Экономика и время, Санкт-Петербург,
13 ноября 2000 г.
Мультимодальный сервис для России — экзотика 591 просмотр
Больше всего похитителей на РЖД привлекают импортные грузы. На втором месте — продовольствие. Активно в 2000-м расхищалась автотракторная техника (убытки на 200 тыс. рублей, почти в 2 раза больше, чем в прошлом году).
Традиционно не забывают и о нефтепродуктах. Это показали итоги летней операции МПС и МВД России "Бензин-2000", в которой участвовало свыше 19 тыс. работников железнодорожного транспорта и сотрудников внутренних дел. Было осмотрено 56 тыс. цистерн, раскрыто 27 хищений нефтепродуктов и задержано 47 расхитителей, у которых изъято 30 тыс. литров нефтепродуктов. В предвкушении дополнительных заработков на транспортном рынке некоторые страховые компании приоткрыли статистику неприятностей, которые могут ожидать грузовладельца, отправившего свой товар в путь. Обратим внимание, что в солидных страховых компаниях в последнее время список, и котором перечисляются страховые случаи при заключении договоров, заметно расширился. То есть практика страховщиков наводит на мысль о широком спектре опасностей, которым подвергаются грузы на отечественных дорогах. По словам директора компании "Согласие" Натальи Часовиковой, с грузами в пути случается что угодно — единственного чего, пожалуй, не было, так это порчи в результате удара молнии, а все остальное встречалось. Даже магические исчезновения товара. Магическими английские страховщики называют пропажу груза тогда, когда целостность упаковки не нарушена и нет разумного объяснения способа его исчезновения. Нередко с грузом в пути происходят банальные вещи, связанные с "противоправными действиями третьих лиц" или с грабежом. Это случается гораздо чаще, чем порча товара при дальних перевозках из-за аварий. По степени "естественной" аварийности страховщики считают российский транспортный рынок достаточно безопасным (доля потерь среди всех прочих рисков оценивается в 5-10%). Меньше всего риски потерь при воздушных перевозках солидными авиакомпаниями. Не случайно к их услугам прибегают при доставке ценных товаров (компьютерная техника, пищевые компоненты). Следом идут железнодорожные и автомобильные перевозки. Более рискованными оказываются доставки товаров речным и морским транспортом. Однако это усредненные данные. Степень риска порчи и хищений грузов в пути может колебаться среди сухопутных и водных перевозчиков в зависимости от направлений перемещений товаров и их упаковки. Он минимален, скажем, при отправке чугунных болванок в контейнерах по железной дороге из Москвы в Петербург и приближается к максимуму при отправке норковых шуб в грузовике с брезентовым верхом без охраны через Чечню.
Контролеры проявляют рвение
Своеобразие российского рынка возникает из-за высокой доли возможных потерь, связанных с так называемыми поборами многочисленных "контролеров". На самых оживленных маршрутах они превышают даже убытки из-за пропажи грузов. Лидерство, по данным страховщиков, тут удерживают отечественные автотрассы. Основные убытки, по данным директора экспедиторской компании "РусТЭК" Алексея Уткина, из-за отлаженной системы административных поборов. Сложно даже выделить, кто более преуспел в деле финансово-административного шантажа: ГУБЭП, ОБТП, МОТ или ГИБДД — все они наперебой "борются" с экономическими преступлениями, необоснованно задерживая машины. Особенно страдают перевозчики на подъезде к Москве, при движении на Тверь, Смоленск и Клин... В принципе, грузоотправитель может догадаться о степени активности "контролеров" на автодорогах по тарифам перевозчиков: ведь в связи с этим в смету уже давно заложена определенная маржа... Впрочем, транзитные автомобильные пути на территории полны чудес и предугадать все потери иногда нереально. Скажем, одна экспедиторская компания везла технику от "Самсунга". Партию в $30 млн довезли в сохранности и даже сдали ее клиенту. Однако на обратном пути грузовики притормозили на российской границе: оказывается, таможня задним числом заподозрила "неправильное оформление документов грузовладельцем, которое можно было расценить как подделку документов". Убытки при дальнейшем урегулировании проблемы практически лишили автоперевозчика (абсолютно ни в чем не виноватого!) прибыли. Причем в этой ситуации предъявить претензии в России вообще не к кому... Солидной оказывается доля "сборов-поборов" на водном транспорте. Они удваиваются из-за неопределенности границ различных администраций и нескоординированности проверяющих организаций в морской и речной зонах. В результате на каждом участке пути цена на услуги перевозчиков увеличивается. Например, при перевозках леса согласно морским конвенциям СОЛАС ответственность за груз лежит на капитане. Однако для движения по реке требуется еще и заключение сюрвейера, которое стоит около $150... Аппетиты чиновников, по мнению представителя судоходной компании "Енекс", год от года растут. Теперь от коммерческих экипажей требуют обязательную военную подготовку. Чему-нибудь моряков и речников заставляют обучаться постоянно. В итоге ежегодно каждому из членов плавсостава это обходится в среднем не менее чем в $1 тыс...
