Сибирская финансовая школа, Новосибирск,
30 октября 1998 г.
Особенности аудита в страховых организациях 22413 просмотров
Переход к рыночным отношениям обусловил появление и развитие независимого аудиторского контроля за деятельностью страховых компаний.
Основной целью аудита страховых организаций является выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание сопутствующих услуг (консультации, экспертизы, услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета и др.).
Перед Российской финансовой системой стоят серьезные и сложные проблемы, от решения которых зависит, в том числе, состояние страхового рынка и страховых организаций.
Роль страхования как системы защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства делает его необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев и является наиболее стабильным источником долгосрочных инвестиций.
Развитие страхового рынка России приобретает особенно важное значение именно сейчас, когда вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также ввиду предстоящего вступления Российской Федерации во всемирную торговую организацию.
Во всех странах мира страхование является стратегическим сектором экономики. Впечатляющие объемы резервных фондов, которые длительное время могут безболезненно использовать в интересах страховых компаний, превращают их в мощнейшие финансово-кредитные институты.
Сегодня состояние страхового рынка показывает, что в России уже заложены основы национального страхования.
Развитие страхового рынка в России с 1992 г. свидетельствует о росте отношения суммы страховых взносов к валовому внутреннему продукту более чем в два раза; появились и крупные страховые компании, способные оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам.
В целях дальнейшего развития национального страхования и создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.98 г. № 1139 утверждены “Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах” (далее по тексту — Концепция).
Правительство России признает, что достижение целей проводимых реформ и обеспечение социально-экономической стабильности российского общества требует создания мощной системы страховой защиты на основе комплексного решения накопившихся проблем.
Концепция определила следующие важнейшие задачи развития национальной системы страхования:
1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования.
2. Проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг.
3. Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности.
4. Развитие взаимоотношений российских и международных страховых рынков.
5. Совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Правительство предполагает, что при положительной тенденции развития экономики России в целом в результате выполнения основных мероприятий объем страховых взносов и емкость страховых компаний возрастут в 2-2,5 раза.
Инвестиционный потенциал отечественного страхового сектора экономики (долгосрочное страхование жизни и прирост страховых резервов по другим видам страхования) может достичь к 2000 г. 507 млрд руб., что составляет 15-20% прогнозируемого объема иностранных инвестиций.
Переход к рыночным отношениям обусловил появление и развитие независимого аудиторского контроля за деятельностью страховых компаний.
Основной целью аудита страховых организаций является выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание сопутствующих услуг (консультации, экспертизы, услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета и др.).
Постановлением Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 утверждены “Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”. Согласно этому постановлению, страховые организации подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, начиная с отчета за 1994 г.
В ст. 29 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.92 г. № 4015-1 (в редакции Федерального закона от 31.12.97 г. № 157-ФЗ) определено, что “страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков… после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений”.
Что касается перспектив развития страхового аудита в ближайшем будущем, то в настоящее время Проектом Федерального закона “Об аудиторской деятельности” (далее — Проект) определено, что по виду деятельности страховые организации подлежат обязательному аудиту.
В целях совершенствования процесса аттестации в Проекте заложены требования к профессионализму аудиторов и аудиторских организаций. Выбран новый подход к аттестации и лицензированию аудиторов и аудиторских организаций по следующим двум направлениям:
• аудит всех организаций, за исключением кредитных (общий аудит); • аудит кредитных организаций (банковский аудит).
Исключение квалификационного аттестата аудитора на осуществление страхового аудита облегчит процесс аттестации на право осуществления аудиторской деятельности для самого аудитора, но скорее всего приведет к снижению требуемого сегодня Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области страхования, уровня подготовки кандидатов на получение аттестата.
Это вызвано тем, что деятельность страховщиков достаточно специфична и требует от аудиторов специальных знаний не только особенностей бухгалтерского учета в страховых организациях, но и основ организации страхового дела.
