Комсомольская правда,
26 декабря 2000 г.
Дума хочет обобрать автомобилистов на 3 миллиарда долларов 781 просмотр
Когда говорят, что у России свой, особенный путь, гордиться этим может только тот, кто плохо нашу страну знает. Кто ее знает хорошо, понимает, что опять у нас сделано что-то "через з...цу". Ну, зачем, скажите, выдумывать этот особенный путь для страхования "гражданской ответственности" автомобилистов, если весь мир давно по нему идет? А затем, что ручонки чешутся и у некоторых законодателей, и у исполнителей закона по тем денежкам, которые у нас в карманах. Пока у нас.
Воистину "умом Россию не понять..."
Юрий Гейко, ведущий "Автоликбеза": В ближайшие дни Государственная Дума вновь собирается вернуться к рассмотрению проекта закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Уже в третий раз. Дважды проект этого закона поступал в Госдуму, но ни разу он не прошел даже первого чтения. Дважды депутаты заворачивали его. Потому что ТАКОЕ не может работать в демократическом обществе, к которому мы стремимся. Если на этот раз депутаты его не завернут, то закон может быть принят в самом начале следующего года. ***
В подельники приглашают ГИБДД
Даже если страховая фирма все же выплатит некоторую сумму пострадавшему, законопроект дает ей право во многих случаях предъявить застрахованному лицу встречный иск. Стоит, например, посадить за руль жену (сына, брата, отца, друга) — страховая сумма пройдет мимо. А инспектор ГИБДД, помимо этого, еще и штраф выпишет. За то, что за рулем было не внесенное в страховой полис лицо. Несмотря на то, что руководство ГИБДД неоднократно высказывалось по поводу страхования автомобилей и доверенностей (что, мол, как только введут обязательную страховку, так можно будет ездить, как в Европе, — без доверенностей, главное, чтобы страховой полис на имя владельца машины был), разработчики проекта умудрились обмануть и гибэдэдэшников. Вместо того чтобы облегчить им проверку документов, они к немалому списку необходимых бумаг решили добавить еще одну. Они ухитрились объединить все пережитки нашей старой системы с самыми неприятными моментами новой западной. Автовладельцу предлагается сразу подумать, кому он собирается давать пору пить, и заблаговременно внести этих людей в полис. Цена страхования будет зависеть от длины этого списка. Если понадобится, например, дать машину на пару часов соседу, чтобы ребенка в больницу отвезти, не забудь новый страховой полис выписать. Минимальный срок страхования — 21 день. Еще один неприятный момент. Забыли вы, например, дома "права". Обнаружил это только сотрудник ГИБДД при проверке документов. Сейчас вы можете позвонить любому своему приятелю "с правами" и попросить его отвезти вас домой на вашей машине. После принятия закона этот номер не пройдет. Ваш друг сможет сесть за руль только в том случае, если его фамилия будет внесена в полис. Иначе машину вашу ждет торжественное водружение на штраф-стоянку со "скромным" тарифом за постой "всего лишь" по тысяче рублей в день, не считая навязанных "услуг" эвакуатора. ***
Деньги плати. А компенсацию не получишь?
