Эксперт,
11 февраля 2003 г.
Зло и благо перестрахования 832 просмотра
Риски в перестраховании сейчас стараются размещать не в Европе и Америке, а в России, Восточной Европе и Азии. Поэтому надежность наших страховщиков очень сильно зависит от качества перестраховой защиты.
Во всем мире уже давно существует единая международная система страхования. Крупные риски не может принять на себя не то что одна страховая компания, пусть даже самая большая, но и страховой рынок целого государства. Чтобы разместить риск, по которому возможны выплаты в миллиард или в несколько сотен миллионов долларов, приходится задействовать практически все крупные международные перестраховочные организации.
В России максимальная емкость внутреннего рынка страхования — 3-5 млн долларов, и только в получении выплат по рискам на такую сумму можно быть уверенным. Собственное же удержание каждой конкретной компании, как правило, не превышает нескольких сотен тысяч долларов.
Клиент хочет застраховать, например, завод; выплаты могут составить десятки миллионов долларов, а заключает он договор со страховой организацией, которая самостоятельно может выплатить ну никак не больше миллиона долларов. Стало быть, получение возмещения гарантирует лишь то, насколько полно и качественно страховщик перестрахует риск. И вот здесь возникают проблемы.
Борьба с отмыванием денег
Есть такое поверье, что перестрахование — это инструмент безналогового перевода денег за рубеж. На первый взгляд, действительно, все так и выглядит. Предприятие страхуется от тех рисков и на такие суммы, выплаты по которым заведомо невозможны. Далее все взносы за вычетом небольших комиссионных передаются зарубежному перестраховщику, зарегистрированному в офшорной зоне. Тот вкладывает эти деньги, например, в «нужный» трастовый фонд, который через некоторое время запланированно исчезает. Такое перестрахование называется нерисковым. И оно весьма распространено среди российских предприятий, поскольку в России страховые взносы могут быть в полном объеме отнесены на себестоимость и предприятие таким образом весьма успешно избегает налогообложения своей прибыли. Но ведь все перестрахование не сводится к одному только нерисковому, не стоит забывать о нормальном, рисковом.
Как показывает практика, бороться с нерисковым перестрахованием при помощи прямых запретов бесполезно. Если «закрыть» перестрахование, например, ограничить передачу денег за границу, то экономика страны окажется вообще без страховой защиты. Власти многих государств СНГ и Балтии пытались остановить нерисковое перестрахование, а рисковое сохранить. Пока компромисса найти не удалось.
Наиболее жесткие меры предлагались в 2002 году на Украине. В начальной версии законопроекта «О налогообложении прибыли предприятий» устанавливался 15-процентный налог на все операции с компаниями-нерезидентами в рамках перестрахования. С одной стороны, это решение однозначно перекрыло бы пути нерискового перестрахования, а с другой — у предприятий, желающих построить реальную страховую защиту своего бизнеса, как минимум на 15% увеличилась бы финансовая нагрузка. Однако в окончательную версию закона, вопреки желанию Налоговой администрации, было включено упоминание о том, что налогообложению не подлежат перестраховочные операции, партнерами по которым выступают перестраховщики-нерезиденты, имеющие высокие оценки международных рейтинговых агентств, список же самих агентств будет определен в ближайшее время.
Аналогичная система уже второй год действует в Казахстане. В Латвии, где число страховых компаний ограничено, список «разрешенных» перестраховочных организаций фактически определяет местный орган страхового надзора, и список этот тоже основывается на международных рейтингах.
У данных систем есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, стопроцентно «отмывочные» компании, зарегистрированные в офшорах, действительно отсекаются. С другой стороны, это сильно ограничивает конкуренцию и сужает возможности для качественного перестрахования. По мере того как на западных рынках растут тарифы, ограничиваются условия перестрахования и уменьшается число фондов перестрахования, доступных страховщикам с постсоветского пространства, для них становится все более актуальным сотрудничать друг с другом и работать на так называемых мягких перестраховочных рынках Восточной Европы, Азии и даже Южной Америки, перестраховщики которых, за редким исключением, рейтинга не имеют. Попутно заметим, что установленное в Казахстане завышенное ограничение для российских компаний (А++ по шкале «Эксперт РА») резко сузило для казахских компаний возможности перестраховывать риски в России — на основном для них направлении перестрахования.
В России ограничения на перестрахование тоже существуют. Общая проблема для рынка — Минфин запретил размещать риски в тех компаниях, у которых здесь нет представительств. Такое ограничение не соответствует особенностям международного перестраховочного рынка и не дает возможности при крупных рисках работать с широким кругом партнеров. Сейчас в России нет возможности разместить риск в сто миллионов долларов, даже с учетом «разрешенных» иностранных перестраховщиков.
Еще одно препятствие для развития перестрахования — слишком малая доля в резервах (30%) отводится нормативными актами на перестраховщиков-нерезидентов. Поэтому логично предложение Всероссийского союза страховщиков по расширению круга «допустимых» перестраховщиков до компаний, имеющих высокие рейтинги, а также увеличение максимальной доли иностранных перестраховщиков в резервах (до 60%).
