Горячая линия. Туризм,
20 августа 2001 г.
Общий карман в общественном месте 1197 просмотров
Нужна ли в туризме система страхования профессиональной ответственности участников рынка? Кем только не обсуждался этот вопрос — и высокими государственными чиновниками, и неформальной операторской тусовкой. В конце мая он был внесен на повестку дня Общественных слушаний «ГЛ» и получил наконец четкий и вразумительный ответ. Да, сегодня игроки туристического бизнеса готовы вкладывать средства, чтобы застраховать свою ответственность перед партнерами и клиентами.
5-я сессия Общественных слушаний была посвящена страхованию ответственности в туризме. Место действия — Новый Арбат, 36, Мэрия Москвы, конференц-зал. Время действия — 29 мая 2001 г.
Александр Иванов, генеральный директор Информационной службы «БАНКО»: — Тема этой сессии постоянно затрагивается в кулуарах рынка, поднимается государственными органами, регулирующими туристическую отрасль. Давайте сегодня обсудим, должны ли турфирмы страховать свою профессиональную ответственность, и если да, то каким должно быть это страхование. Для начала предлагаю обратиться к опыту иностранных государств, в которых эта проблема так или иначе решена. Кто из присутствующих может поделиться знаниями?
Александр Преображенский, сеть турагентств «Куда.ru»: — В рамках выездных семинаров МАТА для директоров туристических агентств мы посещали Швейцарию, где вопросу страхования фонда была уделена целая лекция. Читал ее профессор из Института Туризма города Сент-Галлен. Он рассказывал нам, что фонды страхования профессиональной ответственности есть практически во всех крупных туристических державах, но в разном виде. В Швейцарии, например, такой фонд по поручению правительства формирует ассоциация «Стар». И в законе написано, что любой турист вправе даже за час до вылета отказаться от услуг турфирмы, если она не состоит в «Стар» и не является держателем доли страхового фонда. То есть государство поддерживает это начинание, а за сбор денег и решение всех организационных моментов отвечает профессиональная ассоциация.
В Германии и Чехии страховые фонды тоже формируются общественными объединениями и ассоциациями. В Америке страхование ответственности практикуется лишь в некоторых штатах, опять же под наблюдением туристической общественности. Во Франции существует фонд, который формирует государство, а взнос самостоятельно определяет каждая фирма. Возмещение убытков при наступлении страхового случая идет в размере этого взноса.
Во всех странах строго расписаны условия, при которых клиент имеет право потребовать средства из страхового фонда: например, когда самолеты не вылетают. А если скрылся с деньгами директор турфирмы, как у нас бывает, то это — уголовное дело, которое рассматривается в судебном порядке.
Софья Соболева, журнал «Горячая линия. Туризм»: — В Англии, как и в странах, о которых рассказал Александр, решение вопроса о страховании профессиональной ответственности берет на себя профессиональное объединение — Ассоциация британских туристических агенств (АВТА). Вступать в нее никто не обязан, но все очень хотят, поскольку клиентам обещают, что компании, которые входят в АВТА, абсолютно надежны.
Система там достаточно простая и напоминает обычное страхование любого бизнеса или услуги. Компания платит вступительный взнос — 50 тысяч фунтов, но не деньгами, а банковской гарантией. После чего рассчитывается определенная сумма, которую операторы вносят в фонд АВТА «живыми» деньгами. Обычно эта сумма не превышает полпроцента от оборота фирмы. Если что-то случается, Ассоциация компенсирует потери пострадавшего и только потом пытается получить эти деньги с виновного.
Интересно, как отслеживается стабильность компаний, входящих в Ассоциацию. Каждый квартал все организации, пользующиеся этой схемой, сдают балансы, и если бухгалтеры АВТА замечают дефицит рабочего капитала, взнос повышается. То есть компаниям работать плохо просто невыгодно. К тому же существует угроза удаления из Ассоциации, если расходы фирмы не соответствуют доходам.