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в настоящее время утверждено 20 отечественных Правил (Стандартов) аудиторской деятельности (рис. 1). В соответствии с Программой действий на период 1998-1999 гг. по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, подготовленной по поручению Правительства Российской Федерации, до конца 1999 г. предстоит подготовить и ввести в действие еще 19 Правил.
Рис. 1. Правила (Стандарты) аудиторской деятельности
1. Порядок составления аудиторского заключения (Протокол № 1 от 09.02.96 г.) 2. Планирование аудита (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 3. Аудиторские доказательства (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 5. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 6. Аудиторская выборка (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 7. Документирование аудита (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 8. Использование работы эксперта (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 9. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 10. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 11. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности (Протокол № 6 от 25.12.96 г.) 12. Аудит в условиях компьютерной обработки данных (Протокол № 2 от 22.01.98 г.) 13. Аналитические процедуры (Протокол № 2 от 22.01.98 г.) 14. Существенность и аудиторский риск (Протокол № 2 от 22.01.98 г.) 15. Образование аудитора (Протокол № 2 от 22.01.98 г.) 16. Применимость допущения непрерывности деятельности (Протокол № 4 от 15.07.98 г.) 17. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита (Протокол № 4 от 15.07.98 г.) 18. Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта (Протокол № 4 от 15.07.98 г.) 19. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (Протокол № 4 от 15.07.98 г.) 20. Внутрифирменный контроль качества аудита (Протокол № 4 от 15.07.98 г.)
Правила (Стандарты) формируют единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Значение стандартов состоит в том, что они:
• обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; • рационализируют и облегчают работу аудитора; • помогают аудиторам вести переговоры с клиентом; • требуют от аудиторов постоянного повышения знаний и квалификации.
Правила (Стандарты) аудиторской деятельности определили, что каждая аудиторская организация с учетом требований законодательства, настоящих Правил (Стандартов) аудиторской деятельности обязана разработать Внутрифирменные стандарты (единые внутрифирменные требования) по аудиту страховых организаций.
Важно обратить внимание на информацию, выдаваемую аудиторской фирмой по результатам аудита. В соответствии с Правилами (Стандартами) аудиторской деятельности по результатам аудиторской проверки страховой организации выдаются: короткое аудиторское заключение, полное аудиторское заключение, письменная информация руководству страховой организации и, при необходимости, экспертные заключения (рис. 2).
Рис. 2. Документы, выдаваемые аудиторской фирмой (аудитором) по результатам аудиторской проверки. (пропущен)
Можно выделить следующие основные особенности аудита страховых организаций, вызванные спецификой их деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Особенности аудита страховых организаций
1. Аудит правовых основ деятельности страховых компаний 2. Аудит соблюдения специальной правоспособности 3. Аудит портфеля страховых договоров 4. Оценка системы внутреннего контроля 5. Оценка качества управления 6. Аудит формирования уставного капитала 7. Аудит отражения в учетной политике основных аспектов, связанных со спецификой деятельности страховых организаций 8. Аудит операций по страхованию и перестрахованию 9. Аудит страховых выплат 10. Аудит формирования страховых резервов 11. Аудит размещения страховых резервов 12. Аудит расходов на ведение дела 13. Аудит НДС и налога на прибыль 14. Аудит бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью 15 Проверка правильности расчета обязательного экономического норматива — отношения активов и обязательств 16. Проверка соблюдения требований о максимальной ответственности по отдельному риску
1. АУДИТ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Аудиторская проверка страховой компании начинается с ее юридического статуса и права функционирования.
Аудитор должен установить наличие:
1. Учредительных документов: • устава страховой организации, утвержденного общим собранием учредителей (участников) и зарегистрированного в установленном порядке; • учредительного договора.
Если в устав и учредительный договор вносились изменения, следует проверить новую редакцию устава и учредительного договора, протоколы собрания учредителей.
2. Свидетельство о государственной регистрации. 3. Лицензии на осуществление страховой деятельности.