Борьба с неблагоприятной конъюнктурой
На американском, лондонском и европейском континентальном рынках страхования — рост цен. Теракты в Америке, банкротства корпораций, авиакатастрофы, беспрецедентное число стихийных бедствий привели к тому, что за последние два года по ряду рисков тарифы выросли в разы. При этом директор департамента перестрахования РОСНО Александр Гульченко прогнозирует в 2003 году продолжение роста тарифов еще в среднем на 12%, а по некоторым типам рисков — на 100 и даже на 200%. Безусловно, международные перестраховщики пытаются покрыть свои убытки всеми возможными способами, а российский рынок получается для них «крайним». Ситуация, судя по словам директора по перестрахованию компании «Транссиб Ре» Анны Фадеевой, действительно, не вселяет оптимизма: «Тарифы растут, доступные емкости сокращаются, ужесточаются условия по приоритетам, комиссиям и исключениям; те же редкие иностранцы, что готовы работать с Россией, могут столкнуться с эффектом аккумулирования ущерба». Сегодня западноевропейские компании, которые согласны принимать наши риски по приемлемым ценам, можно пересчитать по пальцам.
В последнее время стало практически невозможно разместить за рубежом отдельный риск. Поэтому на российском рынке страхования крупного бизнеса лидирующие позиции переходят к тем страховым компаниям, которым удалось купить качественную перестраховочную защиту, автоматически покрывающую все принимаемые компанией на страхование в течение года риски определенного класса (так называемую облигаторную перестраховочную защиту), и у которых под эту защиту подпадает максимальное число рисков с точки зрения как классов бизнеса, так и лимитов (см. таблицу в электронной версии материала).
Снижение на Западе интереса к российскому бизнесу уже сейчас привело к тому, что небольшие риски все чаще перестраховываются на территории России. Можно ли при этом говорить о снижении качества перестраховочной защиты? Все зависит от того, с какими перестраховщиками сотрудничает страховая компания, на каких условиях, имеют ли ее партнеры возможность передавать риски перестраховщикам-нерезидентам в рамках облигаторной перестраховочной защиты. Как считает руководитель управления по специальным и стратегическим вопросам Национальной страховой группы Никита Исаев, «образующийся вакуум зачастую заполняется дешевым российским рынком, который не всегда с этим справляется. Если раньше дела по перестраховочным выплатам, рассматриваемые в российских арбитражных судах, воспринимались страховым сообществом как недоразумения, то теперь их число неуклонно растет». Рост внутреннего спроса определяет появление на российском рынке компаний, которые «не глядя» принимают риски на перестрахование. Вот и получается: на международном рынке — рост тарифов, а в России — демпинг. Вполне вероятна такая ситуация, когда страховщик принимает от клиента риски, но далеко не все они подпадают под сформированную перестраховочную защиту. А потому клиенту, страхующему крупный риск, при выборе страховщика нелишним будет осведомиться о его перестраховочной политике.
Другие решения проблемы
Очевидный способ борьбы с дорожающими западными перестраховочными тарифами — смена рынка. Правда, перспективы этого способа оцениваются по-разному.
По мнению начальника отдела исходящего перестрахования компании «Метрополис» Юлии Уткиной, «на восточном рынке тарифы значительно дешевле, а по уровню профессионализма перестраховщики там не уступают западным, поскольку многие из них набрались опыта во время учебы и работы в Европе».
Другой позиции придерживается Александр Гульченко, считающий, что отсутствие у наших страховщиков опыта работы с компаниями Китая, Японии и Индии, в первую очередь касающегося урегулирования убытков, пока заставляет относиться к сотрудничеству с ними весьма осторожно.
«Для размещения российских рисков надо ориентироваться не на альтернативные рынки в целом, а на те компании, которые имеют высокие рейтинги. Например, на General Insurance Corporation of India или China Re. У нас были варианты работы с компаниями из Малайзии и Северной Африки, но пока еще не было времени достаточно хорошо с ними ознакомиться. Компании Восточной Европы нам интересны не только потому, что мы им можем передать риски, но и потому, что они тоже выбирают нас своими перестраховщиками, — говорит Анна Фадеева.
Еще один способ снять напряжение на рынке перестрахования — создать федеральную перестраховочную систему, которая, по мнению Александра Гульченко, ни в коем случае не должна подменить собой открытый рынок, но при этом поможет увеличить его емкость:
— На начальном этапе государству целесообразно выступить в качестве ее инициатора и учредителя. Подобная система могла бы сочетать федеральную перестраховочную компанию, гарантийные фонды, формируемые в рамках обязательных видов страхования, а также состраховочные и перестраховочные пулы, обслуживающие высокорисковые классы бизнеса, к числу которых можно отнести страхование ядерных, авиационных и террористических рисков. Таким образом, ни один успешно работающий на рынке перестраховщик не был бы исключен из процесса.
РЕШЕТИН Е.
Статья приведена без рисунков «Наиболее профессиональные российские перестраховочные организации», «Российские неспециализированные страховые организации — лидеры по принятию рисков в перестрахование», «Основные иностранные партнеры по перестрахованию».
Полная версия обзора рынка перестрахования опубликована на сайтах www.raexpert.ru и www.strahovka.info.
Вся пресса за 11 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Инструменты, Перестрахование, Рейтинги, За рубежом, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|