Калининградская правда,
30 января 2003 г.
Автомобиль — роскошь 580 просмотров
Почти семьдесят лет назад Ильф и Петров утверждали обратное. Пять лет назад лозунг о машине как средстве передвижения активно продвигали в массы так называемые демократы, пришедшие во власть. Они даже соответствующую эмблему придумали: что-то вроде горбатого «Запорожца», запряженное в крестьянскую тележку. Но слова и дела наших законодателей, если использовать терминологию одесситов, представляют собой две большие разницы...
В апреле прошлого года в Госдуме по-тихому прошел Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». За него проголосовало подавляющее большинство депутатов. В результате с первого июля текущего года миллионы небогатых автомобилистов по сути лишатся возможности ездить на своих стареньких «запорах», «копейках», «опельках».
А начиналось все, как водится, красиво и вроде бы с самыми благими намерениями. «Перенесем страховочное достижение западной цивилизации на российскую почву! — провозглашали инициаторы законопроекта. — Ведь у них участники ДТП друг дружку за грудки не хватают и по судам годами не таскаются в надежде получить компенсацию ущерба. Там на дороге ударил кого — за тебя мигом ответит деньгами твой страховщик».
Что страхование автогражданской ответственности — штука удобная, что она куда лучше судебной тягомотины или экспресс — разборки с участием стриженных под нуль «братишек», оспорить невозможно. Только пришедшаяся впору зажиточному западному дяденьке шапка, увы, вряд ли подойдет нашему нищему Сеньке. Ведь в настоящее время в России немногие могут позволить себе ежегодно выкладывать кругленькую сумму за страховой полис.
Думается, эту закавыку прочувствовали и господа законодатели. В конце концов, они отказались от прописанной в проекте закона «вкусной» прерогативы самим определять размеры платы за страховку. Понятно почему. Определишь мало — правительство обидишь, много — электорат. В общем, куда ни кинь — везде клин. И народные избранники приняли соломоново решение — передать право устанавливать тарифы исполнительной власти.
В свою очередь команда Касьянова пока медлит этим правом воспользоваться. Но пробный шар уже запущен. В конце ноября Министерство финансов объявило предварительные цифры. Они оказались более чем в три раза (!) выше тех, что изначально озвучивали в Думе представители страховых компаний и их лоббисты. Заявлено, что базовая ставка годового страхового полиса для граждан составит 2100 рублей ($65), для юридических лиц — 2960, для владельцев маршруток и такси — 9500. На первый взгляд это не так много.
Однако хитроумные разработчики тарифной политики заложили в нее несколько «подводных камней». Стоит автовладельцу «наступить» на них — и базовые 65 долларов превращаются в трехзначную цифру.
Первый «камень» — территориальный коэффициент риска дорожно-транспортных происшествий. Оказывается, оплатить автогражданку по базовому тарифу будут требовать разве что с жителей Крайнего Севера. Иными словами, с тех, кто обитает в малозаселенных, следовательно, малоавтомобильных районах.
Остальным придется выкладывать куда более солидные суммы. Скажем, для Москвы коэффициент предполагается сделать двойным, для Питера — 1,6, для Архангельска — 1. Цифирь для нашего региона еще не названа. Но, как полагают руководители местных страховых компаний, она никак не может быть ниже московской. Причина — большое количество четырехколесных на душу населения. По статистике, в янтарном крае на каждые три человека — одна машина. Значит, если тарифные предположения оправдаются, калининградский автовладелец должен будет положить страховщику «на бочку» 130 условных единиц.
Второй «камень» — так называемый коэффициент водительского стажа. Полис для «чайника» — первогодка будет стоить чуть ли не в два раза выше, чем для профессионала баранки. Откатал два года — плати дополнительно 40 процентов к базовой ставке. К примеру, в денежном выражении для столицы это звучит так: $240 и $156.
Наконец, «камень» № 3 — возрастной коэффициент. Для водителя, не достигшего 23-летнего возраста, базовая ставка умножается в полтора раза.
Ну и что же мы с вами, уважаемый читатель, получаем взамен? Получаем полис обязательного страхования с лимитом ответственности на сумму 400000 рублей.
