Спустя пару недель после введения ОСАГО представители страховых компаний провели "круглый стол", где обсудили сильные и слабые стороны нового закона. У журналистов, которых пригласили на это собрание, сложилось впечатление, что к защите интересов пешеходов и автомобилистов страховые компании готовы куда в меньшей степени, чем сами же и обещали, пишет газета.
Санкт-Петербургские ведомости,
6 августа 2003 г.
Автостраховка не роскошь, но стоит так же дорого 1803 просмотра
С 1 июля вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Согласно этому акту, пострадавшим от ДТП (кроме его виновника) обеспечивается выплата компенсации.
Спустя пару недель, накопив первый опыт, представители страховых компаний провели "круглый стол", где обсудили сильные и слабые стороны нового закона. У журналистов, которых пригласили на это собрание, сложилось впечатление, что к защите интересов пешеходов и автомобилистов страховые компании готовы куда в меньшей степени, чем сами же и обещали. При этом, не успев выплатить ни одной компенсации и не накопив статистики по доходам и расходам при работе ОСАГО, многие компании уже лоббируют увеличение взносов. В обществе мнение о нововведении, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, закон необходим, не случайно его аналоги существуют во всех цивилизованных странах, а введение системы ОСАГО - одно из условий принятия России в ВТО. Автомобили не зря называют источниками повышенной опасности. Аварии имеют свойство наносить ущерб (в том числе необратимый) ни в чем не повинным людям, значит, необходимо, чтобы пострадавшие (или их родственники) получали материальную компенсацию этого вреда. Конечно, добиться ее можно через суд, но в реальной жизни механизм этот дает сбой. Представьте на мгновение, что пешехода сделал на всю жизнь инвалидом дедушка на старом "Москвиче", живущий в неприватизированной квартире и не имеющий никакого имущества, кроме старой колымаги. Без страховки максимум, на что жертва сможет рассчитывать, - половина его мизерной пенсии, да и то пока дед жив. Да что бедный дедушка, многие достаточно обеспеченные люди в России предпочитают не иметь имущества (кто сомневается, посмотрите декларации о доходах, которые публикуют кандидаты в депутаты на выборах). Машины, дачи, квартиры хозяев многих крупных компаний формально - собственность третьих лиц, пользуются истинные владельцы всем этим добром по доверенности. Если такой "бедняк" собьет вас (или вас покусает его бультерьер, но это тема для другого материала), то компенсация ущерба становится фактически делом его совести (а она есть не всегда). Так что страховка автогражданской ответственности - важная мера дорожной справедливости. Но, с другой стороны, любое обязательное страхование рассматривается населением как еще один (и в данном случае достаточно обременительный) налог. Авария, она то ли будет, то ли нет, а взносы платить надо обязательно. Базовая ставка тарифа составляет 1980 руб. Она корректируется 8 коэффициентами: возраст и стаж водителя, объем двигателя, круглогодичное и сезонное пользование машиной и т. д. Размер тарифа зависит и от территории: самая высокая стоимость страхового полиса в Москве - 2-кратная, Петербурге и Московской области (1,8-кратная), для Ленинградской области ставка 1,6, что сопоставимо с ценой подержанного автомобиля. В мегаполисах и их областях сконцентрирован максимальный автопарк, там же происходит наибольшее число ДТП. ОСАГО, по идее, носит некоммерческий, а социальный характер. Но получается, что по этой программе только в одном Петербурге за год будет собираться взносов от 3 до 5 миллиардов рублей - весьма впечатляющая сумма. Когда накопятся данные об ущербе в ДТП, величине страховых выплат, может встать вопрос об изменении страховых тарифов. По сравнению с соседями наш тариф сложно назвать справедливым. Например, в Латвии (где уровень доходов выше) он равен 120 евро - меньше петербургского и лишь немного выше среднего по регионам России. При этом латвийская обязательная страховка перекрывает любой ущерб и дает право на проезд по всей Европе, чьи дороги наполнены дорогими машинами, без дополнительных взносов. Для сравнения: в России максимальный размер выплаты по ОСАГО - 400 тыс. рублей, но это в случае самой тяжелой катастрофы. Предельный размер выплат по ущербу жизни одного человека 160 тысяч