"Автогражданка" в России подорожает. Страховщики обратились в российский Минфин с просьбой увеличить тарифы ОСАГО. Кроме того, 1 сентября 2010 года в силу вступили новые правила оценки автозапчастей. На ряд деталей, таких как стекла, подушки и ремни безопасности, не будет распространяться понятие износа.
А значит, при ДТП страховщики будут вынуждены заплатить автовладельцу их полную стоимость без учета амортизации. Вполне логично, что рост затрат спровоцирует удорожание "автогражданских" полисов. Насколько они могут взлететь в цене и во что это выльется для российских водителей, в интервью "Уралинформбюро" рассказал директор филиала ООО "Росгосстрах" в Свердловской области Вадим Каточиков.
- Вадим Андреевич, чем вызвано обращение страховых компаний в Минфин и насколько могут подорожать полисы?
- С 1 января 2003 года, когда вступил в силу закон об ОСАГО, и до сегодняшнего дня базовый тариф ОСАГО ни разу не менялся. Корректировались региональные коэффициенты, которые изначально были установлены неверно, а также коэффициенты по мощности двигателя, по возрасту и стажу водителей. Но базовый тариф на протяжении 7 лет как был, так и остается - 1 980 рублей. Это само по себе абсурдно, поскольку накопленная инфляция за данный период составила 214%, то есть потребительские цены удвоились. Наряду с подорожанием хлеба и бензина, выросли цены на запчасти, а также увеличилась стоимость нормо-часа на СТО - это напрямую влияет на убыточность страховщиков. Возросли и расходы на ведение дела страховых компаний, поскольку туда входит оплата аренды помещений и труда работников.
Но дело не только в инфляции и росте затрат на урегулирование убытков - за этот период был принят ряд изменений в ОСАГО, увеличивающих объем ответственности страховщиков, при этом тарифный вопрос остался за бортом. В частности, был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тысяч рублей. Теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тысяч рублей, независимо от числа потерпевших.
Таким образом, убыточность страховщиков существенно возросла. В ближайшее время планируется принять еще одну поправку в закон. Она коснется увеличения лимитов ответственности по ОСАГО как в части "железа", так и в части жизни и здоровья потерпевших. Последний, например, предполагается увеличить более чем в три раза - со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Однако без пересмотра базового тарифа ОСАГО это будет попросту невозможно. Согласно актуарным расчетам, реализация подобной инициативы потребует его увеличения на 30-45%.
Значительная часть компаний на рынке "автогражданки" давно уже работает себе в убыток, рассчитывая только на то, что в ближайшее время тариф будет увеличен. Но бесконечно такое положение вещей продолжаться не может. Кризис уже "увел" с рынка порядка 20 компаний, отзывы лицензий продолжаются до сих пор. За 7 лет рынок ОСАГО покинули более 50 компаний. Если тариф не будет изменен, "исход" примет массовый характер.
- А как скажется на выплатах новый порядок оценки износа запчастей?
- Теоретически искусственно заниженные значения износа, установленные данным документом, должны были бы увеличить среднюю выплату, но давайте посмотрим объективно. Вместо того чтобы получить единую методику расчета, четкие правила игры, страховое сообщество получило на 95% "сырой" документ. Пока в нем больше вопросов, чем ответов. Каждая страховая компания будет исполнять его "по собственному ощущению", что в итоге приведет к увеличению количества жалоб, еще больше осложнив ситуацию на рынке ОСАГО.
Кроме того, данный документ был разработан без участия представителей страхового и экспертного сообществ. Они были поставлены перед фактом уже в момент его опубликования. Во что это выльется? Ряд страховщиков, оказавшись перед лицом незапланированного увеличения убыточности, включат компенсационные механизмы, за этим последуют занижение сумм выплат и необоснованные отказы. Для многих компаний дополнительные траты вдобавок к отрицательным финансовым показателям станут последней каплей, и они просто уйдут с рынка.
Что получится в итоге - покажет только время. Однако, как мы убедились на практике, благие намерения без продуманной концепции чаще всего приводят к противоположному результату.
- Кто же будет рассчитывать степень износа?
- Рассчитывать степень износа будут все те же экспертные организации. Что касается их объективности, она не изменится с введением новых норм. То есть без единой методики расчета любое экспертное заключение потенциально необъективно. В этом и есть основная проблема ОСАГО, которая теперь только усугубилась.
- Что делать автовладельцу, если он не согласен с заключением оценщика?
- Поскольку единой неоспоримой методики нет, ему, как и прежде, придется метаться из одной экспертной компании в другую. В итоге дело может дойти до судебной экспертизы, на которую придется потратить время и деньги. При этом никто не может объективно ответить, кто же все-таки прав и в какой степени.
Проблема данного постановления также состоит в том, что абсолютно непонятен субъект его правоприменения. Если оно ориентировано на страховщиков, то они в рамках ОСАГО расчетами практически не занимаются. Если, по замыслу авторов, его должны применять экспертные организации, то форма реализации данного нормативно-правового акта по крайней мере странна. Не исключено, что отдельные страховые компании вообще откажутся ориентироваться на него.
Интервью подготовила Мария Трускова.
Вся пресса за 3 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|