Причем туда входят средства на компенсацию вреда как имуществу пострадавшего, так и его здоровью. Скажем, за насмерть протараненную вами крутую иномарку ваш страховщик выплатит ее владельцу не более 160000 рублей ($3750). Остальные 240 тысяч — «на лекарства». Допустим, человек в них не нуждается. Тогда ваши кровные остаются у страховой компании. Вы же остаетесь в лучшем случае в объятиях судей, в худшем — все тех же «братков». Ведь и ежу понятно, что за 160000 «рэ» поставить на колеса дорогой автомобиль невозможно. По данным страховых компаний, после серьезной аварии в восстановление лишь одной «свежей» машины в 95 случаев из ста нужно вложить не меньше $5000. Если же по вашей вине были разбиты две или, скажем, три легковушки, ваше дело и вовсе — труба.
Похоже, нам попросту навязывают сомнительного качества страховочный продукт за немалые деньги и без всяких скидок. Хотя логичнее было бы с пенсионера, машина которого всю зиму коротает в гараже, брать меньше, чем с того, кто круглый год пользуется колесами. Кстати, такая поправка в закон предлагалась на стадии его принятия. Но думцы ее дружно провалили.
Теоретически познакомиться с малоприятной автогражданкой обязаны будут все владельцы автотранспорта. В действительности это не так. Есть, оказывается, счастливчик, от которого государство не будет жестко требовать соблюдения закона. Кто он? Само государство. В бюджеты федеральных министерств, ведомств субъектов Федерации и даже муниципальных образований не заложены расходы на приобретение страховок. Следовательно, с военной части, машина которой «отрихтовала» ваш автомобиль, вы без суда по-прежнему не получите ни копейки. С Госавтоинспекции — тоже.
Продавать атогражданку смогут в добровольном порядке только российские страховые компании, имеющие отделения во всех регионах нашей необъятной.
Среди них — такие гиганты бизнеса, как ВСК и «Ингосстрах». Как оценивают грядущие нововведения эти организации? В калининградском филиале Военно-страховой компании сообщили, что руководство ВСК встретило закон об обязательном страховании гражданской ответственности настороженно.
«Обязательное страхование опасно тем, что андерайтером (тем, кто определяет цену услуги) выступает государство, — подчеркнул директор филиала Владислав Ильев. — Оно, к сожалению, чужие деньги считать не может. А при неправильной андерайтинговой политике фирма запросто может вылететь в трубу. Поэтому однозначное решение о нашем участии в реализации закона пока не принято».
По мнению военных страховщиков, правительство предлагает слишком низкие тарифы. С этой точкой зрения не согласен руководитель областного представительства «Ингосстраха» Александр Ложников: «Самый главный минус автогражданки — ограничение страховой суммы. 400000 рублей — мизер, который явно не компенсирует возможные убытки. Это попахивает псевдострахованием. Например, на Западе аналогичная сумма составляет 600000 евро, что обеспечивает покрытие любых убытков. Полагаю, вполне можно было бы, не меняя предложенных тарифов, увеличить верхний предел страховки еще на 20 000 долларов».
Тем не менее Ложников заявляет, что «Ингосстрах» непременно будет заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности. Однако он советует желающим спать спокойно наряду с обязательной страховкой... покупать полис добровольного страхования.
Итак, через пять месяцев Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступит в силу. И тогда огромное количество машин встанет на постоянный прикол. Это будут автомобили людей, не имеющих возможности заплатить за полисы. Но пострадают не только небогатые автомобилисты. «Приятности» закона в полной мере ощутят и те, кто никогда не имел личного автотранспорта. Ведь торговцы сразу же начнут «отбивать» затраты на страховку, увеличивая цены на товары, транспортники — на проезд, коммунальщики — на услуги. В общем, жить нам станет еще лучше, еще веселей.
P.S. Как стало известно, группа депутатов собирается в ближайшее время внести в Госдуму законопроект об отсрочке введения в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Инициаторы законопроекта резонно полагают, что обязательная автогражданка — бомба, которая взорвет общество. По их мнению, допустить, чтобы это произошло до выборов в Госдуму, нельзя. Уж лучше после...
Кстати
Сегодня в Калининграде добровольная автогражданка не пользуется большой популярностью у клиентов страховых компаний. Этот вид страхования, по данным калининградских страховщиков, приобретают не более 5 процентов клиентов.
