Полярная правда, Мурманск,
28 августа 2001 г.
Мама, подай в суд на капитана — это были последние слова умирающего моряка
1100 просмотров
Как обезопасить жизнь и здоровье в море 9 августа "Полярная правда" опубликовала корреспонденцию "Мама, подай в суд на капитана", где было рассказано о нелепой смерти молодого рыбака, который работал на траулере "Таврический" колхоза "Всходы коммунизма". Публикация не может не волновать. Это объясняется остротой затронутой в ней проблемы — охраны жизни рыбаков в рейсе. Именно об этом и хотелось бы поговорить. Мне, помощнику депутата Госдумы Владимира Лунцевича, не раз приходилось вести прием мурманчан, которые поднимали вопросы охраны здоровья, безопасности труда в море, жаловались на то, что взаимоотношения между командным и рядовым составом на судах стали более жесткими и даже порой недружественными. Да, мы привыкли к тому, что с детства воспитывались в духе коллективизма. И в этом нет ничего плохого. Плохо, что в том хорошем моменте нашей жизни было много перегибов, доходило до абсурда, которые зачастую перечеркивали в сознании людей все ценное в понятии "коллективизм". Не секрет, что раньше за спиной настоящих трудяг в море скрывались лентяи, любители "халявных денег", которые каким-то образом выбивались в ряды первых. Сейчас ситуация изменилась: никто в море не желает работать "и за того парня", каждый хочет получать по труду. Но, к сожалению, сегодня, как никогда ранее, мы сталкиваемся с извечными человеческими проявлениями слабости: безработица, страх потерять рабочее место ожесточает людей. Отсюда все чаще случаи, когда бывшие товарищи не спешат прийти на помощь в трудную минуту, а если случается беда, то стараются побыстрее забыть о пострадавшем. Напомню о двух таких потрясающих случаях. Первый произошел в колхозе "Волна": моряка унесло в море, тело так и не нашли. А его мать долгие годы ходила по судам, чтобы получить положенную ей материальную компенсацию за потерю кормильца. Петр Гончарук в 1998 г. во время рейса на судне ОАО "Альтернатива", здесь генеральный директор И.Дураченко, стал инвалидом. И команда, и командный состав за прошедшее после несчастья время навещали своего товарища считанные разы. Почти никому из них и дела нет до состояния его здоровья. А Петру Гончаруку не на что даже купить новый протез взамен старого, пришедшего в негодность. Разве у бывших "корешей" Петра никогда не было совести? Или они ее оставили там, в советском прошлом? Обобщая такие истории, за каждой из которых трудная человеческая судьба, приходишь к выводам не в пользу горе-судовладельцев, которые, став отчасти "новыми русскими", по существу еще остались одной ногой во временах застоя. Но такой же упрек могу отнести и к рыбакам, попавшим в беду: от многих неприятностей они были бы избавлены, если бы учитывали реалии жизни. Ведь как бы мы ни обвиняли в своих бедах кого-либо, нельзя забывать и себя. Надо уже привыкать начинать анализ событий, которые привели к беде, в первую очередь с себя, со своей ответственности — перед собой, перед своей семьей.
Давайте посмотрим на жизнь по-новому Сегодня, в условиях рыночной экономики, старые проблемы высвечиваются по-новому, и те принципы взаимоотношений между людьми, что вчера еще казались само собой разумеющимися, в наши дни "не работают". Все чаще в отдельных экипажах эти ценности размываются. Но, возвращаясь к корреспонденции "Мама, подай в суд на капитана", я хочу поднять вопрос не о моральном облике моряков. Можно сколько угодно упрекать в черствости и бездушии команду и капитана "Таврического". Это не вернет молодого человека стране, сына — матери. А вот сделать правильные выводы из этой истории должны не только руководители колхоза "Всходы коммунизма", но и другие судовладельцы, и другие рыбаки. Мурманчане, работающие в море и за границей, могут обезопасить себя и сами, если они поймут всю ответственность за свою жизнь и здоровье и захотят себя сберечь. Это уже мой профессиональный совет — как руководителя мурманского филиала страховой компании "Медэкспресс". Автор корреспонденции приводит слова стармеха судна: вертолет сейчас большая роскошь. Надо сказать, подобные утверждения могут допускать только люди, не владеющие ситуацией. Вызывать вертолет или нет для оказания экстренной медицинской помощи согласно "Уставу службы на судах рыбопромыслового флота РФ" должен решить капитан. Это его обязанность принять все регламентные меры: сообщить в администрацию порта, поставить в известность администрацию колхоза о том, что члену экипажа требуется экстренная медицинская помощь.
