Сибирская финансовая школа, Новосибирск,
27 сентября 2002 г.
Концепция развития страхования на 2002-2006 годы в интерьере современных проблем российского страхового рынка 1863 просмотра
По поручению страховщиков – членов СМАС поздравляем д-ра экон. наук, профессора Н.В.Фадейкину и весь коллектив Сибирского института финансов и банковского дела с 10-летним юбилеем СИФБО. Желаем дальнейшего процветания и творческих успехов в деле подготовки классных специалистов, прирастания собственными площадями, еще большей известности и популярности вуза во всех уголках России и за ее пределами, здоровья, долголетия и личного счастья.
СИБФО практически с первых лет своей деятельности тесно сотрудничает со страховой отраслью. В этом вузе, одном из немногих в России, преподается страхование и ведется страховой практикум, организуются совместно с другими организациями региона семинары и конференции по страховой тематике. В журнале вуза есть рубрика «Страхование», материалы которой посвящаются проблемам развития российского страхового рынка.
В течение последних трех лет второе высшее образование в СИБФО (по заочной форме) получили руководители высшего и среднего звеньев страховых организаций города, на факультете дополнительного образования проходили обучение главные бухгалтеры городских и региональных страховых компаний.
Наконец, СИБФО является постоянным клиентом ОАО «АСОПО» (по защите своих имущественных интересов) и ряда медицинских страховых компаний города по обязательному и добровольному страхованию.
Удачи тебе, СИБФО! А мы, страховщики, всегда рады сотрудничать с таким замечательным вузом!!!
Успех бизнеса в любой отрасли экономики зависит от нескольких основных факторов: стартового капитала и текущих капиталовложений; заинтересованности государства в развитии данной отрасли и, как следствие, от создания оптимальной законодательной базы и правого поля; наличия ведомств, осуществляющих контроль деятельности и своевременную координацию, в том числе за счет законодательной инициативы и адаптации нормативных документов к действующему федеральному законодательству. Это относится и к российскому страховому бизнесу, накопившему огромное количество проблем за период своего становления.
Весь двухсотлетний страховой опыт в России оказался явно недостаточным для того, чтобы россияне в полной мере признали страхование своим надежным помощником в защите их интересов, связанных с личной безопасностью, безопасностью своей семьи, имущества и бизнеса. Со времени дефолта 1998 г. страхованием покрывается чуть более 10% возможных рисков (в развитых странах — 90-95%), по-прежнему среднестатистический россиянин тратит в год на страховое обеспечение личной безопасности около 0,1% своего бюджета, тогда как в развитых странах граждане тратят на страхование 30-40% годового бюджета, т.е. не менее 3 тыс. дол.
Для современной России особенно необходимо увеличение темпов развития национального страхования как механизма защиты имущественных интересов, так как в результате широкомасштабной приватизации и банкротства многочисленных предприятий значительная часть основных фондов перешла в собственность негосударственных структур или частных лиц. Исчез институт образования государственных (ведомственных) фондов новой техники, поэтому изменение прав собственности и состояние основных фондов настоятельно требуют создания системной базы финансовых гарантий, обеспечивающей своевременное и полное возмещение ущерба в случае природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф (где все чаще причиной определяется изношенность, превышение допустимых сроков эксплуатации и человеческий фактор), террористических актов и прочих непредвиденных событий, существенно влияющих на развитие производительных сил и состояние общества.