Подтверждая факт наличия лицензии, аудитор должен убедиться в отсутствии приостановки действия лицензии или ее отзыва. Основания для таких действий предусмотрены в Положении “О порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности”, утвержденного приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19.06.95 г. № 02-02/17 (в редакции распоряжения Росстрахнадзора от 13.07.95 г. № 02-02-08).
4. Организационные документы.
Аудитор должен изучить протоколы общих собраний, протоколы заседаний совета директоров, внутренние положения, приказы и распоряжения исполнительного органа и другие документы внутренней регламентации.
2. АУДИТ СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ
1. В процессе проверки аудитор должен проверить соответствие проводимых страховщиком и разрешенных лицензией видов страхования и установить соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства.
Согласно Закону “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Если проводится аудит страховой медицинской организации, то аудитору необходимо убедиться в том, что данная организация не осуществляет иные виды страховой деятельности — в соответствии с установленными “Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование”, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.94 г. № 251, Положением “О страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование”, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1018.
2. Аудитор должен проверить наличие Правил по видам страхования, убедиться в том, что они прошиты, пронумерованы и утверждены руководителем страховой организации. На Правилах должна стоять отметка Департамента страхового надзора МФ РФ.
Аудитор проверяет, прилагаются ли к Правилам страхования установленные образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств.
3. Аудитор должен проверить, содержат ли Правила страхования, предоставленные организацией, следующие основные разделы:
• объекты страхования; • перечень страховых случаев; • сроки страхования; • страховые тарифы; • порядок заключения договоров страхования; • порядок уплаты страховых взносов; • обязательства сторон, возникающие при заключении договора страхования; • случаи отказа в страховых выплатах; • порядок рассмотрения претензий.
3. АУДИТ ПОРТФЕЛЯ СТРАХОВЫХ ДОГОВОРОВ
Аудитор должен провести анализ договоров страхования, оценить их соответствие Закону “Об организации страхового дела”, Правилам страхования и другим нормативно-законодательным актам.
Аудитор также должен рассмотреть законность расторжения договоров страхования.
4. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
В ходе аудиторской проверки аудитор должен изучить и оценить систему внутреннего контроля в проверяемой страховой организации в соответствии с Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита”.
Оценка системы внутреннего контроля производится аудитором в три этапа, это: — общее знакомство с системой внутреннего контроля (СВК) страховой организации; — первичная оценка надежности СВК; — подтверждение достоверности оценки СВК; Аудитор проверяет, включает ли СВК страховой организации: • надлежащую систему бухгалтерского учета; • контрольную среду; • отдельные средства контроля.
Мнение аудитора об эффективности СВК является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур. Серьезные недостатки СВК, рекомендации по их устранению аудитор должен отразить в письменной информации руководству проверяемой страховой организации.
5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
Необходимость оценки качества управления проверяемой страховой организации, по мнению автора, вызвана тем, что от того, как правильно страховые организации осуществляют страховую деятельность, формируют и размещают страховые резервы, зависит, как своевременно они выполнят свои обязательства перед страхователями.
Оценку качества управления страховой организацией можно производить, исходя из девяти направлений анализа менеджмента:
• результаты деятельности (уровень менеджмента оценивается на основе того, как успешно страховая организация выполняет свои обязательства); • компетентность в организационно-технических вопросах; • соблюдение действующего законодательства; • способность планировать деятельность страховой компании и приспосабливаться к новым условиям; • эффективность функционирования системы информированности руководства и системы внутреннего контроля; • соблюдение (адекватность) внутренней политики; • меры, принимаемые по результатам проверок контролирующих органов и по результатам проверки независимых аудиторов; • обеспечение преемственности руководства; • готовность удовлетворять потребности в оказываемых страховых услугах в данном регионе.
6. АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
Проверяя формирование уставного капитала, аудитору следует убедиться:
• все ли учредители (участники), согласно законодательству и учредительным документам, своевременно внесли доли своих вкладов в уставный капитал; • в правомерности формирования уставного капитала и его достоверности.
