Волжская коммуна, Самара,
19 октября 2010 г.
«Доброволка» вернется нескоро
1380 просмотров
Сегодня на рынке добровольного страхования в отдельных сегментах можно наблюдать незначительное, но все-таки восстановление. Впрочем, сами игроки не склонны делать однозначные выводы — опасения вызывают автострахование и добровольная медицина.
«Положительные тенденции на рынке добровольного страхования наметились благодаря нескольким аспектам, — поясняет руководитель отдела развития корпоративных продаж Самарского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Алексей Козочкин. — Многие банки запускают программы автокредитования, благодаря чему растут продажи страховых полисов. Увеличиваются продажи и в автосалонах — за счет спроса на новые машины, на рынках, где продаются авто с пробегом. Чувствуется оживление и на рынке ипотечного страхования, и на рынке добровольного медицинского страхования. У людей появляются деньги, и они хотят получать максимальный сервис».
Основные надежды страховщиков связаны с будущим годом: спрос и объемы сборов начнут восстанавливаться с 2011 года.
С другой стороны, доля невозвратов по кредитным договорам в банковском секторе все еще велика, да и уровень благосостояния населения растет не так быстро, как хотелось бы. Демпинг, к которому по-прежнему прибегают отдельные страховщики, может послужить причиной дальнейшего снижения финансовой устойчивости отдельных операторов рынка, а, следовательно, скажется и на конечном потребителе страховой услуги. Сегодня отмечается рост, но каким он будет завтра, вопрос. «Действительно, совокупный объем страховых премий по добровольным видам страхования в первом полугодии текущего года достиг 235,94 млрд руб., что на 5,1% больше показателя за первое полугодие 2009 года, — сообщает начальник отдел маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» Мария Гуляева. — Тем не менее, доля добровольных видов в общем объеме заработанных премий составляет менее 50%. Рынок показывает рост, в большей степени, за счет работы корпоративного сектора. Страхование физических лиц по-прежнему находится на относительно невысоком уровне. Это обусловлено такими факторами, как медленное развитие автомобильного и кредитного рынков, недостаточный уровень благосостояния населения и отсутствие доверия к страховщикам со стороны физических лиц».
Страховка по привычке
Кстати, снизившееся доверие граждан повлияло в первую очередь на снижение объема собранных премий в первом полугодии 2010 года на 0,5% относительно аналогичного периода прошлого года в сегменте добровольного страхования имущества. Хотя летние пожары не могли не вызвать интереса потребителей к страхованию недвижимости. Поэтому доля полноценных продуктов-конструкторов в сравнении с «коробочными» программами выросла. Но одновременно увеличились и убытки, которые понесли крупные операторы рынка. Тем не менее, считает Мария Гуляева, «нет худа без добра» — если в прошлом году большая часть населения была полностью уверена в том, что страхование имущества неэффективно и в нем нет необходимости, то сегодня мнение изменилось. К тому же, клиенты в этом сегменте исторически более лояльны, чем по другим видам страхования — достаточно вспомнить бабушек в деревнях, которые еще со времен «Госстраха» страхуют свои избушки и не задаются вопросом «зачем?», а просто действуют по привычке. «Владельцы особняков и коттеджей заключают договор страхования и пролонгируют его из года в год в силу того, что именно это имущество для них более ценно, и они способны оценить размер финансовых потерь при его утрате или повреждении, — говорит Гуляева. — Страхование квартир пока еще имеет более низкий уровень востребованности. Но совместные недорогие коробочные программы страховщиков с обслуживающими организациями постепенно формируют привыкание населения к услуге».
Пессимистичное КАСКО
Наиболее «опасным» страховщики считают добровольное страхование средств автотранспорта. Нынешний рост продаж автомобилей обеспечен главным образом за счет действия программы утилизации подержанных транспортных средств, которая рано или поздно завершится. Поэтому прогноз страховщиков в отношении развития КАСКО, скорее, пессимистичен. Ведь именно клиенты этого сегмента в период кризиса столкнулись с серьезными проблемами при урегулировании убытков. А учитывая то, что договоры КАСКО и без того в большинстве своем носят характер вмененной услуги, что вызывает ее негативное восприятие, влечет задержки выплат и намеренное занижение суммы ущерба, репутация рынка оказалась подорванной. «На фоне убыточности по КАСКО у одних компаний другие фиксируют рост объемов сборов в этом секторе, — констатирует директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина. — Здесь многое зависит от финансовых позиций страховой компании и эффективности ее антикризисных стратегий. Как бы то ни было, новая волна кризиса на страховом рынке произойдет вряд ли. Скорее наоборот, мы ожидаем медленного восстановления отрасли в течение нескольких лет, и процесс начнется уже в 2011 году. Однако пока очевидных предпосылок, которые бы выражались в росте уровня сборов, например, не наблюдается. Такова специфика страхового рынка, который на все изменения реагирует с опозданием.
