Известия,
13 февраля 2003 г.
Из пункта А в пункт В
1105 просмотров
По оценкам специалистов, в России страхуется не более 12% грузов, перевозимых внутри страны. А реальные убытки, которые несут владельцы грузов на российских дорогах, и объемы выплаченных страховых возмещений различаются и вовсе в несколько сотен раз. Почему же наш бизнес, пускаясь в дорогу, так упорно полагается на привычный русский авось?
Страхование грузов — один из самых древних видов страховой защиты и один из самых молодых в нашей стране. Дело в том, что до 90-х годов страховались только импортные и экспортные грузы, причем занималась этим одна-единственная компания — "Ингосстрах". Все остальное, что перевозили по бескрайним просторам нашей родины, защиты не имело. Казалось бы, за 15 лет капитализма в России владельцы должны были бы приучиться заботиться о своем добре. Не приучились. Страховщики винят в этом отсутствие страховой культуры, но есть и другие причины подобного разгильдяйства. Прежде всего — призрачная надежда взыскать ущерб с экспедиторской компании, которая взялась за организацию транспорта груза, или напрямую с фирмы-перевозчика.
— Страхование ответственности перевозчика призвано в первую очередь защитить интересы перевозчика, а не грузовладельца, — считает Екатерина Юмашева, начальник отдела страхования грузов СК "Прогресс-Гарант". — Не все происшествия, которые случаются при перевозках, влекут за собой обязанность перевозчика возместить убытки. Кроме того, объем ответственности перевозчика ограничен. Сумма возмещения, которую в качестве компенсации может получить грузовладелец, меньше стоимости перевозимого груза.
Участниками процесса перевозки наряду с грузовладельцем являются экспедиторы, организующие транспортировку, и перевозчики, которые непосредственно доставляют груз. "Если что-либо произойдет с грузом, то виновным, как правило, оказывается перевозчик, и именно к нему в конечном счете обращается грузовладелец за возмещением ущерба, — рассказывает Михаил Ванников, начальник отдела страхования грузов РУКСО. — Однако перевозчик обязан возмещать ущерб не в любом случае. Например, в конвенции CMR оговаривается, что перевозчик несет ответственность за гибель, повреждение, недостачу груза либо несвоевременную его доставку только в случае доказанности его вины. При этом бремя доказательства лежит на потерпевшей стороне. Поэтому максимально полная страховая защита обеспечивается при сочетании страхования самого груза непосредственно его владельцем, страхования ответственности перевозчика и страхования ответственности экспедитора".
Большинство российских страховых компаний работает на условиях, подобных классическим международным полисам страхования грузов: "с ответственностью за все риски", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" и "с ответственностью за частную аварию". Как видно из названия первой схемы, здесь страхуются все риски, кроме стандартных исключений (война, забастовки, радиация). "Таким образом, это покрытие, казалось бы, является самым оптимальным, т.к. наиболее полно защищает груз, — отмечает Андрей Грецкий, руководитель департамента страхования грузов и автомобильных перевозчиков Страхового дома ВСК. — Но здесь нужно учитывать как технологические аспекты перевозки того или иного груза, так и экономическую целесообразность использования наиболее широкого страхового покрытия. Заранее практически невозможно сказать точно, какой набор страхуемых рисков позволяет наиболее полно защитить груз. Необходимо точно знать все условия перевозки этого груза, и лишь тогда можно сказать, какое страховое покрытие оптимально".
Непросто выбрать не только оптимальную схему страхования, но и оптимальный тариф. Сегодня стоимость полиса "с ответственностью за все риски" составляет 0,1-0,4% от стоимости груза. "Причем величина тарифов зависит от факторов, влияющих на степень величины риска: стоимость груза, вид транспорта, опасность маршрута, упаковка и характер груза, — рассказывает Алексей Косенков, начальник отдела страхования грузов компании "Нефтеполис". — Нередко предприниматели прельщаются демпинговыми ставками, а в случае убытка зачастую получают отказ в выплате страхового возмещения".
Ряд факторов способен существенно снизить тарифы страхования. "Например, наличие охраны, история убытков, профессиональный перевозчик, надежная экспедиторская фирма, большой объем поставок, длительное время сотрудничества владельца груза со страховой компанией и, конечно, франшиза", — перечисляет Сергей Атаманюк, заместитель генерального директора СК "Природа". Но если уж говорить о наиболее оптимальной форме защиты груза, то все страховщики отмечают преимущества т.н. генерального договора, который позволяет обеспечить страховую защиту не конкретному грузу на конкретный рейс, а всему объему грузоперевозок компании на определенный срок.
"По окончании этого срока в компанию представляется отчет о совершенных перевозках (бордеро), — разъясняет Андрей Турков, заместитель начальника отдела страхования грузов ОСАО "Россия". — На основании этой информации специалисты компании рассчитывают страховую премию. Данная схема прежде всего позволяет упростить оборот документации между страхователем и страховщиком. При подписании генерального договора клиент получает скидку до 20%. Например, по разовому полису страховая ставка составляет 0,35%, а по генеральному полису — 0,28%".
