Известия,
15 июля 2010 г.
Страховщики начеку
1095 просмотров
Страхователи часто выражают недовольство по поводу действий страховщика — задержка и занижение страховой суммы, некачественный сервис, отказ в выплате. Этим темам посвящено множество форумов в интернете, суды завалены исками от страхователей, а страховщики - многочисленными жалобами.
Но у этой проблемы есть и другая сторона - от своих же клиентов страховые компании ежегодно несут многомиллионные убытки, и желающих нажиться на страховщиках становится все больше.
"В мире около 15-20% всех выплат приходится на мошенников - в зависимости от вида страхования. В России сегодня примерно тот же порядок цифр, хотя, по нашим оценкам, доля мошенничества возрастает", - отмечает вице-президент, руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании "Росгосстрах" Александр Мозалев. "В РОСНО мы оцениваем количество страховых случаев, связанных с мошенничеством, в 5-8%, что ниже общепринятого уровня (15%). Основная доля мошенничеств приходится на ОСАГО (40%) и каско (40%), а также на страхование имущества", - добавляет начальник управления по противодействию страховому мошенничеству компании "РОСНО" Алексей Бебнев.
В денежном эквиваленте данные цифры впечатляют еще больше. "За шесть месяцев этого года департамент экономической и информационной защиты бизнеса выявил 70 случаев страхового мошенничества. Возбудили совместно с правоохранительными органами 46 уголовных дел и вернули живыми деньгами более $4 млн, а также предъявили гражданских исков в рамках судебных заседаний и уголовных дел на сумму более $2 млн", - рассказывает Александр Мозалев. Компании "РОСНО" по итогам 2009 года удалось взыскать с виновных более 14 млн рублей незаконно присвоенных денежных средств.
Признаки обмана
По словам начальника департамента безопасности страховой компании "Россия" Олега Вершинина, факты мошенничества содержат целый комплекс признаков, которые могут меняться в зависимости от вида страхования, личности мошенника и суммы, которую злоумышленники планируют похитить. "В каждой компании разработаны свои способы и критерии оценки признаков мошенничества. Их количество варьируется от 8 до 25", - поясняет Алексей Бебнев. Например, по словам начальника управления защиты бизнеса страховой группы "УралСиб" Андрея Копытова, очень настораживает, когда страховой случай происходит сразу после оформления страхового полиса. "Человек взял кредит в банке, чтобы купить машину. Новый автомобиль он застраховал и его тут же угнали. Такая ситуация точно привлечет наше внимание. Имитация угона является самым распространенным случаем страхового мошенничества по кредитным авто. То же самое касается страховых случаев, которые происходят незадолго до окончания действия страхового полиса", - рассказывает он.
Самозащита
У компаний существуют различные методы борьбы с этой напастью. В частности, при выявлении признаков обмана со стороны клиента страховщик может пригласить его для личной беседы. "Во время разговора мы объясняем ему последствия противозаконных действий. Некоторые недобросовестные страхователи уже на этом этапе отказываются от выплат. Как правило, мы стараемся уладить все в досудебном порядке", - говорит Андрей Копытов. Если это невозможно, то тогда страховщик пишет заявление в правоохранительные органы, которые могут возбудить уголовное дело. "Конечно, в случае признания его вины последствия для мошенника гораздо хуже: штраф, а иногда и лишение свободы", - подчеркивает представитель "УралСиба".
Вообще, основные методы борьбы со страховыми мошенничествами можно разделить на две группы - применяемые в сфере внешнего страхового мошенничества и внутреннего. По внешнему страховому мошенничеству, совершаемому страхователями, проводится предстраховая проверка объектов страхования и проверка выплатных материалов по заявленным страховым событиям. "По внутреннему страховому мошенничеству, совершаемому сотрудниками самих страховых компаний, агентами и другими их партнерами, проводятся проверки отчетных документов, а также совместные с ОВД контрольные мероприятия по выявлению и документированию фактов преступной деятельности", - поясняет Олег Вершинин.
Немного практики
Мошеннические схемы в нашей стране довольно разнообразны: от прямого сговора между недобросовестным агентом и страхователем, до многоходовых комбинаций, в которых предоставляются документы о ложных страховых событиях, зачастую задействованы сотрудники различных служб и инстанций. Один из самых распространенных случаев страхового мошенничества - это когда какой-нибудь объект, например, сгоревший дом или разбитый автомобиль, страхуют задним числом. "Приведу пример: человек попал в ДТП по своей вине. В результате аварии его машина серьезно повреждена, но страховки у него нет. Тогда такой человек находит недобросовестного страхового агента и за вознаграждение просит его оформить страховку задним числом. После этого он обращается в страховую компанию за выплатой", - рассказывает Андрей Копытов.
