Гудок,
20 сентября 2010 г.
Ответственное поведение
950 просмотров
Минтранс подготовил законопроект, вводящий штрафные санкции для перевозчиков, не желающих страховать свою ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.
В нём также определяется зона этой ответственности. Для железнодорожного транспорта она включает в себя «период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона». По тем же принципам установлены рамки ответственности и для автомобильных, воздушных и водных перевозчиков. «В настоящее время на различных видах транспорта нет единообразия в отношении подходов к организации страхования, – пояснили «Гудку» в Минтрансе. – В транспортных уставах и кодексах зафиксированы разные подходы как к объёму страхового покрытия, так и к страховым суммам и лимитам ответственности».
Новый документ был подготовлен Минтрансом в рамках разработки законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, увеличивающем лимит выплат пострадавшим до 2 млн руб. Этот законопроект сейчас находится на рассмотрении правительства.
Замначальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев рассказал «Гудку», что после разъяснения Минтранса зона ответственности перевозчика всё ещё до конца не понятна. «С какого момента отсчитывается, например, период посадки: когда пассажир прибыл на территорию вокзала или вышел на платформу или когда он закинул ногу на первую ступеньку подвижного состава?» – отметил он.
По словам Алексея Васильева, ответы на эти вопросы необходимо дать при разработке документа. «Точку здесь поставит, конечно, практика, но хотелось бы, чтобы она складывалась с учётом более конкретных норм», – подчеркнул он.
Если инициатива Минтранса о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам будет принята, то на всех видах транспорта суммы выплат пострадавшим вырастут до 2 млн руб. Сегодня такие компенсации гарантированы лишь авиапассажирам. «Когда закон вступит в силу, РЖД, безусловно, застрахуют свою ответственность, – отметил Алексей Васильев. – Это улучшит положение граждан, все пострадавшие пассажиры получат адекватную компенсацию причинённого вреда, и у них будет меньше претензий к перевозчику».
На компенсацию смогут рассчитывать и пассажиры пригородных поездов, которых сегодня не страхуют. Гендиректор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) Константин Воронцов заявил «Гудку», что затраты на страхование гражданской ответственности перевозчиков мотивируют направлять больше средств на безопасность движения. «Законопроект заставит нас требовать с владельца инфраструктуры безопасной организации движения пригородного поезда», – сказал он.
На сегодняшний день, по словам гендиректора СЗППК, травматизм на пригородных перевозках невелик. В этом году в компанию обратились всего семь пострадавших пассажиров.
При определении зоны ответственности перевозчика, по мнению Константина Воронцова, нужно исходить из самого понятия «пассажир». «Пассажир – это гражданин, заключивший публичный договор с перевозчиком на оказание услуги, – пояснил он. – Если человек пришёл на вокзал и ещё не принял решения о том, воспользоваться ли ему услугой, он не является пассажиром. Но как только путешественник приобрёл билет, он при условии пребывания в вагоне поезда, на вокзале, перроне либо подходе к нему автоматически становится пассажиром. Так как он находится в зоне повышенной опасности, на него должно распространяться действие страховки. При условии соблюдения пассажиром правил безопасности на железной дороге».
Что касается ответственности перевозчика за безопасность пассажира во время поездки, то здесь возникает много вопросов. «Мы сегодня владеем подвижным составом на условиях арендного договора транспортного средства с предоставлением услуг по эксплуатации и управлению, – подчеркнул Константин Воронцов. – В этом случае страхование от причинения вреда пассажирам теряет свою актуальность ввиду того, что ответственность за вред, причинённый источником повышенной опасности, а следовательно, и обязанность компенсировать данный вред в соответствии со ст. 640 Гражданского кодекса лежит на арендодателе».
В итоге получается, что перевозчику придётся страховать ответственность арендодателя. По словам Константина Воронцова, необходимо ещё раз проанализировать нормы документа, чтобы избежать двоякого толкования ответственности.
Сегодня страхованию подлежит сам путешественник, а не перевозчик. На основании указа президента № 750 от 1992 года пассажиров поездов дальнего следования страхуют в обязательном порядке, но всего на 12 тыс. руб. В цену билетов при продаже включается страховой взнос в размере 2,30 руб. Однако пассажир может по собственной инициативе приобрести полис добровольного страхования стоимостью от 15 до 100 руб. Тогда при наступлении страхового случая он получит от 135 до 650 тыс. руб. соответственно. Пассажиры пригородных поездов не страхуются вообще.
Конечно, когда происходят трагедии такого масштаба, как подрыв «Невского экспресса», ОАО «РЖД» оказывает пассажирам дополнительную финансовую поддержку. Так, после теракта в ноябре прошлого года президент компании Владимир Якунин принял решение о выплате материальной помощи пострадавшим в размере 200 тыс. руб., а семьям погибших – 500 тыс. руб. Средства выплачивались за счёт прибыли ОАО «РЖД». Однако в большинстве случаев граждане, которые заранее не позаботились о добровольном страховании, сегодня не могут получить более 12 тыс. руб. Такие же компенсации предусмотрены и на морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Правда, пассажирам автобусов гарантированы также выплаты по ОСАГО до 160 тыс. руб. Самую высокую компенсацию в случае гибели получают родственники авиапассажиров – 2 млн 25 тыс. руб. Эта норма была включена в Воздушный кодекс на основании требований Варшавской конвенции, по которой в Евросоюзе минимальная компенсация не может быть ниже $20 тыс.
Замгендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов заявил «Гудку», что бизнес готов заняться обязательным страхованием перевозчика за причинение вреда пассажирам. «Если будут созданы условия для свободной конкуренции, если рынок не будет закрыт от сторонних игроков, множество страховых компаний проявит к нему интерес», – убеждён он.
По словам Игоря Иванова, технологически новый вид страхования прост, потому что заключать договор нужно будет только с перевозчиком, а не с каждым из пассажиров. В новом законопроекте Минтранс предусмотрел и наказания для транспортных компаний, не желающих страховать свою ответственность. Им будет грозить административный штраф от 30 до 40 тыс. руб. Кроме того, перевозчикам всё равно придётся выплатить пострадавшим пассажирам компенсацию за причинённый вред, но уже из собственных средств. Суммы, которые транспортная компания сэкономила, не заключив договор со страховщиком, она должна будет отдать в бюджет.
Председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Евгений Потапов заявил «Гудку», что предлагаемые Минтрансом меры вполне выполнимы. «Уклониться от взносов будет проблематично, что на самом деле очень хорошо, – полагает он. – Это гарантирует, что процент тех, кто игнорирует новый закон, будет минимален, так как сберечь эти суммы вряд ли удастся».
По словам эксперта, практическая реализация закона проблем в страховом сообществе не вызовет. «Мы поддерживаем этот закон, так как давно следовало бы заставить перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами, а не перекладывать этот риск на потребителей их услуг», – полагает Евгений Потапов.
Маргарита ВЕРХОВСКАЯ, Яна ПОЗОЛОТЧИКОВА
Вся пресса за 20 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
|
Тюменская линия, 10 января 2025 г.
Тюменские рыбоводы могут застраховать аквакультуру на льготных условиях
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|