Транспорт России,
11 октября 2010 г.
Ступени успеха
1041 просмотр
У Александра Миллермана много званий: доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Российской академии транспорта, почетный строитель России. Несколько лет назад он стал лауреатом премии "Российский строительный Олимп" за вклад в развитие страхового комплекса в России и вошел в ТОП-100 наиболее профессиональных менеджеров страны. Словом, это вполне успешный человек, состоявшийся и в жизни, и в бизнесе, хорошо известный в строительной отрасли. При этом ему только что исполнилось 45 лет, и впереди еще много дел и планов. Сегодня мы беседуем с ведущим российским страховщиком строительных рисков о том, какие дороги привели его в этот бизнес и какая "страховая статистика" накопилась на жизненном пути.
- Александр Самуилович, ваш отец - заслуженный строитель, его имя занесено в летопись транспортного строительства СССР. Отец-строитель и мама, прошедшая все стройки вместе с вашим отцом. Это, вероятно, повлияло на ваш выбор профессии?
- Видя, с каким энтузиазмом работают мой отец и мама, я вдруг понял, что и мне это интересно. Когда, они работали на БАМе, два года пробыл с ними. Мне все там было вновь, начиная с особого уклада жизни и кончая тем, что люди там жили одной семьей. Но пришлось вернуться в Москву - надо было готовиться к поступлению в вуз. Когда я сказал, что хочу поступать в МИИТ, родители одобрили выбор. Родители ведь тоже заканчивали этот вуз. Я знал, что это лучший институт в той сфере, которая меня интересует, а лучший факультет в нем - "Мосты и тоннели". Был уверен, что получу хорошее образование и путевку в жизнь. А когда уже стал студентом, захотелось самому пощупать руками будущую профессию. На третьем курсе поехал на строительство Северомуйского тоннеля проходить практику. И там мне завели трудовую книжку, первая запись в ней: "проходчик тоннельного отряда № 18 "Бамтоннельстроя". После института пошел работать в ЦНИИС, и снова были командировки на БАМ, но уже в связи с научно-исследовательской работой, которая выполнялась в нашем отделении "Тоннели и метрополитены".
- Перед вами, насколько мне известно, открывались в науке блестящие перспективы. Почему же вы не остались в научно-исследовательском институте?
- Вообще удивительно, как я в начале 90-х еще удержался в науке шесть лет. Через год после прихода в ЦНИИС поступил в аспирантуру, работал над кандидатской диссертацией. За это время объехал почти все тоннели и строящиеся метрополитены в Советском Союзе. Но потом в стране все быстро начало меняться, появились большие возможности для частного бизнеса. Многие мои друзья ушли в коммерцию и стали хорошо зарабатывать. Конечно же, моя аспирантская стипендия была несопоставима с их доходами, и я здорово комплексовал по этому поводу. Хотел бросать науку. Но отец сказал: доведи дело до конца. Вот ты взялся написать диссертацию - напиши ее, иначе останется комплекс на всю жизнь, что не можешь закончить дело, которое начал. И я защитил кандидатскую диссертацию. А через несколько месяцев после этого все-таки ушел. Мои научные руководители, конечно, восприняли мой уход без особой радости - они ведь возлагали на меня определенные надежды. Но жизнь есть жизнь, она у каждого одна, и люди мудрые это поняли. По сей день с огромным уважением отношусь к руководителю отделения "Тоннели и метрополитены" Валерию Евсеевичу Меркину и Владимиру Васильевичу Чеботаеву, который руководил лабораторией, где я работал. Они мне многое дали и многому научили. Мы и сейчас встречаемся, пусть и не часто.
- А что дала вам работа в системе знаменитого Минтрансстроя?
- Это была очень хорошо организованная мощная система, в которой было продумано все, начиная от строительства и инженерно-технической мысли и кончая подготовкой кадров и продвижением по службе. Жаль, что сегодня утеряны лучшие рецепты. К сожалению, кадры сейчас куются в других условиях, не в таком количестве и не такого качества.
- Чем же они отличаются?
- Старая советская школа выстроила целую систему подготовки кадров. Тогда, как правило, никто не перескакивал через ступени. И это было заметно, когда человек оказывался на вершине карьерной лестницы. Сегодня многие ошибки происходят из-за того, что люди порой имеют мало опыта и знаний, они перескочили через 2-3 ступеньки. Да, может быть, это талантливые и умелые руководители, но тут, как в школе - не выучил главу или целый учебник, и будешь набивать шишки, делать детские ошибки, которых хорошо выученный и прошедший школу жизни человек не допустит. И это одно из главных моих наблюдений: нельзя перескакивать через ступеньки роста. Если ты - талантливый человек, ты можешь проходить эти ступеньки быстро, но нельзя перескакивать.
- Помог ли опыт, который дала вам наука и крупнейшая строительная корпорация, начать страховой бизнес?