Системная база финансовых гарантий страхового покрытия всех видов существующих в российском экономическом пространстве рисков может быть создана при обеспечении: — финансовой устойчивости и платежеспособности действующих страховых компаний; — высокого профессионализма и достаточности участников страхового рынка; — полной обеспеченности, однозначной на всех уровнях, правовой и нормативной базы, регулирующей и контролирующей страховую деятельность; — выведения Департамента страхового надзора из-под опеки Минфина в самостоятельную структуру; — заинтересованности федеральных и местных управленческих структур в стабильном развитии национального страхового рынка, в тесном сотрудничестве всех российских финансовых институтов; — всестороннего развития надежных инвестиционных институтов, в том числе рынка государственных ценных бумаг; — равнозначности условий для развития столичных и региональных страховых организаций, исключающих лоббирование интересов через различные ведомства: — систематизации в возможно короткий срок страховой терминологии во всех действующих правовых и нормативных актах, СМИ, обеспечивающей, наконец, однозначную ссылочную возможность сторон договора страхования при урегулировании спорных вопросов на любых уровнях, в любых инстанциях (что в первую очередь относится к действующим Гражданскому кодексу РФ, глава 2 «Страхование», и Закону об организации страхового дела в РФ); — доработки на федеральном уровне имеющихся методик и ведомственных документов оценки финансовой устойчивости, платежеспособности страховых организаций, единых критериев их рейтинговых оценок; — разработки типовых российских положений о проведении тендеров и конкурсов аккредитации страховых организаций в каком-либо виде страхования или страхового поля; — направленности государственной политики на развитие общей страховой культуры, привлечения СМИ К пропаганде культуры страхования, исключения тенденциозности в освещении деятельности страховых компаний, непрофессионального освещения страхового бизнеса; — дальнейшего снижения налогового бремени по страховым операциям, корректировки неоднозначных формулировок статей Налогового кодекса, позволяющих юридическим лицам относить платежи по страховым операциям на затраты; — разработки в тесном сотрудничестве со страховщиками и их общественными союзами мероприятий, обеспечивающих наиболее безболезненный для национального страхового бизнеса период адаптации при вступлении России во ВТО.
Реформа налогообложения, начавшаяся с 01.01.02 г., существенно повлияла на качество российского страхового портфеля и уменьшила объем махинаций со стороны клиентов страховых компаний. Из анализа предоставленных страховщиками российскому агентству «Интерфакс» балансов, по информации в СМИ его генерального директора А.А.Ржанова, доля реального страхования («чистых» страховых продуктов, без механизма снижения налогового бремени юридическим лицам) до 01.01.02 г. не превышала 40%, особенно в накопительных видах страхования. Отнесение на затраты страховых платежей, регламентация минимально допустимых сроков накопительного страхования (при которых не устанавливается дополнительное, по сути — штрафное налогообложение), отнесение страховых выплат к доходам, необходимость обоснования полученного страхового обеспечения или возмещения также должны способствовать, по мнению реформаторов, повышению культуры и «чистоты» страховых операций.
В аспекте заявленной тематики авторам показалось полезным донести до читателя еще одну интересную информацию: журнал «Русский полис» и ВСС (Всероссийский союз страховщиков) в первом полугодии текущего года организовали опрос страховщиков и членов президиума ВСС, одновременно являющихся руководителями действующих страховых организаций, получив при этом как бы самооценку страховщиками их бизнеса и основных проблем. Суммируя результаты опроса, отметим следующее: — в опросе приняли участие в равной степени руководители компаний и менеджеры верхнего и среднего звеньев; — среди ответивших — представители столичных страховых компаний, а также страховых организаций субъектов РФ; — высшее экономическое или юридическое образование имеют 77% опрошенных, у 7% специальное образование (специальность «Финансы и кредит», специализация «Страховое дело»), то есть на базе первоначального высшего образования страховщики повышали свою квалификацию без отрыва от практики, тем более, что среди опрошенных 48% имели опыт работы 7-10 лет; — условия развития страхового рынка требуют получения специального образования. Возрастная структура опрошенных страховщиков следующая: 7% — до 25 лет, 25% — до 35 лет, 35% — до 45 лет, 26% — до 55 лет и старше. Отдавая должное инженерам, юристам, экономистам, «поднявшим» эту новую для России отрасль, отметим, что и сейчас можно по пальцам перечесть страховщиков, имеющих высшее специальное образование. До сих пор в отрасли нет адекватного времени и потребностям методического обеспечения. Учебник профессора Л.И.Рейтмана «Страховое дело», базирующийся на опыте Госстраха, к сожалению, не переиздавался с 1996 г., хотя он является наиболее понятным и классическим. Самое популярное издание — журнал «Страховое дело».