Однако не все грузы компании страхуют одинаково охотно. "Сложности всегда возникают при перевозках насыпных грузов, нефти и нефтепродуктов, — отмечает Светлана Сидорова, заместитель руководителя управления страхования имущества и ответственности компании "ГУТА-Страхование". — Основные риски перевоза песка, угля, зерна, металла навалом, гравия и большинства сырьевых товаров связаны с разницей в весе при отправлении и получении. Чаще проблемы возникают при экспортных перевозках, так как допуск точности применяемых обычно в России вагонных весов нельзя сравнивать с допуском точности весов за рубежом. В случае с нефтью и ее продуктами также возникают недоливы при их перекачке из транспортных средств в терминалы. Кроме того, для светлых нефтепродуктов недопустимо загрязнение или разбавление водой. В России довольно рискованно перевозить замороженные продукты: эксплуатируемая у нас рефрижераторная техника сильно устарела, в результате чего постоянно возникают перепады температуры".
Заметим, что в стоимость полиса страхования груза входит и ряд дополнительных услуг. Например, юридическая поддержка в судебных разбирательствах с транспортниками, помощь в выборе оптимального маршрута и средства транспортировки груза. Крупные страховые компании обладают сетью аварийных комиссаров, которые, расследуя страховой случай, оценивают ущерб и ведут поиск груза по всей стране. Учитывая высокий риск хищения груза при автоперевозках, в перечень дополнительных услуг часто включается и пломбирование груза.
Мнение
— Какие опасности владельцы груза недооценивают? В чем российская специфика риска при перевозках?
Алексей Пуреховский, заместитель начальника отдела управления страхования грузов «Ингосстраха»: — Обычно при перевозках по России грузовладельцы не страхуют груз вообще. Хотя степень риска остается достаточно высокой. В первую очередь это относится к автомобильным перевозкам. На дорогах России происходит значительное количество столкновений транспортных средств, крушений автомашин и других ДТП, в которых повреждается или гибнет перевозимый груз. По-прежнему велико число краж как при транспортировке, так и в момент погрузки-выгрузки груза. В прошлом году в нашей компании было несколько случаев хищения груза путем грабежа и даже вооруженного разбойного нападения. Нередки случаи хищения груза с использованием поддельных документов.
Людмила Андронова, заместитель начальника управления страхования грузов САК «Энергогарант»:
— Как правило, недооценивается риск потери товарного вида груза, тогда как на Западе данный риск часто входит в стандартный пакет. Также недостаточно уделяют внимание риску «бой», так как распространено мнение, что товар, упакованный в заводских условиях, надежно защищен от повреждений в результате тряски, погрузки-разгрузки и т.п. Но, как показывает практика, грузы, упакованные за рубежом, не рассчитаны на транспортировку по российским дорогам, в результате чего грузополучатель часто получает товар поврежденным.
Сергей Ивлев, начальник управления страхования судов и грузов «Группы Ренессанс Страхование»:
— Я не думаю, что в России существует какая-либо особая специфика риска при грузоперевозках, так как зло интернационально, в частности, халатность, небрежность и т.п. Конечно, у нас хуже дороги, чем в Европе, но лучше, чем, например, в Индии. Возможно, более небрежные грузчики, чем в Америке, но более квалифицированные, чем, например, в Нигерии. Что касается грузовладельцев, то они недооценивают не какие-либо особые риски, а сам фактор страхования. Все на авось. И экономя значительно меньшие деньги, достаточно часто теряют сразу много.
Вера Логинова, исполнительный директор «Столичного страхового общества»:
— В первую очередь недооцениваются крупные риски, связанные, например. с катастрофами или стихийными бедствиями. Российская специфика выражается в основном в том, что огромную роль играют неформальные отношения страховщика и страхователя, а также грузовладельца, экспедитора и грузоперевозчика. Также в большинстве случаев отсутствуют надлежащее наблюдение за погрузкой-разгрузкой груза и охрана.
Павел Иванушко, генеральный директор СК «Отечество»:
— Высок риск не получить компенсацию от перевозчиков, виновных в страховом случае, даже при их доказанной вине и после вынесения решения суда. Особенно это касается случаев, произошедших по вине железной дороги.
Михаил Ванников, начальник отдела страхования грузов «РУКСО»:
— К российской специфике при грузоперевозках можно отнести тот факт, что сами грузовладельцы, не желая платить полностью таможенные пошлины, занижают стоимость груза в сопроводительных документах и тем самым лишают себя возможности получить возмещение ущерба в полном объеме.
САВИН А. Стетья приведена без таблицы «Тарифы по страхованию грузов при перевозках в пределах России».
Вся пресса за 13 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Общественное мнение, Тарифы, Игроки, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
|
Сибдепо, Кемерово, 29 ноября 2024 г.
В следующем году 100 млн россиян смогут бесплатно обратиться к врачу
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|