- Безусловно. Он предопределил направленность страхового бизнеса именно в сфере строительства. Я не стал заниматься медицинским страхованием или страхованием автовладельцев, а пошел работать туда, где мог использовать свои инженерные знания.
- Компанию "Гефест" сегодня называют создателем рынка страхования строительных рисков. Быть первым всегда непросто. ЧТО было самым сложным?
- У меня было тогда еще считанное количество друзей и единомышленников, и нам казалось, что страхование - это хороший механизм для строительного рынка, но потом выяснилось, что в цивилизованной Европе все это давно применяется. Поэтому нужно просто адаптировать какие-то вещи к российской действительности. И вот это-то и оказалось самым сложным. Перечень рисков везде почти одинаков. А вот как вписать в существующую в нашей стране схему инновационный механизм страхования и включить его в смету, как должен выглядеть договор, какие условия в нем обязательно надо отразить, - эти задачи пришлось решать. И создавать правила работы на страховом рынке в строительной сфере.
- Наверное, вам пришлось пробивать бюрократические стены?
- Я вообще-то не сторонник пробивания стен, предпочитаю естественное поступательное движение, которое просто надо немного ускорить. Поэтому искали единомышленников, занимались образованием строителей, объясняли им, зачем нужен страховой полис.
- Но страхование как бизнес воспринимается в нашем обществе неоднозначно. И, в частности, из-за того, что на рынке появились страховые компании-однодневки. Как вы к этому относитесь?
- Мы всегда будем в неравных условиях с реальным бизнесом. Строитель перерезает ленточку, открывая дороги и мосты, сдает жилые дома, и счастливые люди рассказывают по телевизору, как получили ключи от новых квартир. А наши клиенты - те же строители, которым мы выплатили страховое возмещение, вряд ли об этом расскажут, поскольку надо вместе с этим признаться, что на стройке что-то произошло, а об этом мало кто любит говорить. Кроме того, страхование - это виртуальная услуга, результат которой можно ощутить, лишь получив компенсацию убытка по страховому случаю. Если этого нет, многим кажется, что страховщик ни за что взял с них деньги. Конечно, портят репутацию и псевдостраховщики, которые приходят на рынок, чтобы заработать деньги, а дальше хоть трава не расти. Это, безусловно, портит рынок. Мы боремся с этим не "точечно", а системно, пытаясь объяснить клиентам, что важна не только цена полиса. Надо вникнуть в условия договора, понять, что именно будет застраховано, какие риски войдут и каким образом будут регулироваться убытки. Но мы и свои риски стараемся минимизировать. А строителям не очень нравится то, что страховщик дотошно изучает положение дел в компании и требует, чтобы на стройке соблюдались правила и нормативы. Он может приехать на стройку, чтобы провести проверку. А потом дать предписание, что если нарушения не будут устранены, то убыток не будет признан страховым случаем и не будет возмещен. И хотя такой контроль никому не нравится, он мобилизует.
- Но государство недавно отказалось страховать государственные контракты в сфере строительства. С чем, на ваш взгляд, это связано?
- На мой взгляд, тут сыграла роль совокупность факторов, в том числе и недоверие. Многие бросились покупать страховые полисы, потому что они дешевле. Но если полис дешевле банковской гарантии, то неплохо было бы разобраться: почему он дешевле? Да потому, что страховщик ограничил договор определенными условиями - он отвечает не по всем обязательствам, и только в тех случаях, которые обычно происходят у добросовестных строителей. Недобросовестность не страхуется. Тут есть одна тонкость: страхование ответственности не подразумевает регресса. Если банк, выплатив деньги по своей гарантии, имеет право взыскать ту же сумму с того, за кого платил, то у страховщика такого права нет. Поэтому никто не хочет отвечать за жуликов. А наличие страхового полиса, покрывающего все риски, будет провоцировать даже честных строителей - зачем работать, если взятый мной аванс вернет страховая компания?
- Темой вашей докторской диссертации было страхование строительных рисков. Специалисты говорят, на эту тему научных работ такого масштаба еще никто в стране не писал. А что вас на это подвигло?
- Эта тема не исследована, а первым быть всегда интересно. Проблем в этой сфере много. Одна из главных - в том, что в строительных рисках нет и не будет статистики. Поскольку нет двух абсолютно одинаковых мостов, не бывает и одинаковых убытков при их строительстве, поэтому накопить представительную статистику по видам рисков - жизни не хватит. Между тем, обычно тариф рассчитывается, исходя из статистики. Поэтому задача состоит в том, чтобы смоделировать ситуацию, построить математическую модель, просчитать вероятные риски и минимизировать их. Для науки здесь работы непочатый край.
- В общем, уйдя из науки, вы к ней вернулись. У вас вышло уже более 60 научных статей и монографий, в том числе "Теория и управление рисками в страховании", "Страхование строительных рисков", "Теория и практика страхования в строительстве". Кстати, как восприняли первую вашу монографию и собираетесь ли вы писать новую?
