Экономика и жизнь,
20 января 2003 г.
И следующий кризис будет системным
479 просмотров
Доступ российских предприятий к инвестициям будет по-прежнему крайне затруднен, если не реформировать инфраструктуру финансовых рынков и не освободить бизнес от навязчивой опеки чиновников. Каким будет российский рынок капиталов в году будущем, что его ждет — рост, стагнация либо очередные потрясения? Эти вопросы из редакционной почты «ЭЖ» комментирует Борис Воронин, начальник отдела финансовых рынков и институтов Минэкономразвития России.
***
Искусственный спрос Уникальность законодательства, регулирующего финансовый рынок, состоит в том, что оно было создано в отсутствие реального рыночного спроса на услуги этих секторов со стороны свободного рынка. Аудит, оценочная деятельность и частично страховое дело в этом роде показательны. В качестве институтов финансового рынка они в значительной мере сегодня ориентированы на услуги, в большинстве оказываемые под давлением государственных органов. Например, исключительная «обязательность» проведения аудита при отсутствии рыночного спроса приводит к деградации качества услуг и порождает естественное недоверие к аудиторскому заключению.
Законодательная (регулирующая) деятельность государственных органов, являющихся, по сути, «отраслевыми министерствами» по отношению к части финансового рынка, на практике сводится к лоббированию полномочий и комфортности надзора, осуществляемого этим же органом. Ради этого создаются новые нежизнеспособные и нередко невостребованные институты и инструменты финансового рынка с обязательной подотчетностью именно этому «отраслевому органу». Процесс насаждения подобного регулирования «сверху» продолжается. И получается, что формально часть инфраструктуры финансового рынка уже создана. Однако ее качественный уровень невысок. ***
Инфраструктура финансового рынка должна включать:
1. Систему гарантирования (по депозитам, накопительному страхованию и взаимному кредитованию), страхования, защиты прав инвесторов. 2. Систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансовых рисков. 3. Систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка, 4. Биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.
Ростки «новой бюрократии»
В настоящее время регулирование и надзор осуществляются в рамках одного госоргана, что приводит к неразрешимому конфликту интересов. Обычно это выражается в разрастании надзорных функций и выливается в произвол по отношению к участникам рынка.
В такой системе саморегулируемые организации оказываются придатком — своеобразной «новой бюрократией» и не выполняют задачи по построению цивилизованного рынка. Взаимодействие СРО и государственных структур становится непрозрачным. Защита потребителя финансовых услуг не производится. В этих условиях одно лишь принятие федерального закона о саморегулируемых организациях не приведет к изменению ситуации.
Работа госорганов на финансовом рынке фактически сведена к лицензированию, то есть проверке предварительного соответствия предприятия установленным требованиям. Обязательная для его участников отчетность нередко формально «рисуется» — и инвестиционными институтами, и коммерческими банками, и страховыми компаниями. Однако для финансового рынка важнее развитие ситуации во времени, чем стартовые возможности организации. Эта проблема стала понятна и ФКЦБ России, которая предлагает решать ее, развивая систему мониторинга фондового рынка, и Банку России, начавшему пересматривать надзорные принципы.
Проблема качества и единообразного подхода к надзору в части развитых стран решается через передачу надзорных функций в единый государственный орган при реальном разделении функций надзора (непосредственные проверки, наложение штрафов и взысканий) и задач концептуального регулирования рынка. В Германии, к примеру, полномочия по надзору переданы в BAFin — единый надзорный орган на финансовом рынке.
Единый надзор способен «закрыть» пробелы и «нестыковки» на финансовом рынке, а выделение функции регулирования минимизирует произвол по отношению к профессиональному участнику. Бои на чужой территории
Отсутствие целостной политики ведет к суррогатным решениям. ФКЦБ России, не имея возможности влиять на регулирование всех секторов финансового рынка, посредством различных «добровольных кодексов» пытается воздействовать на неподконтрольные ей части финансового рынка, запуская механизмы межведомственной борьбы.
В результате появляется предложение ввести институт финансовых консультантов — очередного лицензируемого вида деятельности, которое может привести только к возникновению конфликта интересов, будет способствовать росту злоупотреблений на рынке.
Идея создать централизованную систему учета прав на ценные бумаги в России (Центральный депозитарий) — не что иное, как попытка решить проблему неработоспособности нынешней структуры через создание государственного учреждения за счет средств бюджета.
Надуманно выглядит предложение создать компенсационный фонд защиты прав инвесторов в форме общества взаимного страхования по широкому перечню рисков. Профессиональная ответственность участников фондового рынка может страховаться аналогично нотариусам — в страховых компаниях с соответствующей лицензией. Улучшение надзора сегодня во многом сводится к увеличению объема отчетности. Практика доказала, что эти меры неэффективны. Необходимо повышение гибкости работы надзора, его «интеллектуализация». Отчетность не помогает — помогает прогноз.
(с сокращениями)
Статья приведена без таблицы «Основные показатели развития страхового рынка» и диаграммы "«Регуляторы и надзиратели» и основные участники финансового рынка".
Вся пресса за 20 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Инструменты, Страховое право, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 марта 2025 г.

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
Возмещение ущерба от падения беспилотника может быть предусмотрено договором страхования

|
|
Интерфакс, 11 марта 2025 г.
Организатор группы «автоподставщиков» осужден в Оренбурге

|
|
Банковское обозрение, 11 марта 2025 г.
Глеб Яковлев назначен председателем Ассоциации страховщиков жизни

|
|
Коммерсантъ-Самара, 11 марта 2025 г.
В Оренбурге вынесли приговор руководителю организованной группы, которая инсценировала ДТП

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 11 марта 2025 г.
Freedom Finance Insurance проиграл апелляцию госкомпании «Казспецэкспорт»

|
|
ФедералПресс, 11 марта 2025 г.
Как застраховать жилье от пожара, грабителей или потопа: проверено на себе

|
|
ГТРК Брянск, 11 марта 2025 г.
В 2024 году 116 брянцев с инвалидностью получили компенсацию за оформление ОСАГО

|
|
ТАСС, 11 марта 2025 г.
НКР: чистая прибыль страховщиков РФ могла составить около 450 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
Вклад в ВВП от использования ИИ в сфере финансов и страхования составит 2,5 трлн руб. к 2035 году

|
|
Банковское обозрение, 11 марта 2025 г.
Прибыль российских страховщиков в 2024 году достигла 450 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 11 марта 2025 г.
Чистая прибыль страхового сектора РФ за 2024 г. может достичь рекорда - аналитики

|
|
Комсомольская правда, 11 марта 2025 г.
Жители ЛНР с начала года оформили 66 тысяч полисов ОСАГО

|
|
Tazabek, Бишкек, 11 марта 2025 г.
Комитет ЖК одобрил законопроект в сфере страхования жилья в третьем чтении

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
План рекорда

|
|
CityTraffic, Самара, 11 марта 2025 г.
Самарская Третьяковка потратит 11,5 млн рублей на страхование полотен Ван Гога, Сезанна, Моне

|
|
Российская газета онлайн, 11 марта 2025 г.
Убыточность в ОСАГО и каско в 2024 году выросла

|
|
ПРАЙМ, 11 марта 2025 г.
В НКР отметили рост совокупной чистой прибыли страховщиков в 2024 году

|
Остальные материалы за 11 марта 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|