Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях,
15 мая 2000 г.
Государственный доклад МЧС России о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1999 году 3454 просмотра
*** 6. Государственное регулирование деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций *** 6.5. Состояние страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В экономической системе функционирования РСЧС механизм страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций занимает особое место. Нормативная правовая основа страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности, определена в федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г., постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» и от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов». По материалам проведенного в Екатеринбурге 16-18 марта 1999 г. общероссийского семинара «О страховании в субъектах Российской Федерации реестров потенциально опасных объектов и обеспечения страховой защиты от аварий, катастроф и стихийных бедствий» 11 мая 1999 г. был издан Приказ МЧС России за № 21, который на департаменты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и финансово-экономический возлагает координацию работы органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданных при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления по разработке и реализации ими программ страховой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также программ по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, финансируемых за счет страхования. Гостехнадзору как специально уполномоченному органу в области промышленной безопасности поручением Правительства Российской Федерации (протокол № БВ-П7-пр) дано указание разработать методические рекомендации по внедрению этого вида страхования, а также организовать контроль с целью обеспечить участие в этой процедуре страховых компаний, зарекомендовавших себя на рынке страховых услуг. Одним из видов эффективной страховой защиты населения и территорий является создание страховых «пуловых» фондов.
В настоящее время созданию «пуловых» фондов придается большое значение, так как группой юридических и физических лиц образуется общественный фонд для совместного финансирования мероприятий по обеспечению своей безопасности и компенсации материальных потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций. К примеру, в Российской Федерации создан на принципах солидарной ответственности «ядерный страховой пул» для страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих объекты с использованием атомной энергии. В его состав входят 20 российских страховых компаний: «МАКС», «Ингосстрах», Военно-страховая компания (ВСК), «РОСНО», «Интеррос-Согласие» и другие. Кроме того, в 1999 г. Госгортехнадзор России провел работу с рядом ведущих страховых организаций, имеющих лицензию Минфина России на осуществление вышеупомянутого вида страхования, в результате которой создан пул по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Высокий суммарный лимит ответственности страховых компаний, входящих в пул, повышает гарантии компенсации ущерба другим лицам при промышленных авариях. Всего в 1999 г. заключено 60 договоров страхования со страховыми организациями – членами пула. Как показал анализ состояния страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по отдельным субъектам Российской Федерации, за отчетный период число застрахованных опасных промышленных предприятий колеблется от 4% — в Амурской области, Красноярском крае – 3,6%, до 93% в Оренбургской области (11 страховых компаний, действующих на территории области, создали страховой пул, а в его рамках централизованные резервы для страхования особо крупных природных и техногенных рисков). Разработана «Концепция развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий». Создан банк данных об аудиторских и оценочных фирмах, издано распоряжение главы администрации области «О независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте». Большое внимание уделено вопросу обязательного страхования гражданской ответственности опасных производственных объектов за причинение вреда населению и территориям в Тульской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и многих других. В то же время в Челябинской, Ленинградской областях, г. Санкт-Петербурге страхование ответственности организаций и населения при чрезвычайных ситуациях на территории области не производилось, что говорит о нежелании предприятий страховаться от предполагаемых чрезвычайных ситуаций, по вине которых может пострадать население, проживающее вблизи этих предприятий. Такая же тенденция просматривалась в ряде других субъектов. Отсутствие в России специальной законодательной базы по страхованию значительно сдерживает эффективность осуществляемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
МЧС России инициировало разработку федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов». Предложение МЧС России поддержали Минфин России, Минэкономики России, Минтопэнерго России, МПР России, Минтранс России, Минсельхозпрод России, Госгортехнадзор России. В целях создания надежной страховой защиты населения и территорий от аварий и техногенных катастроф необходимо в кратчайшие сроки наряду с разработкой закона разработать на региональном уровне программы развития страхования рисков от промышленных аварий и катастроф, выполнение которых должно позволить ввести меры экономического принуждения к страхованию ответственности организаций, которые эксплуатируют опасные объекты, создать условия для повышения активности страховых компаний и снять с бюджета основную нагрузку по оперативному возмещению потерь и компенсации ущерба конкретно пострадавшему населению и территориям за счет централизации определенной части страховых резервов в специальных фондах. Программа развития страхования рисков должна предусматривать разработку и реализацию мероприятий по двум основным направлениям: совершенствованию развития нормативной правовой базы, информационному и инженерно-техническому обеспечению страхования промышленных и природных рисков. Кроме того, нужно создать возможность использования средств федерального бюджета и бюджета субъекта федерации для поддержки страховых компаний или пулов, занимающихся страхованием рисков от крупных промышленных аварий и катастроф. Необходимо формирование страховых пулов, а в их рамках – централизованных резервов для страхования особо крупных промышленных рисков, а также предоставление таким пулам государственных гарантий. Помощь из бюджета организациям, которые эксплуатируют опасные объекты, и пострадавшим вследствие крупной аварии или катастрофы должна оказываться только при обязательном наличии у них соответствующих страховых полисов. Вместе с тем следует иметь в виду, что сегодня большинство страхуемых рисков от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно установленным нормам единовременного покрытия страховых рисков в размере 10% от уставного капитала, не может быть взято на ответственность отдельной страховой компанией и даже группой страховых компаний (страховыми пулами). С целью решения этой проблемы необходимо начать ускоренное формирование мощной системы перестрахования на основе создания перестраховочных фондов, как на федеральном, так и на региональном уровнях при активном участии государства под контролем МЧС России. Формирование такой системы необходимо начать с создания федеральной перестраховочной компании (фонда) с контрольным пакетом государства, которая на этапе переходного периода должна стать гарантом обеспечения рисков страховых организаций при страховании крупных аварий и катастроф, осуществлять перераспределение (перестрахование) рисков и ответственности российских страховщиков в крупных зарубежных перестраховочных компаниях под государственные гарантии, в том числе под возможный залог федеральных (региональных) резервов (ресурсов). Для создания федерального страхового и перестраховочного фондов Правительством Российской Федерации первоначально должны быть выделены бюджетные ассигнования, в любом случае они будут меньших размеров, чем средства, затрачиваемые на ликвидацию крупных аварий и катастроф. При этом контрольный пакет государства сегодня может создать определенные условия привлекательности вкладов в такие фонды для широкого круга акционеров, уставших от безответственных действий частных компаний в условиях первоначального накопления капитала. *** (с сокращениями)
Вся пресса за 15 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Страхование ответственности, Ядерное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|