Хотя правила игры привлекательнее тех, что приняло государство. Например, в ВСК предлагают следующее. Если владелец легковушки страхует свою ответственность от причинения вреда здоровью и имуществу других лиц на сумму $ 1000, ему придется заплатить $30. Владельцу мотоцикла — $25, микрика — $32, джипа — $36, автобуса — $45, грузовика — $56, Страховка для владельца легкового автомобиля на сумму $10000 стоит $150. В ВСК существуют повышающие и понижающие коэффициенты. Водителю, чей стаж более пяти лет, делают 10-процентную скидку. Если водительский стаж менее 2 лет — базовый тариф увеличивается на 10 процентов. Таксисту придется доплачивать 10-15 процентов к базовому тарифу.
В «Ингосстрахе» подход ко всем клиентам одинаков вне зависимости от их стажа, возраста или профессии. Здесь годовой полис автогражданки с максимальной суммой выплаты в $10000 владельцу легкового автомобиля обойдется в $100, грузовика — $120, автобуса — $150.
Что думают о грядущем поголовном страховании гражданской ответственности наши земляки?
Юрий, 57 лет, служащий, водительский стаж 7 лет: — Мне все это не нравится. Ведь я, как правило, езжу за рулем автомобиля всего лишь два раза в неделю. На дачу и обратно. Почему я должен платить одинаково с теми, кто катается каждый день?
Валерий, 37 лет. Бизнесмен, водительский стаж 10 лет: — Дело хорошее. Но не должно быть обязаловки. Автогражданку нужно не навязывать, а рекламировать, убеждать людей. Необходимо, чтобы каждый автомобилист сам понял, что это делается для его пользы.
Владимир, 61 год, пенсионер: — Страховаться не буду даже под дулом пистолета. И не только по материальным соображениям. Я ведь 46 лет проездил без страховки. В авариях никогда не был.
Галина, служащая: — Страховаться не намерена. Во-первых, потому, что заявленная плата за страховку для бюджета моей семьи неподъемна. Во-вторых, за те семь лет, что я езжу, по моей вине не было ни одной аварии. По всей видимости, придется машину продавать.
Татьяна, служащая, водительский стаж 7 лет: — Страховаться буду, хотя к нововведению отношусь отрицательно. Полагаю, что закон дает возможность потенциальным лихачам еще хуже вести себя на дорогах.
ГОРБУНОВ А.
Вся пресса за 30 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Маркетинг, Общественное мнение, Регулирование, Тарифы, Игроки
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Интерфакс, 26 декабря 2024 г.
В новых регионах договоры страхования могут оформить три десятка страховщиков
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин оценил продажи полисов ОСАГО в новых регионах
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В Донбассе и Новороссии с января заработают обязательные виды страхования
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ усилят контроль за работой страховых медицинских организаций
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин рассказал об обязательных видах страхования в новых регионах
|
|
Коммерсантъ онлайн, 26 декабря 2024 г.
Балицкий напомнил об обязательном ОСАГО для водителей Запорожской области
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 26 декабря 2024 г.
Водителю стало плохо за рулем - работает ли в такой ситуации страховка в случае ДТП
|
|
Новости транспорта, 26 декабря 2024 г.
Haval Jolion выбился в лидеры по числу оформленных полисов КАСКО с начала года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 26 декабря 2024 г.
Задержан еще один организатор инсценировок ДТП в Кургане
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Руководители Swiss Re описывают проблемы отрасли и факторы роста в 2025 году
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 26 декабря 2024 г.
Нижегородские работодатели все чаще страхуют коллективы по ДМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
ЕЦБ и EIOPA предлагают решение на уровне ЕС по смягчению последствий стихийных бедствий
|
|
МК в Мурманске, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО могут подорожать до пяти тысяч рублей
|
|
Четвертая Власть, Саратов, 26 декабря 2024 г.
Прокуратура нашла конфликт интересов председателя ТФОМСа со страховой компанией
|
|
Penza Post, 26 декабря 2024 г.
Пензенская область вошла в пятерку регионов-лидеров ПФО по объему застрахованных посевных площадей
|
|
Gazeta.SPb, 26 декабря 2024 г.
В России могут повысить штрафы за отсутствие полиса ОСАГО
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|