Павел Ременный, президент АТА, председатель Правления МАТА: — Уважаемые коллеги, АТА ставит перед собой такую задачу наряду с учреждением отраслевого третейского суда. Проанализировав зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что и у нас вполне реально создать систему страхования профессиональной ответственности. Мы будем использовать наработки Ассоциации британских турагентств, IATA, с тем чтобы наконец-то сделать первый шаг по пути цивилизованного ведения бизнеса. Сейчас разрабатываем положение о страховом фонде. Этот документ должнен быть абсолютно легитимным, поэтому АТА привлекает опытных юристов и экспертов. К сожалению, закон об основах туристической деятельности был принят в 1996 году, а бизнес ушел далеко вперед, так что есть определенные сложности, но они, на мой взгляд, все-таки устранимы.
Мне приятно, что многие компании звонят, интересуются, поддерживают эту идею. Думаю, что к концу года будет 50-70 туроператоров, чью работу с агентами АТА гарантирует в рамках третейского суда. А перед партнерами гарантии будут обеспечены страховым фондом.
А.Иванов: — Страховщики сейчас каким-нибудь образом рассматривают вопрос страхования ответственности отдельно взятых туроператоров или операторских групп?
Юлия Царегородцева, страховая компания «НАСТА-ЦЕНТР»: — У нас, к сожалению, фактически нет практики страхования ответственности турфирм. Естественно, были какие-то разработки, но дальше проектов дело не пошло. Объясняется это только тем, что современное законодательство не позволяет страховать ответственность по тем аспектам, которые, собственно, интересуют туроператоров.
Сейчас мы можем реально застраховать турфирму только от ошибки ее же сотрудника, когда по его вине, например, были невовремя выписаны билеты, поздно получены визы и т.д. Это практически исключено, потому что все уже достаточно грамотно работают. А подводят обычно западные партнеры, то есть мы упираемся в страхование договорных отношений. Но такие отношения по современному законодательству в принципе не подлежат страхованию. Поэтому страховщики, к сожалению, не могут удовлетворить возникающие потребности туристического рынка. Во всяком случае, пока.
А.Иванов: — Павел Юрьевич, как этот вопрос будет решаться в Авиационно-туристической Ассоциации?
П.Ременный: — Что касается АТА, то у нас все будет решать совет директоров, который состоит из 23 человек. Все решения будут приниматься внутри Ассоциации.
А.Иванов: — А от чего вообще надо страховаться туроператорам?
Татьяна Ванд, турфирма «Ванд Интернешнл тур»: — Мне кажется, что самый больной вопрос, с которым сталкиваются все туропретароры, — авиаперевозка. К сожалению, что бы мы ни говорили, влиять на перевозчиков мы пока не можем. Очень хорошо, что создана Авиационно-туристическая ассоциация, и очень хорошо, что она принимает в свои ряды авиакомпании, потому что в первую очередь нужно страховать риски по воздуху: по невылетам и по задержкам рейсов. И второй аспект, который надо рассматривать, — конечно, визовый.
То есть страхование ответственности необходимо по двум направлениям: перевозчики и посольства. Все остальные вопросы действительно зависят от профессионализма менеджеров.
Ю.Царегородцева: — Частная проблема с визами решаема. На этот случай существует такой вид страхования, как «невозможность совершить поездку». Он работает при невыдаче визы, болезни клиента, гибели его имущества и т.д. С таким страхованием проблем нет, туристу просто предлагают полис. Другое дело, что, к сожалению, потребители очень любят экономить деньги...
Алексей Крылов, компания UTS: — По-моему, надо очень четко разделить предмет страхования. Я практик, и, как мне кажется, существуют два аспекта — это ответственность туроператора, или, как ее называют, гражданская ответственность за действия фирмы перед третьими лицами, и ответственность за финансовые риски.
В моем понимании страхованию ответственности должно подлежать главное — банкротство. Оно ведет к тому, что компания не может выполнить свои обязательства перед потребителями — турагенствами или клиентами. Только в этом случае должен вступить в действие механизм страхования, покрытия рисков страховой компанией или кем-то еще. Во всех остальных ситуациях вопрос об ответственности должен решать суд. Ведь любая компания действует на свой страх и риск. Проблемы с перевозчиками, посольствами — это все бизнес туроператора, который он ведет самостоятельно. И он должен либо закладывать эти риски в цену, либо каким-то образом уменьшать их, а при возникновении проблем покрывать ущерб, нанесенный партнерам, без посторонней помощи.
