Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
Семь лет назад страховые тарифы на Западе падали. Но за последние 3-4 года убыточность западных страховых компаний увеличилась, и тарифы начинают возрастать. Это также связано с тем, что на Западе возросло число страховых случаев», — говорит Николай Рыжаков, президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС). В авиационной отрасли рост страховых случаев и соответственно выплат — это рост количества авиакатастроф. Эксперты полагают, что мировые тарифы в авиастраховании возрастут на 17-20 процентов. Это напрямую скажется и на российском рынке, так как большая часть контрактов по авиационному страхованию имеет перестраховку на Западе.
В России выплаты тоже растут Но и без влияния перестраховочных схем российский рынок идет в кильватере общемировых тенденций. В последнее время у нас также участились авиакатастрофы и выплаты по ним. В результате объем страховых выплат достигает довольно больших размеров. Так, в течение 2000 года по урегулированным страховым случаям компанией «АФЕС» (Авиационный фонд единый страховой) было выплачено около 26,5 млн рублей. Выплаты компании «АВИКОС» по авиационному страхованию за 10 лет работы составили около 100 млн рублей (в ценах 2001 года). Последняя крупная авиакатастрофа — гибель под Иркутском самолета «Ту-154М», всего экипажа и пассажиров, естественно, тоже повлечет большие выплаты. Основные выплаты по этому случаю производят «Дальневосточная акционерная страховая компания» («ДАСК») и ее перестраховщики — компании «Находка Ре» и «Москва Ре».
Должны расти и тарифы Не все эксперты соглашаются с тезисом о росте числа катастроф. Например, Владимир Климов, ответственный секретарь РААКС, считает, что увеличившееся число катастроф в России — это просто ряд совпадений, и к концу года статистика выровняется и достигнет своей обычной «нормы» — 8-10 авиапроисшествий в год. Однако на фоне разговоров о «проблеме-2003», наверное, следует признать, что кое-какие основания для пессимистических прогнозов все-таки есть. В таких условиях страховые тарифы не могут оставаться на прежнем уровне. По некоторым оценкам, они могут вырасти на 15-40 процентов. Эта вилка может быть шире, так как в каждом договоре прописываются особые условия. Те авиакомпании, которые были замечены в грубых нарушениях эксплуатации воздушных судов, приведших к страховым случаям, получат наибольшие страховые ставки. Но в России есть своя особенность. Тарифы, конечно, вырастут за счет перестраховочной составляющей, определяемой мировыми тенденциями. Но ожидаемый и логичный рост «российской составляющей» тарифа сдерживается финансовыми возможностями страхователей. «Страхование корпуса воздушного судна — дело добровольное. А вот гражданскую ответственность авиаперевозчиков обязывает страховать Воздушный кодекс», — говорит Николай Рыжаков. Но неисполнение этой «обязательной» нормы никак не карается. Так что, если стоимость страховки возрастет, российская авиакомпания или откажется от нее, или намеренно занизит стоимость, как это было, например, в случае с самолетом «Ан-70», потерпевшим аварию в Омском аэропорту. В целях «экономии» АНТК им. Антонова застраховала этот полет в украинской компании «Народная» на 1 млн долларов при реальной стоимости самолета 40-70 млн долларов. Хотя в этом случае речь идет об украинском воздушном судне, эти проблемы в наших странах общие.
Спрос расходится с предложением Как-либо принудить авиакомпании относиться к страхованию более ответственно трудно. Зачастую у них элементарно не хватает денег. Поэтому российские страховые компании ищут другие пути сокращения своих издержек на страховые выплаты. В частности, они выделяют деньги на увеличение безопасности полётов их клиентов. По словам Александра Хомякова, директора управления авиационного и космического страхования компании «АВИКОС», свои плоды может дать финансирование страховщиками внедрения автоматических устройств, блокирующих взлет самолета при наличии перегруза или неправильной центровки. Ведь именно это становится наиболее распространенной причиной гибели транспортных самолетов. Однако успешность таких проектов под большим вопросом — они стоят слишком дорого. Ясно одно. Логика развития рынка и тенденция к увеличению числа страховых случаев (если она подтвердится) должны привести к росту страховых тарифов. Иначе страховым компаниям будет невыгодно работать в этой отрасли. Но у авиакомпаний и сейчас нет денег на полноценное страхование, а с ростом тарифов они будут занижать риски или даже пытаться избегать страхования вообще, когда это возможно. Очевидно, что такое развитие ситуации может добавить негативных последствий к и без того трагическим обстоятельствам каждой катастрофы.