На перспективу респонденты в большой степени связывают увеличение объемов собираемых страховых премий в целом по России с ростом объемов реального («чистого») страхования, увеличением численности страховых агентов, брокеров, филиалов страховых компаний и самих страховых организаций, с ростом популярности у населения накопительных видов страхования жизни. С этим не согласно большинство экспертов и аналитиков, изучающих результаты опроса. Во-первых, для раскрутки страховых услуг в длительных по срокам договорах страхования (по дожитию, пенсионных и т.д.) необходимы достаточно затратные вложения, непосильные для многих страховщиков; во-вторых, в ближайшей перспективе Правительство РФ намерено резко увеличить минимальные размеры уставных капиталов, что неизбежно приведет к уменьшению в 2-3 раза числа действующих страховщиков, особенно региональных.
Респондентам ВСС были заданы дополнительные вопросы о перспективе вступления России во ВТО, естественно, в аспектах страхового бизнеса. Впрочем, результат опроса был заведомо предсказуем: все российские страховщики высказывают озабоченность судьбой национального страхового бизнеса, если условия и темпы присоединения России к ВТО не позволят обеспечить российским страховщикам своевременную адаптацию и конкурентоспособность. По этому поводу было немало публикаций в СМИ. Главная мысль статьи генерального директора СОЛО «Национальная страховая группа», председателя Комитета ВСС по международным делам, члена правления Российского национального комитета Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса Ю.Решетняка в ее названии «Страховой рынок — в жертву ВТО?» (Экономика и жизнь. 2001. № 38). В июле этого года Обращение Ю.Решетняка к Председателю Правительства РФ М.Касьянову было разослано всем страховым организациям — членам ВСС и руководителям других общественных объединений страховщиков вместе с копией письма Президента ВСС А.П.Коваля. В Обращении, в частности, говорится: «Страхование как весьма специфический сектор национальной экономики, оказывающий существенное влияние на социально-экономическую стабильность общества, входит в круг проблем, напрямую связанных с вопросами экономической безопасности страны, что также обуславливает особый подход к темпам и глубине либерализации доступа на российский страховой рынок иностранных операторов». Но сегодня российский рынок уже фактически открыт для иностранных операторов.
Ускоренная либерализация доступа может привести к доминированию иностранных операторов на страховом рынке либо на отдельных его сегментах. Это, в свою очередь, порождает следующие проблемы: — снижение капитализации всей отрасли за счет переключения большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование. В итоге «национальный» уровень страховой защиты может выродиться полностью; — увод на международные финансовые рынки значительной части внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (по каналам перестрахования и инвестирования). Особое значение имеет инвестирование страховых резервов по долгосрочному страхованию; — потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами; — доминирующее иностранное участие на страховом рынке ограничивает возможности государства по использованию механизма страхования в социальной политике (пенсионное, медицинское страхование и проч.); — экспансия крупных иностранных страховщиков зачастую сопровождается ценовым демпингом, которому неокрепший национальный рынок не сможет противостоять, таким образом, будут созданы условия для монопольного положения иностранного страховщика; — сокращение численности работающих в страховой сфере, прежде всего, высококвалифицированного и управленческого персонала в результате концентрации большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков. Авторы статьи, будучи региональными страховщиками, считают, что практически те же проблемы необходимо решать и на внутреннем российском страховом рынке в целях защиты региональных страховщиков от экспансии столичных компаний.
Далее в Обращении предлагаются меры, способствующие ускорению темпов развития национального страхования: — запрет трансграничных операций по прямому страхованию (за исключением договоров страхования ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы РФ); — ограничение по страхованию жизни, имущественному страхованию, связанному с осуществлением поставок и подрядных работ в интересах государства, имущественными интересами государственных и муниципальных организаций, обязательному страхованию; — ограничение размеров (квот) участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховщиков; — ограничение права на открытие на территории РФ филиалов или дочерних иностранных представительств для компаний с преимущественным иностранным участием.