Так заказывать или не заказывать вертолет? Понимаю, многие рыбаки не знают всех нюансов охраны здоровья и жизни моряков в рейсе. Вот именно для таких людей моя информация и будет полезной. Дело в том, что Кодекс мореплавания РФ (ст. 60 "Обязанности судовладельца" пункт 2) обязывает руководителя флота "...страховать жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей". Но не все судовладельцы исполняют требования кодекса, часто страхуют экипажи только от несчастного случая. А в кодексе предписывается страхование жизни и здоровья! И этому требованию сегодня уже многие следуют. Среди таких дальновидных людей — руководители "Ударника", "Мурмансельди-2", "Андромеды", "Норд-Пилигрима", "Нектона", Ненецкого рыбаксоюза. Многие из них пользуются специальной программой добровольного медицинского страхования "Экстренная госпитализация". Эта программа предусматривает полную медицинскую помощь в нештатной ситуации. Кроме того, в нее входит оплата такой помощи на территории не только России, но и стран СНГ, и за рубежом. Не могу не сказать и о том, что названные предприятия застраховали у нас каждого из своих рыбаков на суммы от трех тысяч долларов и более. Вероятно, есть в Мурманске и другие судовладельцы, которые заботятся о своих работниках, страхуя их жизнь и здоровье в других фирмах. Сделав это, работодатель уже может не беспокоиться о том, что в случае беды он будет не в состоянии оказать полноценную помощь пострадавшему, что из-за этого сорвется график лова и экипаж пострадает материально (а ведь это тоже приходится учитывать, потому что каждый руководитель обязан считать деньги). В случае, если застрахованный рыбак заболеет, если случится на судне несчастье и похуже, то капитану уже не нужно будет бояться, что из-за нештатной ситуации могут пострадать заработки экипажа, ведь все расходы по оказанию помощи больному или пострадавшему будут предприятию возмещены страховой компанией. Если бы рыбак с "Таврического" был клиентом страховой компании, никому не пришлось бы беспокоиться об оплате вертолета, лечения моряка за границей — все это взяла бы на себя она. Более того: рыбак имел бы право на денежную компенсацию. А его родственникам не пришлось бы обивать пороги, терпеть муки, страдать морально от несправедливых и обидных упреков родному человеку. Кстати, руководство колхоза "Всходы коммунизма", похоже, после трагедии с матросом с "Таврического" пришло к выводу: нельзя экономить на страховке своих работников — мелочная экономия порой оборачивается не только большими материальными потерями, но и потерями непоправимыми. Поэтому руководство "Всходов коммунизма" решило теперь страховать свои экипажи. Вопрос оказания экстренной медицинской помощи людям при возникновении чрезвычайных ситуаций (и в частности, членам рыболовецких и транспортных судов) стоит так остро, что он рассматривался на специальном совещании под председательством заместителя губернатора, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Г.Гурьянова еще в начале года — 30 января. Выслушав всех участников совещания, я сделал для себя неутешительный вывод: решение проблемы — дело далеко не одного дня, и здесь нужны новые подходы. Добровольное медицинское страхование — один из спасительных шагов на этом пути. Поэтому страховая компания "Медэкспресс" совместно с заинтересованными сторонами готовит свой проект оказания помощи членам экипажей — причем с минимальными финансовыми затратами для судовладельцев.
