаты страховой премии. К страховым документам относят: страховой полис, страховой сертификат, ковернот, счет страховщика и страховое объявление. Страховой полис, выдаваемый страховщиком страхователю после выплаты им страховой премии, является документом, оформляющим договор страхования (Исходя из условий оформления страхования и характера риска страховые полисы подразделяются на рейсовые (объект страхуется на весь период перевозки от одного пункта до другого), смешанные (объект страхования страхуется на определенный рейс и срок), срочные (страхование на определенный срок)). В страховом полисе указываются все риски, против которых осуществляется страхование. Право предъявлять требования страховщику о возмещении убытков может быть передано страхователем, например, иностранному покупателю или банку, путем индоссамента на полисе. Риски, против которых может совершаться страхование, следующие: 1) морские риски — убытки или повреждения, возникающие в результате шторма, посадки судна на мель, столкновения, соприкосновения с морской водой; 2) риски испарения части груза (страхование от этих рисков не распространяется на самовоспламеняющиеся грузы); 3) риски выброса груза за борт часто для облегчения веса судна при возникновении аварийной ситуации; 4) риски, связанные с возможностью насильственного захвата груза (пиратство). Выплата возмещения производится только в том случае, если в полисе четко оговорена возможная причина убытков. Страхование против вышеперечисленных рисков производится практически всегда. Обычно производится страхование против следующих рисков (причем, в основном по всем ним выплачивается дополнительная премия): кража и недопоставка товаров, забастовки, стачки, волнения в стране, войны, скрытые дефекты судна (его корпуса, двигателей), повреждение груза от соприкосновения с пресной водой, нефтью и другим грузом, т.н. “береговые риски”, т.е. сход с рельсов, столкновение, землетрясение, наводнение, переворачивание, штормы, убыток, причиненный в результате поломки или утечки товара, поломки холодильного оборудования, свойственный товару порок, задержки. Покрываемые страхованием риски следующие: 1) “свободные от частичной аварии” — это означает, что страховщик не платит по требованиям возмещения случайной, частичной потери; 2) “ответственность за частичную аварию” — это означает, что страховщик платит за случайно понесенные потери; 3) “франшиза” — представляет собой установленный процент потерь, меньше которого выплата возмещения не производится; 4) “все риски” — на самом деле покрываются не все риски, а только риски п. 3 и риски, против которых может совершаться страхование; 5) “общая авария” — убытки, включаемые в это понятие, могут происходить в результате умышленных действий, предпринимаемых командой корабля в аварийных ситуациях, в интересах всех тех сторон, которых в той или иной степени затрагивают последствия этой ситуации. Этими сторонами являются: владелец груза, владелец судна или лицо, получающее плату за фрахт. Последним может быть владелец судна. Потери, понесенные в результате общей аварии, распределяются между сторонами пропорционально их участию в данном мероприятии. Типичным примером общей аварии может случить использование разбрызгивателей или пара для тушения пожара на судне. В результате содержимому судна и грузу часто причиняется ущерб, и убытки делятся между сторонами пропорционально их участию. Все генеральные полисы страхуются владельцем груза на случай покрытия части потерь в результате общей аварии, если его товар не пострадал. Страховой сертификат, выдаваемый брокером, не пользуется особым доверием банка, как и ковернот. Такой сертификат выдается не страховщиком или страхователем, а третьей стороной и, следовательно, если не было осуществлено должного страхования, то соответствующие действия в случае предъявления иска будут направлены не против страховщика, а против брокера. Сертификат страхового общества оформляется на бланках этого общества при наличии открытого или генерального полиса (договор между страхователем и страховщиком на длительный срок) (В генеральном полисе указывается срок его действия, пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и др.). Открытый и генеральный полисы рассматриваются как равнозначные документы. Как только составлен генеральный или открытый полис, страхователь страхует все партии на согласованных условиях против обусловленных рисков. Перед отправкой партии товара страхователь сообщает страховщику цену и другую информацию, касающуюся этой партии товара, с целью получения страхового сертификата, необходимого для обеспечения полного комплекта экспортных документов. При этом следует отметить, что в ряде западных стран не принимается в качестве судебного доказательства страховой сертификат. Следовательно, для того, чтобы обратиться в суд на страховщика, необходимо, чтобы он сам выдал страхователю генеральный полис. Обычно страховые сертификаты, выдаваемые ведущими страховыми компаниями, рассматриваются банками в качестве генерального полиса, в отличие от сертификатов других фирм. Ковернот — документ, выдаваемый агентом страховой компании или маклером, удостоверяющий совершенное страхование в пользу страхователя. Ковернот выдается в случае, если еще не подготовлен генеральный полис. Он не является свидетельством наличия договора страхования и не принимается банком для оплаты с аккредитива. Счет страховщика — документ с требованием оплаты суммы произведенного страхования. Страховое объявление применяется тогда, когда страхователь информирует страховщика об отдельных отгрузках товаров, подпадающих под договор страхования или генеральный полис. Банк при рассмотрении страхового документа при платеже с аккредитива или при кредитовании им клиента обращает особое внимание: 1) на вид документа: полис, сертификат или ковернот — тот ли документ, который необходим в данном конкретном случае; 2) имеется ли на нем подпись страховщика и, если необходимо, подпись страхователя; 3) имеется ли на страховом документе передаточная надпись на имя банка или импортера, или этот документ непосредственно выписан на имя банка или покупателя; 4) выражена ли сумма, на которую совершено страхование, в должной валюте; 5) достаточна ли сумма, на которую совершено страхование (она должна быть всегда по крайней мере на сумму счета-фактуры); 6) соответствуют ли риски, против которых совершено страхование, требованиям банка; 7) когда и кем оплачивается требование о возмещении убытков; 8) период, на который совершено страхование; 9) точно ли составлено описание застрахованных товаров; 10) соответствуют ли отметки, числа и другие детали страхового документа числам, отметкам на других отгрузочных документах, представленных в банк; 11) как был погружен товар: на палубу или в контейнерах, покрывает ли страхование риски выбрасывания товара за борт; 12) выписан ли страховой документ до или после выписывания транспортных документов. В соответствии с условиями аккредитива должны предоставляться все оригиналы (оригинал и дубликат) страхового документа. Он подписывается страховой компанией, страховщиком или их агентами, а сам вид такого документа обязан соответствовать условиям аккредитива. Если не указывается иное, минимальная сумма страхового покрытия составляет 110% стоимости СИФ/СИП, и в соответствии с условиями аккредитива должен быть сделан соответствующий индоссамент застрахованной стороной. Сведения о товаре должны быть аналогичны тому, что указывается в других документах. Страховой документ должен датироваться ранее даты отгрузки товара, либо в нем отмечается, что он вступает в силу с даты отгрузки, и выписываться в той же валюте, что и аккредитив, если иное не указано в последнем. Страхование должно покрывать только такие риски, которые предусматриваются аккредитивом. Кроме того, страховой полис предоставляется только в те сроки, которые отмечены в аккредитиве. Наиболее распространенные ошибки, допускаемые российскими предприятиями в отношении страхования: • страховой полис не включает риски, которые отмечены в условиях аккредитива; • он выражен в иной валюте, чем аккредитив; страхование осуществлено не в полной сумме; • страховой полис не индоссирован страхователем, и/или не подписан страховщиком или он датирован позднее даты отгрузки на борт или отправки, если иное не указано в аккредитиве; • наблюдаются исправления или не указано наименование судна; дано неправильное описание товара. *** БАРИНОВ Э. (с сокращениями)
Вся пресса за 30 декабря 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|