Почти все перечисленные нормы закреплены в действующем страховом законодательстве РФ — Законе об организации страхового дела в РФ. Требование ВТО исключить эти ограничения (как условие вступления), более того — согласовывать с ВТО все текущие изменения в нашем законодательстве, ни разу не предъявлялось ни одной другой стране. Поэтому в Обращении ВСС от имени российских страховщиков предлагается поэтапное, в течение не менее 8-10 лет, снятие указанных ограничений, что обусловит устойчивость развития национального страхования.
Проект Концепции развития страхования в Российской Федерации разработан Минфином России и предложен на рассмотрение Правительству РФ в апреле 2002 г., одобрен Распоряжением Правительства № 1361-р от 25.09.02 г.). Но в интервале между Постановлением Правительства № 1139 от 01.10.98 г. и Концепцией появился еще один правительственный документ, который, по мнению авторов, необоснованно был забыт при формировании Концепции, а именно: Распоряжение Правительства РФ № 910-р от 10.07.2001 г. «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)».
В Программе, утвержденной этим Распоряжением (раздел 1 «Цели и концепция программы»), говорится: «Достижение этих целей (развитие страхового рынка. — Авт.) возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры…».
Раздел «Развитие рынка страховых услуг» содержит расшифровку сущности экономической политики в области развития российского страхового рынка и задачи по формированию эффективной системы страхования. Главной целью экономической политики в области развития страхования является формирование национальной системы, способной выполнять следующие социально-экономические функции: защита от потенциальных рисков, необходимая для эффективного функционирования рыночной экономики и являющаяся фактором ее стабильности и стимулом расширения предпринимательской деятельности; аккумуляция долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.
Основными задачами Правительства РФ по формированию эффективной системы страхования являются: — формирование адекватной законодательной базы; — создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью; — стимулирование трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни; — поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок.
Практические мероприятия по развитию страхового дела будут направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Приоритетными направлениями государственного страхования должны быть виды обязательного страхования гражданской ответственности. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя: соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска; реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей; повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости; формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено; введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования; исключение необоснованного введения дополнительных видов обязательного страхования, связанного с созданием новых внебюджетных ведомственных фондов.
Правительство России будет стимулировать капитализацию страхового рынка путем дальнейшего повышения минимального размера уставного капитала страховых организаций. Будут повышены требования к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы.
В целях формирования информационно прозрачного страхового рынка Правительство РФ примет меры по внедрению оперативного мониторинга за финансовым состоянием страховых организаций и формированию соответствующей системы учета и отчетности, ориентируясь при этом на международные стандарты классификации по видам страхования. Это необходимо для международного сотрудничества по каналам перестрахования, а также для внедрения передовых страховых технологий.
Для решения задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование Правительство будет действовать в двух основных Направлениях: — создание стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование; — формирование механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, отвечающие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.
Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен послужить стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. Такой режим должен вводиться после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного фондового рынка.
В целях укрепления доверия населения к долгосрочному страхованию жизни будет усилен пруденциальный надзор за компаниями, специализирующимися на этих операциях, вводятся более жесткие нормативные требования к их финансовой устойчивости.
Реализация поставленных целей требует усиления государственного регулирования страхового рынка по следующим направлениям: — распространение компетенции государственного надзора на всех профессиональных участников страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование), посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска; — проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний; — введение жестких санкций в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания; — сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования.
Концепция развития страхования в РФ содержит в своей структуре следующие разделы: 1. Состояние страхового рынка в Российской Федерации. Результаты реализации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.98 г. № 1139 основных направлений развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг. 2. Цель и основные задачи развития страхового дела. 3. Основные направления развития страхования в РФ на 2002-2006 гг. 3.1. Развитие обязательных и добровольных видов страхования. 3.2. Повышение капитализации страхового рынка. 3.3. Совершенствование налогообложения, регулирование страховых операций в целях перекрытия каналов отмывания доходов, инструментов инвестирования средств страховых резервов, антимонопольного регулирования страхового рынка. 3.4. Либерализация условий участия иностранных инвесторов на российском страховом рынке. 3.5. Усиление государственного страхового надзора. 3.6. Совершенствование законодательства, регулирующего страхование. 4. Ожидаемые результаты.