Корпоративные перспективы
Опасения у профучастников вызывает и добровольное медицинское страхование. Несмотря на рост поступлений, страховщики при заключении договоров страхования и здесь стали демпинговать, при этом стоимость услуг посредников растет — все это в итоге скажется на страховой активности граждан. Процесс открытия страховщиками собственных клиник, пока не стал массовым, тоже вряд ли может повлиять на общерыночные процессы в секторе ДМС. Однако это, безусловно, позитивная тенденция, развитие которой поможет сделать сегмент ДМС более управляемым в тарифном плане и еще более качественным и разнообразным в плане услуг. Оживление этого рынка после кризиса будет связано в большей степени с корпоративным сектором. Безусловно, страховщики заинтересованы в привлечении индивидуальных покупателей, но пока основную часть сборов приносят именно компании, открывающие программы ДМС для своих сотрудников. «Открытие собственных клиник отдельными страховыми компаниями объясняется желанием усиления контроля по размерам выплат при реализации программ ДМС, — рассказывает директор департамента страхования ОАО «СК «АСКОМЕД» Надежда Баринова. — Подобные клиники на территории РФ открыли СК «Ингосстрах», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс-Страхование», медицинская помощь в них оказывается в основном клиентам этих страховых компаний. Кроме того, мировой опыт развития медицинского страхования показывает, что путь реализации программ ДМС в единственном лечебном учреждении неперспективен: классическое ДМС предполагает оказание медицинской помощи силами независимых медицинских учреждений, а не подконтрольных страховщику. В Самаре планы по развитию собственных медицинских центров были анонсированы СК «РОСНО», «Ингосстрах», но только страховой холдинг «Альфа» в мае 2010 открыл клинику «Альфа-Центр-Здоровье». Впрочем, для Самары, где за последние годы на рынке медицинских услуг появились такие частные многопрофильные учреждения, как «Медгард» и «Лучевой центр», наличие еще одной частной поликлиники значительно ситуацию не изменит».
Большая разница
Добровольное медицинское страхование, убеждена Надежда Баринова, не может динамично развиваться, если ему не соответствует уровень инфраструктуры здравоохранения. И если в государственных больницах созданы условия для сервисного пребывания застрахованных по ДМС, то зачастую поликлиники не могут предоставлять клиентам должного уровня сервиса, а частные клиники или являются монопрофильными (например, стоматологические, клиники лечения позвоночника, гинекологические), или ограничены в необходимом диагностическом оборудовании. «Частные ЛПУ стараются «выжать» из страховщиков как можно больше, увеличивая количество оказываемых услуг клиентам по ДМС, причем далеко не всегда адекватных диагнозу, — считает Баринова. — Например, при затяжном насморке назначают не только рентген гайморовых пазух, но и компьютерную томографию верней челюсти». Изменения в законодательстве ОМС, безусловно, должны повлиять на повышение качества услуг в бюджетных организациях. Но, учитывая текущее положение в «бесплатных» ЛПУ, это произойдет не слишком быстро и не будет носить массового характера. Помимо того, сегодня у населения уже сложилось достаточно устойчивое негативное отношение к услугам, обеспечиваемым в рамках ОМС, в сравнении с качеством обслуживания по договорам ДМС. Люди, привыкшие пользоваться платными медицинскими услугами, вероятнее всего, обратят свое внимание на услуги, предлагаемые страховщиками, поскольку их расценки растут медленнее, чем стоимость прямого обслуживание в коммерческих ЛПУ. А страховщики, имеющие собственные клиники, способны не только регулировать стоимость услуг, но и контролировать качество их предоставления. «Страховой сектор все еще находится в сложном положении, и объемы сборов сохраняются только по обязательным видам, — резюмирует Татьяна Зимина. — Как бы то ни было, основные надежды страховщиков связаны с будущим годом. Надо полагать, что спрос и объемы сборов начнут восстанавливаться с 2011 года. Сейчас мы видим активный рост кредитного рынка, поэтому стоит ожидать, что первыми процесс восстановления начнут секторы имущественного страхования, связанные с банковскими кредитными программами».
Елена АНДРЕЕВА
Вся пресса за 19 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|