А вот если это невозможно и ситуация находится вне контроля, то речь уже идет о банкротстве. До его наступления никакие финансовые потери турфирмы не должны покрываться из страхового фонда.
А.Иванов: — Часто тем или иным образом туроператор себя страхует, просто сейчас это страхование идет из его собственного кармана. И страховым фондом является тот самый «карман», если он есть. А если его нет, то общественный страховой фонд как раз на этот случай и создается.
А.Крылов: — Но ведь в «карман» фонда может залезть любая компания. Тогда я могу без всякого риска, например, ставить чартеры. Вы представляете, какие возможности открываются для не очень честных или безответственных предпринимателей на нашем столь еще молодом, неотрегулированном рынке?!
П.Ременный: — В других странах эту проблему успешно решили. У Ассоциации британских турагентств, например, существует накопительная практика, то есть в течение 3 лет компания сдает в страховой фонд деньги, но не имеет права взять оттуда ни копейки. Только зарекомендовав себя как честный, надежный туроператор, фирма может при необходимости воспользоваться страховыми средствами. Думаю, что такая система правильная и достаточно действенная. Мы в рамках АТА, скорее всего, будем ориентироваться на опыт английской Ассоциации. Но хочу еще раз подчеркнуть: все решит совет директоров нашей организации.
Елена Баринова, компания «Алвис+»: — Меня радует мнение, что страхование ответственности туристической фирмы нужно. Единственное, я не уверена, что здесь абсолютно подходит термин «страхование» — скорее подходит слово «резервирование». К тому же возникает вопрос очень практический, касающийся налогов: включить страховую сумму в состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую базу, пока невозможно, а платить из чистой прибыли со всеми вытекающими мало кто захочет.
Но делать это все равно надо, причем я тоже не вижу другого выхода, кроме как создавать подобный фонд именно в рамках общественного объединения. Конечно, надо будет очень четко установить правила, по которым должна действовать такая система.
Галина Псарева, компания «Франс-ТУРС+»: — Это достаточно сложный вопрос. Пока получается, что взнос будет достаточно велик. Если посчитать реальные риски, например, страховщика, который возьмется застраховать ответственность турфирмы, станет понятно: дешевой такая услуга быть не может.
Илья Иткин, компания PAC GROUP: — Вступающие в Авиационно-туристическую ассоциацию проходят отбор и фильтрацию гораздо более жесткие, чем в ныне действующих РАТА и МАТА. Для этого существует совет директоров. Если идея будет правильно преподнесена рынку, то, я думаю, можно рассчитывать на успех.
Павел Колесников, президент Национальной туристической ассоциации: — Я думаю, мы несколько сузили проблему, существующую сегодня в туротрасли. Мы говорим сейчас о цивилизованных участниках рынка, которые вступят в Ассоциацию, сдадут деньги и т.д. Но ни в коем случае нельзя забывать еще и о тысячах других организаций и о тех туристах, которые путешествуют через них. Шире надо вопрос ставить, на отраслевом уровне. Каждый должен иметь уверенность в том, что государство защищает его интересы независимо от того, где и когда состоялась сделка. Я считаю, лучше бы этот страховой фонд был государственный и формировался за счет налогов, которые мы с вами платим.
Решить проблему в комплексе, по-моему, можно только при раздельном лицензировании операторов и агентов. Сегодня соответствующий документ рассматривается в министерствах и ведомствах. И кто знает, может быть, в этот раз удастся лицензирование разделить.
А.Иванов: — Кстати, а что будет с агентами? Стоит ли вообще ставить вопрос о страховании ответственности агентов?
А.Преображенский: — Как представитель агентской сети я думаю, турагентства только поддержат это начинание, поскольку оно дает им надежду, что проблемы, которые возникают во взаимоотношениях с операторами и клиентами, будут решаться благодаря страховому фонду. Но мы собрались на Слушание для того, чтобы сформировать общественное мнение, а не для того, чтобы разбирать механизм действия. Нам надо определить в общем, хороша ли сама идея страхования, приемлема ли она для рынка и одобряем ли мы ее.
Т.Ванд: — Я согласна с Александром. На мой взгляд, все вопросы, которые сейчас возникают, можно назвать рабочими, и ответы на них очень сложны. Мы здесь для того, чтобы принципиально определить, нужно ли нам страхование ответственности турфирм, а уже затем выработать схему, как двигаться дальше.