Содержание структуры Концепции также отражает достаточно большой спектр проблем, решение которых необходимо в ближайшем будущем для успешного развития национального страхового рынка. Интересно и то, что Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков и Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» представили во Всероссийский союз страховщиков и департамент Минфина по надзору за страховой деятельностью свою Концепцию развития и поддержки страхования в Сибирском регионе на 2001-2006 гг., высвечивающую еще одну важнейшую проблему национального страхового рынка — создание условий, необходимых для поддержки развития региональных страховых организаций, и, в первую очередь, продуманной политики властных региональных структур, заинтересованных в одинаковых условиях для здоровой конкуренции в страховом покрытии имеющихся страховых полей как местными страховыми Организациями, так и филиалами столичных страховых компаний. Чтобы далее не возвращаться к проблемам, поставленным региональными страховщиками, напомним только главную причину их озабоченности и неуверенности в успешном развитии регионального страхового бизнеса — увеличение практически в два раза за последние два года числа филиалов столичных страховых компаний, ставшего сопоставимым с числом местных компаний. Так, на 01.01.02 г. общее число страховых организаций, зарегистрированных и действующих в Западно-Сибирском регионе, — 136, а общее число филиалов иногородних страховых организаций — 135! Обладая достаточной сферой влияния в Центре и большим, чем у регионалов, потенциалом собственных средств «родительских» компаний, они успешно завоевывают региональные рынки за счет более низких страховых тарифов, массированной рекламы, ведомственной атаки из центральных структур власти, лоббирующих страховую защиту местных юридических лиц только силами этих столичных филиалов. В свете предстоящей капитализации уставных капиталов под вопросом оказывается жизнеспособность именно региональных страховых компаний, как правило, не имеющих «мощных» учредителей и достаточных финансовых ресурсов.
Итак, познакомимся с содержанием Концепции, следуя ее структуре: По разделу 1. В экономике России, констатирует Концепция, страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения. Страхование является также одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса.
Основными показателями, характеризующими развитие страховой отрасли, являются: доля страховых услуг в ВВП страны; степень защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц от наиболее распространенных рисков; инвестиционный потенциал страховой отрасли, в том числе объем инвестиций в экономику, привлеченных через систему страхования: степень интеграции в систему международных финансов и устойчивость к негативному влиянию колебаний мировой конъюнктуры; востребованность страховой отрасли как инструмента реализации государственных социальных программ, повышения их эффективности и замещения бюджетных расходов на их осуществление; занятость в страховой отрасли.
За период 1997-2001 гг. национальный страховой бизнес характеризуется достаточно высокой динамикой роста основных показателей: перейден 10%-ный барьер страхового покрытия имеющихся рисков; объем собранных страховых премий по заключенным договорам страхования вырос в 1,5 раза, из них по добровольным видам страхования — в 2,1 раза, объем страховых выплат вырос в 2 раза; прирост количества заключенных договоров страхования составил 114,6% (при этом растет число договоров страхования с гражданами); доля отрасли в ВВП возросла с 1,6% в 1998 г. до 3% в 2001 г.
Общий объем страховых платежей (страховых премий) по всем видам страхования и по 49,5 млн заключенных договоров страхования в 2001 г. составил 276,6 млрд руб., страховщиками выплачено по всем рискам 171,8 млрд руб. (объем страховых премий, полученных страховщиками Западно-Сибирского региона за этот период, достиг 20,26 млрд руб., темп прироста 73%, объем страховых выплат— 8,9 млрд руб.; иногородние филиалы в данном регионе собрали 2,7 млрд руб., выплатили 2,4 млрд руб.).