На первый взгляд может показаться удивительным, что один и тот же закон уже в третий раз поступает в Госдуму. И это при том, что десятки законопроектов годами ожидают своей очереди. Но это только на первый взгляд. А если присмотреться повнимательнее, то все станет ясно. В случае принятия этого закона придут в движение очень большие суммы — от двух до трех миллиардов долларов. Такая денежная масса пробьет любую стену и заставит пошевелиться кого угодно. Даже за небольшой процент найдутся люди, согласные "подсуетиться", чтобы побыстрее протолкнуть этот закон. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кому он выгоден. Достаточно лишь прочитать его. Вообще-то такой закон в его нормальном виде нужен многим, в том числе и автомобилистам. Но то, что пытается протолкнуть депутат Владимир Тарачев, сулит выгоды только страховым компаниям, а владельцам транспортных средств — одни лишние хлопоты. Это наглядный пример того, как можно "очернить" любую хорошую идею. По закону об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами живут 99,9% цивилизованного мира. Чего, казалось бы, проще: заплатил раз в год — и езди спокойно. Весь ущерб, который водитель может нанести другим, тут же будет компенсирован его страховщиком. Нам же опять предлагают пойти своим, "особым" путем. Основная идея такова: деньги плати, а компенсацию не получишь. ***
В законе — сплошь ловушки
В самом начале текст закона декларирует гарантированность выплат пострадавшим в ДТП. Однако если почитать дальше, то обнаружится, что для получения обещанной компенсации пострадавшим придется много побегать, собирая кучу бумажек, а само обещанное возмещение становится все более иллюзорным. Например, ее ни за что не получит тот, чью машину помяли во дворе, в гаражном кооперативе или на территории дачных участков. Почему? Да потому, что в законе речь идет только о дорогах общего пользования. Упаси вас Бог въехать в машину такси или в грузовик, перевозящий особо ценный груз. Ремонт машин страховщик, возможно, со скрипом оплатит, зато за стоимость ценного груза, испорченного при аварии, вам придется платить самому. Так же как и за моральный вред пострадавшим, и за упущенную выгоду. А выгода эта может превышать стоимость самой машины в несколько раз. Таксопарк постарается на суде доказать, что его "Волга" ценой в 30 000 руб. в месяц зарабатывала миллион, а седельный "МАЗ" с фурой приносил эту сумму за неделю. Платить придется вам. А хватит ли денег на возмещение ущерба? Закон устанавливает верхнюю планку в 200 тыс. руб. Из них 120 тыс. должно пойти на возмещение вреда личностям потерпевших, а на ремонт машин — только 80 тыс. Что можно отремонтировать за такие деньги? Пожалуй, только "Жигули". Знаменитому герою анекдотов "шестисотому" хватит разве что на бампер. Так что анекдоты про его столкновения с "Запорожцем" и после принятия закона вряд ли уйдут в историю. Если в ДТП пострадало несколько машин, а в них было по несколько человек, то сумма выплат будет разделена между всеми пострадавшими. Законопроект дает возможность страховым компаниям не выплачивать возмещение по многим причинам. Одна из них — технически неисправное транспортное средство страхователя. Вообще таких неисправностей — целый список. Сюда относятся не только тормоза, но и ремни безопасности, например, или повышенное содержание СО в выхлопных газах. Хотя как усугубить последствия аварии может тот же СО — совершенно непонятно. Другая сторона этого вопроса: может ли пострадавшая в аварии машина остаться технически исправной? Это уже из области фантастики, и даже не научной. Однако у страхователей будет возможность сослаться на помятую машину своего клиента и сказать, что она была неисправна еще до столкновения. Компенсации ему не видать, как своих ушей. ***
Можешь не ездить, но все равно страхуй!
И еще пара интересных моментов. Лоббисты от страхования предлагают ввести ответственность не только за управление машиной, но и за владение ею без страхового полиса. Это значит, что должен быть застрахован даже старый "Москвич", который гниет у вас в гараже, давно превратившись в недвижимость. И никого не интересует, что никакого вреда "третьим лицам" он принести не может. Есть — страхуй. А то, неровен час, выкатится он сам собой из гаража и помнет тот самый "шестисотый". Да, а сколько же платить-то придется за страховку? А этот самый интересный момент в законе почему-то обойден. Обычно все выплаты устанавливают депутаты или члены правительства. Г-н Тарачев предлагает поручить это некоему агентству, которое "на основе статистических данных" должно вывести фиксированные ставки. Не говорится, ни отчего они должны зависеть, ни кем утверждаться. Кроме того, допускается в определенных случаях применять повышающие коэффициенты. А про понижающие — ни слова. Повышать планируется по наводке ГИБДД. Таким образом, на сотрудников инспекции предлагается взвалить еще и обязанности стукачей и наводчиков, которые по замыслу страховщиков должны информировать их обо всех деяниях водителей. Вот такой грандиозный "подарок" ценой минус три миллиарда долларов готовит нам наша Дума — нужен ли он нам? P. S. В ближайшее время этот законопроект будет обсуждать Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РФ. О мнении ведущих ученых и правозащитников мы сообщим позже. ***
ВАРЕНОВ В. (с сокнращениями)
Вся пресса за 26 декабря 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|