При проверке формирования уставного капитала акционерного общества необходимо уделить внимание порядку формирования и регистрации уставного капитала.
Практика проведенных аудиторских проверок показала, что некоторые страховые организации, созданные в форме акционерных обществ, нарушают процедуры эмиссии и регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Несоблюдение норм, регулирующих порядок и способы формирования уставного капитала акционерного общества, может привести к серьезным последствиям для самого общества и его акционеров, а сделки с акциями, не зарегистрированными в установленном порядке, могут быть признаны недействительными.
Рекомендуется также установить, какой удельный вес занимает уставный капитал в общей сумме источников собственных средств.
7. АУДИТ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ СО СПЕЦИФИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аудитор должен проверить, соответствует ли структура учетной политики требованиям Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ), а именно, утверждены ли с учетной политикой:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; — формы первичных учетных документов, применяемых для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; — порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; — правила документооборота и технология обработки учетной информации; — порядок контроля за финансово-хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Аудитор проверяет, нашли ли отражение в учетной политике:
1. Метод определения выручки страховщика.
Страховщик вправе выбрать один из двух методов — “начисления” (учет поступления страховых платежей по факту заключения договора страхования или перестрахования) и “кассовый” (учет поступления страховых платежей по факту зачисления денежных средств на счет или в кассу).
Необходимо обратить внимание на важный момент: учет операций по перестрахованию всегда ведется методом начисления. Если выбран другой метод, то это приводит:
• к нарушению принципа единообразия выбранной учетной политики; • к различию в сроках отражения перестраховочных операций — если страховая компания отражает операции факультативного и облигаторного перестрахования методом начисления, возникает различие в сроках отражения перестраховочных операций, так как операции факультативного перестрахования можно отражать по дате заключения договора перестрахования, а операции облигаторного перестрахования — при получении от перестрахователей бордеро премий.
Таким образом, в учетной политике должно найти отражение перечисленных вариантов определения выручки при осуществлении прямого страхования и перестрахования (факультативного и облигаторного).
2. Виды и методы формирования страховых резервов.
Указаны ли в учетной политике:
• технические резервы по каждому виду страхования, иному, чем страхование жизни; • метод формирования резерва по видам страхования жизни; • проценты отчислений в фонды противопожарной безопасности, если предусмотрено их создание.
3. Порядок формирования резерва незаработанной премии по первой учетной группе:
• методом “pro rata temporis”; • методом “24-й (двадцать четвертой)”.
4. Отчетный период для формирования резерва произошедших, но не заявленных убытков, и определен ли размер отчислений.
5. Размер отчислений в резерв предупредительных мероприятий.
8. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ И ПЕРЕСТРАХОВАНИЮ
Аудитор должен проверить:
1. Может ли данный вид страхования в соответствии с действующими Правилами страхования осуществляться проверяемой страховой организацией. 2. Правильность и полноту отражения в учете поступивших страховых премий. 3. Правильность и полноту отражения в учете операций по перестрахованию. 4. Правильность применения тарифных ставок и исчисления страховых взносов. 5. Правильность и своевременность записей в Журнал учета договоров страхования о поступивших платежах. 6. Правильность отражения в учете поступивших (начисленных) страховых премий по операциям страхования (достоверность кредитовых оборотов по счету 38 “Страховые взносы (премии) по прямому страхованию”) и перестрахования (достоверность кредитовых оборотов по счету 34 “Страховые премии и портфель премий, полученных по рискам, принятым в перестрахование”). 7. Достоверность отражения поступивших (начисленных) страховых премий в Отчете о финансовых результатах (форма № 2 — страховщик бухгалтерской отчетности).
Как указано выше, для учета поступлений страховых платежей используется счет 38.
При использовании страховой организацией кассового метода определения выручки поступившие страховые премии отражают:
• дебет счета 50, 51 / кредит счета 38.