На 01.01.02 г. совокупный объем страховых резервов российских страховщиков составил 88,5 млрд руб. (174,2 % прироста к 2000 г.).
На 01.01.02 г. на рынке зарегистрировано и действует более 1300 страховых организаций, число занятых в страховой отрасли по различным оценкам составляет от 250 тыс. до 300 тыс. чел.
Активно развивается профессиональный рынок страховщиков, пополняющийся брокерами, консультантами, аудиторами, актуариями и др. Растет число общественных объединений и ассоциаций страховщиков, обществ взаимного страхования (которые Минфин уведомил о необходимости добровольной постановки на учет). В последние годы заметен активный рост инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, что обусловлено улучшением общих макроэкономических показателей, принятием Правительством РФ мер по совершенствованию принципов налогообложения страховых операций, стимулирующих к введению новых видов обязательного страхования, охватывающих большие страховые поля и, как следствие, ожидание роста всех основных показателей страхового бизнеса.
В Концепции анализируется исполнение положений Постановления Правительства РФ от 01.10.98 г. № 1139 по объемным показателям достигнутых результатов. В то же время отмечено, что не выполнен в полном объеме план разработки и введения в действие правовых и нормативных документов (17 позиций), так же как и План мероприятий Минфина, утвержденный Приказом № 234 от 18.11.98 г. и содержащим те же позиции документов, запланированных к разработке до 2002 г. В Концепции на эти документы также нет ссылок, — поэтому авторы, будучи практиками, отмечают:
— не соответствуют друг другу основные документы по организации страховой деятельности — нормы ГК РФ, Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Условия лицензирования страховых организаций — как в части классификации действующих видов страхования (поэтому у разных страховщиков на одни и те же страховые продукты в лицензиях присутствуют разные названия, сбивающие подчас клиентов с толку), так и в части основных определений и страховых терминов. Авторы данной статьи убеждены в том, что в вышеуказанном Законе должны быть сформулированы существенные условия договора страхования; — отсутствует закон об обязательном страховании, который упорядочил бы многочисленные псевдообязательные ведомственные страховые продукты и ввел бы понятия обязательного, государственного страхования и т.п.; — отсутствует какой-либо план мероприятий (федеральный или ведомственный) по условиям и порядку включения национального страхового рынка в систему международных взаимоотношений при вступлении России во ВТО.
Не останавливаясь на разделах 2 и 3 Концепции, содержание которых тесно перекликается со всем вышесказанным, акцентируем внимание на условиях капитализации уставных капиталов российских страховщиков, формируемых исключительно в денежной форме в пределах 40-60 млн руб. (в настоящее время минимальный размер установлен в пределах 2,5-5,0 млн руб.). Концепцией рекомендуется устанавливать этот предел разным для конкретных страховщиков, учитывая их организационно-правовую форму, виды страховой деятельности и используемые направления инвестиций страховых резервов, а также выработать меры, стимулирующие учредителей страховых организаций капитализировать полученную прибыль для повышения размеров уставных капиталов, в частности, путем установления периода, достаточного для повышения уставных капиталов до новых уровней (3-5 лет). В Концепции также подчеркивается необходимость доработки законодательства по состраховочным и перестраховочным операциям как большому резерву дополнительных объемов и инвестиций.
По приводимым в разделе 4 Концепции объемным показателям ожидаемых к 2007 г. результатов можно было бы дать комментарий, но вряд ли он будет более прогнозен, чем сами цифры (учитывая нашу нестабильную экономику, политику, предстоящие в 2004 г. выборы Президента и Думы).
Предполагается, что к 2007 г. общий объем страховых премий достигнет 400 млрд руб., объем страховых выплат — 300 млрд руб., доля совокупной страховой премии к ВВП составит 4%.
О реакции на Концепцию страховщиков Западно-Сибирского региона говорилось выше. Авторам представляется целесообразным обратить внимание на отдельные мнения, высказанные в СМИ. Например, в газете «Коммерсант-Сибирь» летом текущего года появилась статья С.Соколова «Страховой рынок становится более цивилизованным». В ней приводится мнение исполнительного директора Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков В.Голубкова, который считает общей тенденцией развития страхового рынка консолидацию, так что уже через два года количество компаний может сократиться вдвое.