Проблема сквозных тарифов
Все это объясняет, почему на внутренних перевозках в нынешних условиях нереально введение обязательного страхования на все виды перевозок (исключая транспортировки пассажиров и опасных грузов, как считают в Минтрансе РФ). А следовательно, неприменимы многие международные нормы перевозок, включая рекомендации FIATA (Международной транспортно-экспедиторской организации), где выпуск коносамента невозможен без страхования грузов. Такой коносамент на международном рынке служит официальным признанием мультимодальности перевозок. Отсюда отчасти становится понятным, почему, по мнению западных экспертов, мультимодальный сервис в России не существует, и ориентироваться на коносаменты FIATA, скажем, при выборе типа электронной накладной при смешанных перевозках через территорию РФ — утопия. По мнению генерального директора ЗАО "Морское агентство в порту Дудинка" Николая Вензика, существуют и другие причины, сдерживающие внедрение на отечественном рынке экспедиторских услуг международных коносаментов FIATA. Смешанные перевозки вообще резко повышают риски потерь при перемещении грузов по территории страны. А прямые перевозки не стимулируют операторов расширять сектор страхования на транспорте. Возникает своего рода замкнутый круг... Если на Западе сравнительно безболезненно выстраивается добровольная цепочка ответственности каждого участника перевозок, то в России такого не происходит. Из-за этого крайне сложно выработать сквозные тарифы при следовании через страну транзита. Это всерьез, по-видимому, заботит федеральные транспортные ведомства. В Минтрансе РФ и Министерстве путей сообщения РФ предлагают радикальное решение: отфильтровать экспедиторов и создать на основе наиболее надежных компаний сквозных операторов. Пока нет таких фирм, кто всерьез бы отвечал за весь путь грузоперевозок ("от двери до двери").
Пора сортировать экспедиторов
Для этого-то и потребовалось соглашение двух министерств и создание совместной рабочей группы: на первых порах без поддержки государства сквозные операторы не появятся. Никто, разумеется, не собирается давать избранным компаниям деньги. Речь идет о формировании репутации таких экспедиторов. Государству должны быть известны учредители, способные отвечать за экспедитора, высказывается пожелание вхождения в пул с известными страховыми компаниями. Предполагаются и другие меры по укреплению доверия к таким операторам грузовладельцев. Взамен государство обещает поддержку и использование различных рычагов для оттягивания российскими сквозными экспедиторами на себя тех грузопотоков, которые традиционно идут в обход РФ. Концепция окончательно оформится в ближайшие 3-4 месяца. В МПС РФ, во всяком случае, в начале ноября происходят подвижки. Как объясняют в Минтрансе РФ, такая сортировка не должна ущемить права остальных операторов: конкурентная среда на российском рынке была и останется впредь. Речь идет о снижении общего уровня рисков при грузоперевозках по территории страны и об усилении противостояния за транзит на международном уровне. К сожалению, с последним обстоятельством тоже приходится считаться. Российские транспортники испытывают серьезные трудности из-за негласного раздела крупных транзитных цепочек: польские и немецкие тарифы блокируют движение грузов через нашу страну по железным дорогам, тарифы тайваньских морских судовладельцев снижают потенциал "Транссиба", все больше расхождений у России по вопросам транзитной политики с Грузией, Азербайджаном и Украиной... Это заставляет Москву задуматься о боеспособных отечественных игроках на транзитном рынке.
ЛАЗАРЕВ А.
Вся пресса за 13 ноября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|