При использовании метода начисления: • дебет счета 74 “Расчеты по прямому страхованию”, субсчет “Расчеты со страхователями” / кредит счета 38; • дебет счета 50, 51 / кредит счета 74 — отражается фактическое поступление денежных средств.
При определении финансовых результатов за отчетный период делается проводка: дебет счета / 38 кредит счета 80.
При досрочном расторжении договора страхования происходит возврат страховых премий страхователю. При этом делается бухгалтерская запись: • дебет счета 22 “Страховые выплаты по прямому страхованию”, субсчет 4 “По досрочно прекращенным договорам” / кредит счета 50, 51.
Учет операций перестрахования у перестраховщика (цессионера):
• дебет счета 72 “Расчеты по рискам, принятым в перестрахование” / кредит счета 34 — отражаются суммы начисленной перестраховочной премии, подлежащей получению по рискам, принятым в перестрахование (ретроцессию); • дебет счета 32 “Уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы” / кредит счета 72 — отражаются начисленные суммы комиссионного вознаграждения, тантьемы по договорам, принятым в ретроцессию; • дебет счета 36 “Депо премий и убытков страховой организации у других страховых организаций” / кредит счета 72 — отражаются суммы депонированных премий, образованные перестрахователем (цедентом), по рискам, принятым в перестрахование; • дебет счета 36 / кредит счета 72 — погашение задолженности цедентом по суммам депонированных премий; • дебет счета 72 / кредит счета 39 — отражается сумма процентов, начисленных на депо премий, подлежащих получению от цедента; • дебет счета 24 “Возмещение доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в перестрахование” / кредит счета 72 — суммы убытков, подлежащие возмещению по рискам, принятым в перестрахование.
При определении финансовых результатов делается бухгалтерская запись:
• дебет счета 34, 39 “Прочие доходы” / кредит счета 80; • дебет счета 24, 32 / кредит счета 80.
Учет операций перестрахования у перестрахователя (цедента):
• дебет счета 27 “Уплаченные страховые премии по рискам, переданным в перестрахование” / кредит счета 66 “Расчеты по рискам, переданным в перестрахование” — начисленные суммы премии, подлежащие передаче в перестрахование; • дебет счета 66 / кредит счета 33 “Полученные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы” — суммы комиссионных тантьем, причитающихся цеденту от цессионера по договорам, переданным в цессию; • дебет счета 66 / кредит счета 35 “Полученные возмещения доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию” — отражаются суммы возмещения доли убытков, полученных по рискам, переданным в перестрахование, от перестраховщика; • дебет счета 66 / кредит счета 37.4 “Депо премий по рискам, переданным в перестрахование” — отражаются суммы депонированных премий по рискам, переданным в цессию; • дебет счета 26 / кредит счета 66 — суммы начисленных процентов на депо премий.
При определении финансового результата остатки по счета 33,35 относятся в кредит счета 80, а по счетам 26, 27 — в дебет счета 80.
9. АУДИТ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ
Аудитор проверяет обоснованность осуществления страховых выплат, т.е. имеются ли все оправдательные документы, подтверждающие факт наступления страхового события: заявление страхователя, страховой акт (аварийный сертификат), соответствующий документ из ГАИ, медицинской организации, следственных органов и др.
Аудитор также устанавливает:
• действовали ли договоры на момент страхового случая; • своевременность заявления страхователем о страховом случае в страховую компанию; • наличие и правильность ведения Журнала убытков; • правильность определения размеров страховых возмещений; • правильность отражения страховых выплат в бухгалтерском учете, и др.
Аудитору необходимо уделить внимание тому, как осуществляется в проверяемой организации контроль за своевременностью страховых выплат.
Для учета страховых выплат Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний предназначен счет 22 “Страховые выплаты по прямому страхованию”, к которому, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, открываются соответствующие субсчета.
10. АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ
Аудитор проверяет, разработано ли в проверяемой страховой организации внутреннее Положение по правилам формирования резервов применительно к разрешенным лицензией видам страхования и соответствует ли оно действующему законодательству. Согласовано ли Положение о резерве предупредительных мероприятий с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Аудит формирования страховых резервов включает в себя проверку:
— правильности формирования резервов; — соответствия расчета резервов установленным законодательством формам; — правильности отражения резервов на счетах бухгалтерского учета, которая должна состоять из следующих этапов (в зависимости от вида страховых резервов):
• аудит технических резервов: резерва незаработанной премии, резервов убытков (резерв заявленных, но не урегулированных убытков, резерв произошедших, но не заявленных убытков, резерв катастроф и резерв колебания убыточности); • аудит резервов по страхованию жизни; • аудит резервов предупредительных мероприятий.
Формирование резерва незаработанной премии отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
• дебет счета 49.1 “Результат изменения резерва незаработанной премии” / кредит счета 91 “Резерв незаработанной премии” — сумма резерва незаработанной премии отчетного периода; • дебет счета 49.1 / кредит счета 37.1 — на сумму доли перестраховщиков в резерве незаработанной премии; • дебет счета 91 / кредит счета 49.1 — на сумму резерва незаработанной премии предыдущего отчетного периода; • дебет счета 37.1 / кредит счета 49.1 — на сумму доли перестраховщика в резерве незаработанной премии отчетного периода; • дебет счета 80 / кредит счета 49.1 (дебет счета 49.1 / кредит счета 80) — результат изменения резерва незаработанной премии списан на финансовый результат.
Формирование резерва заявленных, но не урегулированных убытков, отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом: • дебет счета 49.2 “Результат изменения резерва заявленных, но не урегулированных убытков (РЗУ)” / кредит счета 93.1 “РЗУ” — на сумму РЗУ отчетного периода; • дебет счета 37.2 / кредит счета 49.2 — на сумму доли перестраховщика в РЗУ отчетного периода; • дебет счета 93.1 / кредит счета 49.2 — на суммы, направленные на выплаты страхового возмещения, по которым были сформированы РЗУ в предыдущие отчетные периоды; • дебет счета 49.2 / кредит счета 37.2 (дебет счета 37.2 / кредит счета 49.2) — на суммы уменьшения или увеличения доли перестраховщика в связи с урегулированием убытков; • дебет счета 80 / кредит счета 49.2 (дебет счета 49.2 / кредит счета 80) — результат изменения РЗУ в конце отчетного периода списывается на финансовые результаты деятельности.
Учет других резервов убытков отражается на бухгалтерских счетах аналогичным образом с использованием счетов 49.3 “Результат изменения резерва произошедших, но не заявленных убытков”, 49.5 “Результат изменения резерва колебания убыточности”.
Формирование резерва по страхованию жизни отражается на счетах бухгалтерско-го учета следующим образом:
Сч. 92 “Резерв по страхованию жизни” предназначен для учета операций по формированию указанного резерва;
• дебет счета 49.6 “Результат изменения резерва по страхованию жизни” / кредит счета 92 — отражается сумма резерва по страхованию жизни на конец отчетного периода; • дебет счета 92 / кредит счета 49.6 — сумма резерва по страхованию жизни, сформированного за предыдущий отчетный период.
При формировании финансового результата остаток по счету 49.6 списывается на счет 80.
Формирование резерва предупредительных мероприятий отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Для учета резерва предупредительных мероприятий Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций предназначен счет 93 “Резервы убытков и другие технические резервы”, субсчет 5 “Резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования”, счет 93, субсчет 6 “Резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования”.
Дебет счета 80 / кредит счета 93.5, 93.6 — отчисление средств в резерв предупредительных мероприятий;
дебет счета 93 / кредит счета 50, 51 — расходование средств резерва предупредительных мероприятий.
11. АУДИТ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ
Аудитор проверяет правильность размещения организацией страховых резервов в соответствии с Правилами размещения страховых резервов в соответствии с Правилами размещения страховых резервов, утвержденными Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 14.03.95 г. № 02-02/06.