рублей, нескольких - 240, по ущербу имуществу, соответственно, 120 и 160 тысяч рублей. При этом, по данным страхователей, на сегодня ущерб в 95% аварий не превышает 5 тысяч долларов. Так как РФ не входит в европейскую систему "зеленой карты", то при поездке в Европу автоответственность надо страховать дополнительно. Но и этих взносов в миллиарды рублей страховым компаниям мало. На "круглом столе" управляющий департаментом имущественных видов страхования СК "Медэкспресс" Анатолий Батунин сделал заявление, что страховщики будут бороться за повышение тарифов. По его словам, страховые компании России имеют право раз в полгода выходить в правительство с инициативой изменения страховых тарифов. И правом этим они обязательно воспользуются, естественно, что просить будут о коррекции в большую сторону. Особо страховые компании недовольны величиной повышающего коэффициента для маршрутных такси. На "круглом столе" руководитель службы маркетинга СК "АСК-Петербург" Татьяна Долинина заявила, что многие страховые компании всеми силами стараются избежать заключения договоров о страховании маршруток. Поправочный коэффициент для этого вида транспорта увеличивается в 1,3 раза. По мнению "АСК-Петербург", чтобы страхование маршрутных такси было хотя бы безубыточным, коэффициент должен составлять не 1,3, а 5,5. В обоснование более чем четырехкратного подорожания приводится высокая аварийность. Интересно, во сколько раз в этом случае вырастет цена билета на питерскую маршрутку? Итак, страховка по ОСАГО стоит немалых денег. Может быть, она хоть обеспечивает защиту? С этим тоже сложно. Закон требует, чтобы компенсация выдавалась в течение 15 дней после оформления документов в ГАИ-ГИБДД. Но для выплаты необходимо установить виновника аварии. А ведь инспектор ГАИ-ГИБДД в акте укажет, что таким-то водителем нарушены такие-то правила, но для выплаты этого недостаточно, еще потребуется доказать, что именно эти действия - причина ущерба. На помощь страховых комиссаров водителю рассчитывать трудно (их, по обязательному страхованию, обещают присылать только небольшое число компаний). А ведь когда закон готовили, то обещали, что водителям и спорить не придется: столкнутся, скажем, две машины, съедутся комиссары их компаний и все вопросы решат. Хотя подготовка закона о ОСАГО началась давно, выяснилось, что страховые компании не готовы и к собственной защите. Они не без основания волнуются, что обязательное страхование вызовет волну мошенничеств. Сейчас из питерского автопарка более чем в миллион машин застраховано примерно 10 процентов. При росте числа страховок на порядок отследить злоумышленников можно будет только по единой информационной базе. Но, как заявил руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в СЗФО Константин Байков, страховые компании еще только готовятся создать некоммерческое партнерство для борьбы с мошенничествами. В базу данных партнерства войдет информация по страховым случаям, лицам, уличенным в мошенничестве, банк данных по схемам мошенничества, сведения по судебной практике. Пока же недобросовестный автовладелец может заключить несколько обязательных договоров страхования автогражданской ответственности, да еще и дополнить их добровольными договорами, затем организовать страховой случай и требовать выплат по нескольким договорам. Но убытки от мошенников, похоже, не очень беспокоят компании - все равно их компенсируют взносы нормальных законопослушных автовладельцев. После нового года, когда полис ОСАГО станет обязательным, по прогнозам страховых аналитиков, пятая часть автомобилистов будут продолжать на свой страх и риск, простите за каламбур, ездить без страховки. Законом предусмотрено, что при нанесении ущерба таким водителем, а также когда автомобиль-виновник скрылся или страховая компания обанкротилась, выплаты будут осуществляться за счет специального фонда, формируемого всеми компаниями, занимающимися ОСАГО, впрочем, компенсироваться из фонда будет только ущерб здоровью пострадавшим. К сожалению, нетрудно догадаться, работа у фонда будет. Итак, первый участок пути по движению автохозяйства России в семью цивилизованных народов получился кривым, ухабистым и чреватым финансовыми потерями. Но разве автомобилистов нашей страны этим удивишь? Алексей МИРОНОВ
Вся пресса за 6 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|