Андрис Калниньш, компания «Мондо Турс»: — То, что я сейчас скажу, создаст мне репутацию ренегата и оппортуниста, но ... Вот мы собираемся страховать нашу ответственность. Перед кем? Или от кого мы сами хотим застраховаться? Мне кажется, от авиакомпаний. Сейчас у них существуют определенные законы — Воздушный кодекс, например, который перевозчикам позволяет делать все, что они хотят. У меня, поэтому вопрос: как Павел Юрьевич хочет объединить, запрячь в одну упряжку две разные стихии — туризм и авиаперевозку? Я считаю, что «авиационная» и «туристическая» — это две вещи, которые стоят по разные стороны баррикад. Нам и так не очень-то сладко, а если соединить несоединимое, будет еще хуже.
П.Ременный: — Я очень коротко отвечу, и всем все сразу станет понятно. Есть такая замечательная организация, называется IATA. Из многочисленных авиакомпаний, которые летают на территории нашей страны, две являются членами IATA. Это «Аэрофлот» и «Трансаэро». Координировать взаимодействие туроператоров и авиакомпаний мы будем в теснейшем сотрудничестве с этой уважаемой организацией.
Е.Баринова: — Давайте вернемся к обсуждаемой теме. Подведем итог, загибая пальцы. На государственном уровне можем мы как-то застраховать себя? Не можем. Положение о лицензировании предусматривает депозит для туроператоров? Не предусматривает. Страховые фирмы готовы? Нет. На этих трех уровнях на сегодняшний день у нас нет реального механизма страхования.
Учитывая зарубежный опыт и все наши печальные ошибки, мы сегодня в результате обсуждения пришли к тому, что вопрос о страховании профессиональной ответственности в туризме надо решать на уровне общественных организаций. Одна такая организация создана, я имею ввиду Авиационно-туристическую ассоциацию.
Дмитрий Денисов, компания «Вояж»: — То, о чем мы говорим, заключается в простых вещах. Собирается группа единомышленников, которые договариваются действовать по определенным правилам, подчиняться им. И каждый из них вносит соответствующий депозит, который он теряет, если что-то нарушает. Это даже не страхование, если хотите, мы создаем некий новый брэнд. На туристическом рынке появляется новая группа игроков, действующая по новым правилам, по новым стандартам. И с новым уровнем ответственности, которая должна выражаться в том числе и в денежной форме, то есть быть депонирована.
А.Иванов: — Можно ли считать оператора ненадежным, если он не желает страховать свою ответственность?
Д.Денисов: — Не то что ненадежным, а все-таки сомнительным. Ненадежный — это не совсем корректный термин. Просто я бы предложил не рекомендовать участникам рынка работать с теми, кто не внес страхового взноса. Так более гибко.
Андрей Заболотных, компания «Асент Тревел»: — Сразу скажу: наша фирма — член IATA и ATA. Но мне кажется, что мы тут в какую-то крайность ударились. Если фирма не желает участвовать в общем фонде страхования, это не означает, что с ней не стоит сотрудничать...
А.Крылов: — Я бы хотел высказать свое мнение по двум вопросам, которые здесь затрагивались. Во-первых, я категорически против участия государства в создании и регулировании фонда. Опыт показывает, что потребитель с этого получает минимально, зато отлично идет процесс разбазаривания огромных средств.
И во-вторых, если мы пойдем по пути полного добровольного страхования, то будет несколько ассоциаций, и у каждого свой фонд... Получится так же, как и с предыдущими попытками. Я считаю, это должно быть добровольно-принудительное — уж простите за такое слово — страхование с едиными правилами. Если оно станет обязательным для всех, тогда туроператоры только выиграют. Вот мое мнение.
Олег Остроумов, телепередача «All inclusive»: — Я думаю, назрела необходимость создания отраслевого банка, учредителями которого будут Ассоциация и участники рынка. И тогда, возможно, даже не придется вкладывать никаких денег. Просто фирмы будут иметь в этом банке свои расчетные счета и остатки средств использовать на покрытие тех рисков, о которых мы говорили.
РЕМПЕЛЬ М.
Вся пресса за 20 августа 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Мероприятия, За рубежом, Общественное мнение, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|