- Многие звонили к нам в компанию и спрашивали, где раздобыть эту книгу. Практически весь тираж разошелся - разослали, раздарили, и теперь думаем переиздать ее переработанный вариант. Тема эта вызывает интерес в профессиональном сообществе. Но я не один на этом поле, есть и другие интересные авторы. О новой книге я пока не думал, но материал копится.
- Вы ведь еще и профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, читаете лекции студентам. Какие вопросы они задают, что интересует молодое поколение?
- Я читаю лекции для тех, кто получает второе высшее образование, а это люди, знающие, чего хотят. Они приходят на лекции не отбывать время, а получать знания. Вопросы задают самые разные. Например, как в компании "Гефест" решаются те или иные задачи страхования и как применить полученные знания на практике.
- А как вы думаете, ваши дети продолжат отцовское дело?
- Это им решать. Тут я солидарен со своими родителями: на детей не надо давить. Их нужно вооружить как можно большим набором знаний и умений, надо хорошо их учить и дать возможность попробовать то, на что у них силенок и желания хватит. И когда придет время, они сделают свой выбор. Моим сыновьям - одному 12 лет, другому 3,5 года. Старшему сыну легко дается учеба, причем все предметы, в том числе и математика. Он пробует каждый год ходить в разные кружки, заниматься спортом. И думаю, к выбору профессии подойдет осознанно.
- А что для вас вообще главное и в жизни, и в бизнесе?
- Тут в несколько слов не уложишься, у меня много чего главного. Важен, например, результат, но не любой ценой. Полагаю, что он хорош тогда, когда приносит пользу и компании, и партнерам. Многие говорят, что такого не бывает, чтобы всем было хорошо. А я с этим не согласен: бывает. Вот мы видим, как развивается страхование строительных рисков. Когда компании получают выплаты по договорам в несколько сот миллионов рублей (а таких у нас уже несколько), они неплохо себя чувствуют. И государство на тех стройках, которые финансирует, имеет меньше головной боли, чем было бы без страхования. Словом, всем хорошо, в том числе и страховой компании.
- А какие планы вы строите в САО "Гефест", думаете ли расширять сферу страховой деятельности?
- Мы ее уже расширяем. Сегодня у нас есть договоры почти по всему спектру страхования. Мы страхуем полный комплекс имущественных рисков, занимаемся страхованием жизни и здоровья граждан, страхуем выезжающих за рубеж. Уход от узкой спецификации к диверсификации - почти состоявшийся факт. Принята соответствующая стратегия развития САО "Гефест", она утверждена советом директоров, который прямо поставил задачу: компания должна быть представлена в основных сегментах страхового рынка. Этим мы сейчас и занимаемся.
- А как у вас складываются отношения с председателем совета директоров Владимиром Аркадьевичем Брежневым? Он - бывший глава Минтрансстроя, человек другого поколения.
- Брежнев - уникальный человек. Несмотря на достаточно солидный возраст, он ведет активный образ жизни, У Владимира Аркадьевича есть огромный жизненный опыт, он знает досконально сферу строительства, а кроме того, у него прекрасное бизнес-чутье. Хотя он - воспитанник советской эпохи, но чувствует на уровне интуиции, опыта и знаний, как правильно поступить. В планы по развитию компании вложены и его идеи. Помню, как я, будучи руководителем тогда еще небольшой компании, докладывал ему, что мы заключили договоры с такими-то компаниями системы "Трансстроя". А он смотрел скептически и говорил: ну хорошо, ты на кэптивном рынке работаешь, а когда на большой простор выйдешь? Потом мы открыли филиал в Санкт-Петербурге и начали работать с организациями, не связанными с "Трансстроем". Доложил ему, а он говорит: когда их станет больше? И эта его постоянная неудовлетворенность воспитала и во мне желание не останавливаться на достигнутом. Я бы нигде не прошел такой личностной и профессиональной школы, как работая с ним. Мне выпал счастливый билет.
- А если заглянуть за горизонт ближайших лет: какой вы видите свою компанию?
- "Гефест" должен стать одним из серьезнейших игроков страхового рынка, у нас должны работать люди, процветающие и гордящиеся тем, что они работают именно в нашей компании. И не желающие променять ее ни на что другое. Любая компания - это ведь бизнес. Для многих, в том числе и для меня, - это еще и жизнь. А бизнес развивается по своим законам - акции акционерного общества должны расти, быть ликвидными, они должны стоить больше, чем за них когда-то заплатили, иначе это не бизнес, а хобби. Хорошо делать свой бизнес - и есть наша цель.
Редакция газеты "Транспорт России" поздравляет генерального директора САО "Гефест" Александра Миллермана с днем рождения и желает ему успеха во всех добрых делах!
Вся пресса за 11 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Лица, Игроки, Управление, Строймонтаж страхование (CMR)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|