Эксперт Online,
22 июля 2010 г.
Страхование попало в сети 1116 просмотров
Кризис 2008–2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков — структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков. Такой вывод содержится в совместном исследовательском проекте НАФИ и «Эксперт РА». «Рынок розничного страхования в 2009 году: нелегкие деньги».
По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей. При этом произошло перераспределение рыночных позиций различных видов страхования. Свои позиции стали терять самые быстрорастущие до кризиса сегменты — автокаско (–22,2 млрд рублей, или –16,5% по сравнению с 2008 годом), страхование жизни (–1,9 млрд рублей, или –14,2%), страхование от несчастных случаев (–1,2 млрд рублей, или –6,1%), страхование сельскохозяйственных рисков (–0,8 млрд рублей, или 35,4%), страхование выезжающих за рубеж (–0,4 млрд рублей, или –15%).
В плюсе закончили год и увеличили рыночную долю ОСАГО (+5,4 млрд рублей, или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом), страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд рублей, или на 7,5%), ДСАГО (+1,2 млрд рублей, или 69,1%) и ДМС (+0,3 млрд рублей, или 7,3%).
Произошли изменения и в тарифной политике компаний. С наступлением кризиса в начале 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга были легко объяснимы: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Но уже во второй половине 2009 года страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением и превратился в удел «умирающих» компаний.
Кризис также заставил компании ужесточить свою политику урегулирования убытков — они перестали платить по спорным случаям, что часто делали ранее, стали занижать выплаты, то есть оценивать убытки по минимуму, задерживать выплаты, насколько это возможно, на периоды нехватки ликвидности.
И, наконец, сообщают эксперты, в этом году страховые компании стали изменять свои каналы продаж. Если раньше в основном бизнес проходил через агентов специализированных и неспециализированных (банки, автодилеры, турфирмы), то сейчас стало понятно, что при этом большая часть денег просто пропадает. И теперь страховщики ищут возможности увеличивать прямые продажи.
Опросы НАФИ показывают: существенного роста премий страховщикам в ближайшее время ждать не стоит. Доля тех, кто не собирается страховаться, возросла с 4% в 2008 году до 20% в 2010−м. Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т. п.) — его планируют приобрести 4% (в 2008 году — 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%.
В то же время наиболее востребованными в перспективе ближайших двух-трех лет являются ДМС и автокаско. Сами страховщики с такими выводами согласны. По словам Дмитрия Тюнина, руководителя алтайского филиала «Росгосстраха», объем страховых премий по итогам первого полугодия увеличился на 10,7%. Это произошло на фоне роста кредитных портфелей банков в первом полугодии. Также активизировался рынок автокаско в связи с увеличением продаж автомобилей во втором квартале 2010 года благодаря успешному старту программы утилизации старых автомобилей и общему увеличению спроса на рынке. При этом продолжают расти страховые выплаты — за полугодие они увеличились на 18,3%. Страховщики и эксперты рынка уверены: чтобы выжить, им надо развивать свои агентские сети и интернет-продажи.
«В условиях кризиса стало очевидным, что рост уровня сборов могут показать только компании, имеющие развитую агентскую сеть на территории России, а важнейшим вектором в развитии розничного страхования станет развитие интернет-продаж», — считает генеральный директор СК «Согласие» Любовь Ельцова. По словам генерального директора НАФИ Ольги Кузиной, интернет становится все более важным для россиян источником информации. Согласно опросу, 15% населения обратятся за информацией к интернет-ресурсам страховых компаний — это третий по значимости источник знаний для россиян (в 2008 году — пятое место). При этом за информацией лично в офис компании обратятся 35%, а к родственникам и друзьям — 33% опрошенных.
«Ноу-хау» сегодня предложила группа «Ренессанс страхование». Как рассказала ее исполнительный вице-президент Ольга Ослон, компания предлагает заработать или сэкономить на страховании машин через интернет, став онлайн-агентом. По ее словам, «единожды пройдя регистрацию на сайте компании, онлайн агент получает свою персональную ссылку и просто направляет ее своим друзьям, знакомым, членам семьи, френдам из соцсетей и т. д. Если кто-то из них, зайдя на сайт страховщика по персональной ссылке, заказал полис, онлайн агент автоматически получает на банковскую карту вознаграждение — 5% по полисам ОСАГО и 3% — по каско. Онлайн агенту ничто не мешает использовать сумму полученного вознаграждения как скидку для своего клиента, позволяя ему сэкономить на страховании».
«За последние два года через наш сайт свои машины застраховали более 30 тыс. человек. Многие из них зашли на наш сайт и заказали полис по рекомендации своих знакомых, которым компания считает справедливым выплачивать вознаграждение за содействие и мотивировать всех пользователей Рунета помогать нам развивать продажи полисов автострахования в Сети», — рассказала Ослон.
По мнению руководителя направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, в 2010–2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся — снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы. Процесс очищения рынка от недобросовестных страховщиков уже начался. «Репутация компаний, работающих на рынке розничных страховых услуг, пострадала в первую очередь за счет мелких страховых компаний. Доля людей, знающих примеры высокого качества обслуживания в мелких страховых компаниях, уменьшилась с 70% в 2008 году до 24% в 2010−м, — отмечает Ольга Кузина. — Для лидеров рынка данная тенденция нехарактерна».
Екатерина ШОХИНА, обозреватель «Эксперт Online»
Вся пресса за 22 июля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|