Экономика и время, Санкт-Петербург,
13 мая 2010 г.
В море без страха 1138 просмотров
Водные просторы — оживленный мир коммерции, спорта и активного отдыха. Наряду с крупными судоходными компаниями на водных просторах действует много судов маломерного флота. Появляются новые опасности и риски. При этом под страховой защитой оказываются далеко не все суда. Рынок морского страхования готов предложить разнообразные услуги. Но ситуация в морской индустрии может внести свои коррективы.
В марте этого года в Москве состоялось учредительное собрание Союза морских страховщиков. В заседании принимали участие полномочные представители (руководители профильных подразделений) 8 страховых компаний-учредителей. Президентом Союза морских страховщиков избран начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев ОСАО «Ингосстрах» Сергей Трубицын. Союзу предстоит, в первую очередь, решить задачи по совершенствованию морского страхования.
«Активная законотворческая деятельность в России, затрагивающая сферу морского страхования, не всегда учитывает интересы страховщиков и страхователей, международный опыт и стандарты, выработанные профессиональные принципы, — отмечает Сергей Трубицын.
Морское «плечо»
По словам Максима Шимченко, начальника Управления по страхованию морских рисков Северо-Западной дирекции РОСНО, рынок страхования маломерного водного транспорта, особенно среди физических лиц, находится в ранней стадии развития. Во-первых, количество маломерных судов на душу населения не столь велико. Во-вторых, уровень страховой культуры у потенциальных клиентов, владеющих маломерными судами, не очень высокий. О страховании своей яхты ее владелец предпочитает пока не думать, как всегда полагаясь на «авось».
Наиболее распространенные страховые случаи для маломерных судов — это пожар (в основном для катеров и гидроциклов), столкновение с другими судами, повреждение причалов при швартовке судна, посадка на мель, затопление или опрокидывание судна. Частой причиной повреждения корпуса, стационарных и подвесных моторов служат затопленные или плавающие в воде предметы, стволы деревьев и сбрасываемый в воду мусор.
Как считает Павел Евстратов, директор Центра страхования транспортных рисков компании «РОСНО», в настоящее время отечественный рынок морского страхования набрал силу. Зачастую речь идет о страховании не только морской перевозки, но перевозки в смешанном сообщении, когда к морскому «плечу» добавляется наземный транспорт.
Морской «глаз»
Если страхование коммерческого транспорта находится на среднем мировом уровне, то ситуация с малыми судами отличается. Сергей Тимошков, гендиректор Международного балтийского парусного центра, считает, что серьезная проблема — первоначальная оценка страховой стоимости. Довольно легко оценить страховые риски и стоимость судна, если яхте до 10 лет. Как оценить яхту, если ей 40–45 лет? То ли это ретро, раритет, то ли — рухлядь. В России сегодня рынка оценки яхт не существует. Это серьезный сдерживающий фактор для развития страхования малых судов. Процедура оценки дорогостоящая. Если страховая стоимость определяется только по заявлению владельца судна — увеличивается риск мошенничества.
По мнению Сергея Тимошкова, преодолеть проблему нужно введением обязательного страхования. Один из парадоксов российского законодательства в том, что яхты — недвижимое имущество. Проблема и в вопросе определения ущерба и необходимости ремонта. Нет механизма выявления виновного на воде. Если что-то произошло с малым судном на внутренних водных путях вне глубоководной системы, то никто не обязан расследовать аварию. Рассмотрение дела через суд проходит долго.
Для морских вод Кодекс торгового мореплавания предполагает расследование аварий капитанами морских портов, однако практики применения этих положений к малым судам нет.
Независимую и качественную оценку судна, ущерба и страховых рисков могут обеспечить сюрвейерские компании — организации, оценивающие имущество, принимаемое на страхование и отвечающие своим именем. Снижение страховых рисков может дать система берегового менеджмента. Сегодня то не является обязательным. Но многие владельцы дорогих яхт понимают необходимость этого: на береговых менеджеров большой спрос.
Как отмечает Сергей Тимошков, необходима помощь в развитии рынка независимых сюрвейеров для малых судов. К независимому сюрвейеру может обратиться как владелец судна для досудебного разбирательства, так и страховая компания. Важно, чтобы существовала методика определения рисков. Пока же самая лучшая оценка риска — опытный морской глаз.
Цифры и факты
Согласно отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга, к 2015 году должно появиться более 100 яхтенных стоянок, баз стоянки и обслуживания маломерных судов и гребных баз. Сейчас в городе насчитывается 50 тысяч маломерных судов, в Ленинградской области еще 60 тысяч. В Отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга значится, что государственные границы Эстонии и Финляндии морем ежегодно пересекает до 20 тысяч яхт. Петербург в 2009 году посетило 509 малых судов. Отраслевая схема предусматривает увеличение количества прибывающих яхт до 10 тысяч.
В настоящее время в Петербурге насчитывается 48 объектов базирования и обслуживания маломерного флота. На данных объектах можно разместить свыше 4,7 тысяч маломерных судов на береговой территории, около 5 тысяч единиц на прилегающей акватории. После реконструкции объектов базирования и обслуживания маломерного флота количество принимаемых судов может увеличиться на 700 единиц.
В Петербурге в 2009 году были привлечены к административной ответственности 936 судовладельцев. Прогулочные катера очень часто не соответствуют противопожарным нормам. На воде проводятся фейерверки, разжигается огонь. Кроме того, далеко не все суда имеют надежную радиосвязь, а пластиковые кресла зачастую не закреплены.
Наталия КУДРЯШОВА
Вся пресса за 13 мая 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|