В статье А.Семеновой «Государству нужны крупные страховщики и не нужны регионалы» мнение В.Голубкова дополнено. А.Семенова полагает: страховщики, чтобы выжить, используют известные схемы взаимной перекупки активов, в связи с чем Минфин РФ планирует закрепить исключительно денежное наполнение уставных капиталов, и это в значительной степени усложнит процесс капитализации. Единственный выход — объединяться (сливаться, присоединяться), и произойдет это не сразу, и только при поддержке инвесторов. Там же приводится мнение генерального директора страховой компании «Коместра» С.Акермана, являющегося, кстати, председателем комитета по региональной политике ВСС. (Оценку его позиции, исходя из его положения в ВСС, предлагаем читателям сделать самостоятельно.) Он утверждает, что среди сибирских страховщиков (в том числе в Новосибирске) нет квалифицированных специалистов страхового дела, что усложняет состояние отрасли, а мнением коллег по страховому цеху (которых он называет мальчиками в коротких штанишках и амбиционными менеджерами) о невозможности допущения иностранных страховщиков на неподготовленный российский рынок и чрезмерности требований к уставным капиталам без создания условий для адаптации необходимо пренебречь! Напомним читателям основные положения Обращения Президента ВСС (где правит Комитетом С.Акерман) Премьеру Правительства РФ и письмо ВСС ко всем страховщикам по данной проблеме. Отметим, что специалисты страховой компании «Сиброссо» сомневаются в эффективности мер по льготному налогообложению страхового бизнеса. В статье «Правила игры должны быть одинаковыми для всех» уже знакомая нам журналист А.Семенова беседует с генеральным директором ЗАО «ЖАСО» В.Шаповаловым, который достаточно подробно излагает основные проблемы сибирских страховщиков, отмечая недостаточную заинтересованность местной администрации в развитии страхового рынка, отсутствие надежных и ликвидных ценных бумаг субъектов Федерации, куда страховщики могли бы надежно инвестировать свои резервы, способствуя тем самым развитию целевых региональных программ, указывая на трудности в получении или обновлении лицензий на проведение страховой деятельности. Отмечаются также неизбежные потери и болезненность (для регионалов) перехода к новым (увеличенным) размерам уставных капиталов (уже ведутся переговоры о слиянии компаний). В.Шаповалов полагает, что 7 из 24 новосибирских страховых компаний могут за два года довести свой уставный капитал до 30 млн руб. (в настоящее время у трех новосибирских страховых компаний уставный капитал превышает 10 млн руб.). Но вот генеральный директор Страховой группы «Росэнерго» М.Гальцев, несмотря на то, что это одна из крупнейших страховых организаций, все же сетует на противостояние местных страховщиков и филиалов столичных компаний.
Завершим обзор статьей «Люди начинают думать о завтрашнем дне», в которой на вопросы отвечает руководитель новосибирского филиала столичной компании «Спасские ворота» В.Поваренкин. По его мнению, демпинг в страховом деле связан с деятельностью небольших местных компаний, стремящихся капитализировать свои уставные капиталы. В.Поваренкин считает, что увеличение уставных капиталов благоприятно скажется на росте доверия клиентов к страховым услугам, а свои обязательства компании, не увеличившие до необходимых размеров уставные капиталы, смогут выполнить, так как платежеспособную страховую компанию никто преждевременно не закроет.
Что же, как говорится, поживем — увидим!
Г.Д. ПЛОТНИКОВ, председатель правления СМАС, генеральный директор ОАО «Страховая фирма "АСОПО"»; М.И. ФИЛИНОВА, ведущий специалист ОАО «Страховая фирма "АСОПО"», доцент СИФБД
Вся пресса за 27 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Регионы, Динамика рынка, Страховое право, Тенденции, Книги, СМИ, публикации, Общественное мнение, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|