Одно время был развит другой вид мошенничества в автостраховании - столкновение при езде задним ходом. Выглядело это так: легковая машина (обычно иномарка) врезалась сзади в грузовик (например, в "КамАЗ"). Понимая, что в ДТП виноват водитель иномарки и страховое возмещение ему не выплатят, автовладельцы вступали в сговор и выставляли ситуацию так, что это якобы "КамАЗ" сдавал назад и задел легковую машину.
По словам Александра Мозалева, что касается профессионального мошенничества, то, например, в автостраховании один из наиболее распространенных видов - инсценировка угона. "В последние годы получила распространение схема фальсификации угонов автомобилей, купленных в кредит. Другая не менее распространенная схема - инсценировка ДТП. Но профессиональное мошенничество невозможно без сговора с сотрудниками компании, экспертами, представителями компетентных органов. Кроме этого появились страховые случаи с признаками мошенничества при ипотечном страховании, произошло увеличение по договорам, связанным с залоговым имуществом и кредитными договорами. По количественному показателю бытовые мошенничества значительно превышают профессиональные", - отмечает он.
Не менее распространенная разновидность мошенничества - подлог документов. "Недобросовестные страхователи несут в страховую компанию поддельные документы, искажающие реальную картину происшествия: справки ГИБДД, схемы ДТП, рукописные доверенности и прочее", - говорит Алексей Бебнев. Мошенники постоянно подстраиваются под системы контролинга, выстраиваемые страховщиком, и обкатывают новые схемы. За последние год-полтора это серии угонов дорогих иномарок в Санкт-Петербурге, серии угонов автомобилей "Газель" в Таджикистан, кражи дорогих запчастей с автомашин.
Национальная специфика
У российского страхового мошенничества есть свои особенности. "Выражаются они только в одном - его организация практически всегда осуществляется с участием представителей правоохранительных органов или государственных служащих, которые должны отвечать за правомерность представляемых документов", - подчеркивает Александр Мозалев. По его словам, в остальном криминальный портрет национального мошенника мало чем отличается от преступников из других стран.
В отличие от России на Западе чаще встречаются мошенничества, связанные с личным страхованием, поскольку там суммы, выплачиваемые по ущербу здоровью, обычно очень большие и собрать доказательную базу всегда трудно, так как это связано со здоровьем и жизнью человека. "Например, типичная схема: человек застраховал свою жизнь от несчастного случая и, находясь в командировке, погиб, при этом, как ни удивительно, долг его фирмы составлял примерно ту сумму, на которую и была застрахована его жизнь - миллион долларов. В течение суток в одной из восточных стран было выписано свидетельство о смерти и тело было направленно домой для погребения. После кремирования прах страхователя был захоронен, а еще через несколько месяцев он восстал из мертвых, правда, в другой стране. Сегодня подобные схемы входят и в российскую практику", - рассказывает Александр Мозалев.
В России больше мошеннических действий страхователей наблюдается в автостраховании и страховании имущества физических лиц, так как для россиян это более понятные виды страхования, а значит, и более доступные для мошенничества. При этом борьба со страховым мошенничеством в Европе и Америке находится на более высоком уровне, нежели в России. "Во-первых, там более эффективно налажен обмен информацией: сформированы и используются информационные базы страховых историй клиентов, установлены связи страховых баз данных с базами данных банков, иных финансовых учреждений. Взаимодействие между страховщиками и представителями правоохранительных органов, судей позволяет отслеживать преступников на всех этапах - как на периоде заключения договоров страхования, так и урегулирования убытков", - говорит Александр Мозалев.
Расплата за друга-мошенника
Очень удивительна реакция на мошеннические действия. "В основном она не бывает негативна со стороны граждан к преступнику, а выражается примерно так: "Если учесть, сколько "гребут" страховые компании, то от них не убудет". Но лояльность страхователей к друзьям и коллегам, с гордостью рассказывающим о том, как им удалось обмануть страховую компанию, напрасна: за мошенников расплачиваются они сами, добропорядочные граждане, покупая страховые полисы, в цену которых заложены затраты на борьбу с их друзьями-мошенниками", - подчеркивает Александр Мозалев.
Впрочем, сам провинившийся тоже не считает себя виноватым. "В 99% случаях разоблаченный мошенник не признает серьезность своего поступка. При этом практика сотрудников службы безопасности показывает, что 10% потребителей всегда готовы к мошенничеству, 20% - законопослушны, а 70% - способны пойти на мошенничество, воспользовавшись ситуацией. Понимание этих особенностей позволяет своевременно выявлять людей с "высоким уровнем риска" и осуществлять дополнительный контроль убытков, связанных с ними", - отмечает Алексей Бебнев.
Марина КАДЫКОВА
Вся пресса за 15 июля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|