На данном этапе аудитор проверяет:
• приближены ли сроки размещения страховых резервов к срокам несения страховщиком обязательств по договорам страхования, что влияет на обеспечение платежеспособности страховщика; • соблюдение направления размещения страховых резервов; • соблюдение принципа диверсификации: в государственные ценные бумаги должно быть размещено не менее 20% страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни; не менее 10% средств страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни; не менее 80% страховых резервов должны быть инвестированы на территории Российской Федерации; • в случае, если страховые организации размещают резервы иным образом, согласовано ли это с Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ; • соблюдение принципов ликвидности, возвратности, прибыльности; • проводят ли страховщики ежеквартально по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом, анализ инвестиционной деятельности, в частности размещения страховых резервов. В случае, если сложившаяся за квартал величина норматива соответствия окажется ниже рекомендуемой величины, страховая организация обязана принять меры к улучшению финансового положения и представить в Росстрахнадзор программу финансового оздоровления.
12. АУДИТ РАСХОДОВ НА ВЕДЕНИЕ ДЕЛА
Аудитор проверяет:
1. Правильность определения состава расходов на ведение дела. 2. Обоснованность отнесения расходов на счет 20 “Расходы на ведение дела”. 3. Правильно ли производится классификация расходов на ведение дела. 4. Наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих произведенные расходы.
13. АУДИТ НДС И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Аудит налога на добавленную стоимость (НДС) включает проверку полноты и обоснованности расчета налога.
В соответствии с п. 12 “е” Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции от 07.08.98 г.), операции по страхованию и перестрахованию освобождены от налога на добавленную стоимость.
Объект обложения НДС возникает:
• при безвозмездной передаче страховой организацией своего имущества; • при продаже ненужного имущества.
При реализации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, нематериальных активов, налог на добавленную стоимость начисляется в дебет балансовых счетов 47 и 48.
Основные средства и нематериальные активы отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа.
Суммы НДС, уплаченного поставщикам товаров, в соответствии с п. 12 “е” — “ш” вышеуказанной Инструкции относятся на издержки производства и обращения и отражаются в страховых организациях на счетах учета расходов: 20, 26 “Прочие расходы”.
Аудит налога на прибыль производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 г. № 491 (в редакции от 07.07.98 г. № 724) “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками” и включает в себя:
• правильность определения выручки страховщика; • правильность расчета налога.
В состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются:
— выручка страховщика; — прочие поступления от страховой деятельности; — доходы от иной деятельности.
К расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся:
1. Отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию. 2. Возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование. 3. Комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования. 4. Расходы на ведение дела. 5. Расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности, в том числе автомобильного транспорта для перевозки документов и материальных ценностей. 6. Другие расходы, связанные со страховой деятельностью.
14. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА В ДЕПАРТАМЕНТ СТРАХОВОГО НАДЗОРА МФ РФ
С целью оценки правомерности полученного финансового результата проверке должны быть подвергнуты формы бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора в Департамент страхового надзора МФ РФ, составляемые в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов РФ от 30.12.96 г. № 111 (в редакции от 12.01.98 г. № 4н) “О годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой страховыми организациями в порядке надзора”.
15. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО НОРМАТИВА — ОТНОШЕНИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В целях проверки обеспечения страховой организацией финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков аудитор должен проверить правильность расчета нормативного соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами, который производится в соответствии с Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 30.10.95 г. № 02-02/20 (в редакции от 19.06.96 г. № 02-02/16) “Об утверждении инструкции о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков”.
16. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ О МАКСИМАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ОТДЕЛЬНОМУ РИСКУ
Аудитор проверяет соблюдение требования о максимальной ответственности по отдельному риску по договору страхования, которая, согласно Приказу Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19.05.94 г. № 02-02/08 “Об утверждении условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”, не может превышать 10% собственных средств страховщика.
Ю.А. ЛУКАШЕВИЧ, бухгалтер-аудитор аудиторской фирмы “ФИНЭКС”
Вся пресса за 30 октября 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|