"Концепцию здоровья" должен для себя разработать каждый И еще об одном хочу сказать. На днях Правительство РФ представило Президенту страны В.Путину важный документ — "Концепцию демографической политики в Российской Федерации на период до 2005 г.". Люди ждут решения президента по "Концепции" с особым вниманием. Ведь то, что в России умирает в год почти по миллиону человек, что ежедневно в среднем мы теряем по 109 россиян, что к 2050 г. население страны будет составлять менее 115 миллионов, — не может не волновать. Сегодня еще есть хрупкий шанс изменить ситуацию к лучшему. Использовать его — значит сохранить нацию. Но для этого всем нам, россиянам, надо немало потрудиться. Прежде всего — душой потрудиться. Следить за своим здоровьем, чтобы жить долго и полноценно. Беречь свою жизнь никого нельзя заставить. Никаким законом. Нам всем надо менять менталитет, чтобы усвоить: сегодня самое выгодное дело — вкладывать деньги в свое здоровье, в здоровье своих детей, своей семьи. Да, здоровье требует денег, и денег не малых. Но ведь именно от этого зависит все наше благополучие. Конечно, не все еще поняли, что платная медицина и платные медицинские услуги прочно вошли в нашу жизнь, безусловно, не отменяя бесплатной медицины. Сумбурное время перемен настолько быстро вносит изменения в жизнь, что мы порой не успеваем адекватно отреагировать на ситуацию. Да, это трудно и это труд. Но от него мы никуда не уйдем — ради своего будущего по имени старость, ради будущего своих детей и ради будущего страны. Сделать такой выбор должен каждый за себя, потому что никто за него этого не сделает. А работники здравоохранения, образования, профсоюзы, страховые компании, общественные и просветительские организации, депутаты всех уровней обязаны способствовать этому выбору, делать на совесть свою работу, чтобы ответственность за жизнь и здоровье граждан стала главным приоритетом во всей их деятельности. Вот эта мысль, я считаю, должна стать в "Концепции демографической политики" основополагающей. Эта мысль двигала мной и тогда, когда я решил продолжить разговор о ценности человеческой жизни, о сохранении здоровья и жизни человека в современной России, начатый в корреспонденции "Мама, подай в суд на капитана". И бесконечно жаль, что повод для такого разговора оказался настолько трагичным.
Анатолий ВЛАДИМИРОВ, директор мурманского филиала ЗАО "Медэкспресс"
Вся пресса за 28 августа 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Добровольное медицинское страхование, Морское страхование, Страхование от несчастных случаев
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
5 февраля 2025 г.
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 5 февраля 2025 г.
Региону не хватает денег на страхование посевов
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 5 февраля 2025 г.
Страховая компания «Двадцать первый век» увеличила уставный капитал до 600 млн рублей
|
|
Известия онлайн, 5 февраля 2025 г.
Число жалоб на страховщиков по ОСАГО уменьшилось на 30%
|
|
ТАСС, 5 февраля 2025 г.
Azur Air завершил страховое урегулирование по одну самолету
|
|
cbr.ru, 5 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 5 февраля 2025 г.
Жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг стало меньше
|
|
Российская газета-неделя, 5 февраля 2025 г.
Упал. Очнулся. При деньгах
|
|
РИА Новости, 5 февраля 2025 г.
Число жалоб в ЦБ РФ от потребителей финуслуг в 2024 году выросло почти на 4%, до 338 тыс.
|
|
Амител, Барнаул, 5 февраля 2025 г.
Как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО и он сбежал с места ДТП?
|
|
Российская газета, 5 февраля 2025 г.
Федеральный закон от 3 февраля 2025 г. № 7-ФЗ
|
|
Пятый канал, Петербург, 5 февраля 2025 г.
В России оформить ДТП теперь можно через приложения страховщиков
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 5 февраля 2025 г.
Госдума рассмотрит законопроект об автоматической компенсации ущерба в ДТП
|
|
Российская газета онлайн, 5 февраля 2025 г.
Как сохранить деньги при страховании квартиры. Эксперты дали пять советов
|
|
За рулем, 5 февраля 2025 г.
Гендерное неравенство: женщины-водители платят за страховку больше, чем мужчины
|
|
Адвокатская газета, 5 февраля 2025 г.
Когда виновник ДТП доплачивает при выплате страхового возмещения по договору каско?
|
|
YakutiaMedia, Якутск, 5 февраля 2025 г.
Якутян призывают страховать имущество от пожаров и паводка
|
|
auto.mail.ru, 5 февраля 2025 г.
Водителя посадили на 4 месяца за поддельный полис ОСАГО
|
 Остальные материалы за 5 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|