Новая экономическая газета, Уфа,
21 мая 2001 г.
Не за страх, а на совесть
651 просмотр
О сегодняшнем состоянии страхового рынка республики, задачах, стоящих перед страховщиками Башкортостана, их проблемах, достижениях и недостатках мы попросили рассказать Шарипова Фандаса Сабировича — руководителя инспекции страхового надзора по Республике Башкортостан Министерства финансов РФ. В конце мая Фандас Сабирович отмечает круглую дату — 50 лет. Опытный и знающий свое дело руководитель, имеющий глубокие теоретические знания и большой практический опыт в областях права, экономики и финансов, о чем говорит награждение его нагрудным знаком «Отличник финансовой работы РФ».
«Страхование — экономическая и коммерческая операция на договорной основе, гарантирующая предоставление страховщиком комплекса предусмотренных договором услуг при наступлении страхового случая, против уплаты страхователем страхового взноса». Вышеприведенная цитата взята из учебников страхового права. В повседневной жизни мы довольно часто встречаемся с ситуациями, схожими со страхованием, а с системой социального страхования мы сталкиваемся практически ежемесячно в силу ее обязательности и привычности.
В течение последнего десятилетия в условиях перехода к рынку в Республике Башкортостан были созданы и получили заметное развитие негосударственные страховые организации, сформировались основы страхового надзора и законодательства.
На сегодняшний день сложившаяся структура страхового рынка включает страховые компании, страховых брокеров, агентов, сюрвейеров и аварийных комиссаров, учебные заведения и профессиональные объединения. На два базовых сегмента рынка — добровольное и обязательное страхование — приходится соответственно 99,15% и 0,85% общей суммы страховой премии.
В республике в настоящее время действуют 12 страховых компаний, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, и 13 филиалов, представительств страховых компаний, зарегистрированных за пределами республики.
Надо отметить, что работа страховых компаний за последние годы доказала их жизнеспособность и возможность развития страхования в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и преодоления экономических и финансовых последствий кризиса августа 1998 года.
Совокупный объем страховой премии, полученной страховыми организациями в 2000 году, составил 758,64 млн руб. против 593,19 млн руб. в 1999 году.
Опережающими темпами развивается добровольное страхование, поступления от которого в 2000 году составили 752,27 млн руб.
За этот период выплаты страхового возмещения и страховых сумм составили 622,36 млн руб.
Башкирский рынок характеризуется плавным сокращением числа страховых компаний за счет мелких нежизнеспособных организаций, не располагающих достаточными финансовыми ресурсами. Продолжает действовать тенденция к усилению концентрации на страховом рынке. Так, в 2000 году 5 страховых компаний собрали 88,49% общей премии.
В компаниях-лидерах над созданием страховых продуктов работают большие коллективы профессионалов. Эти компании обладают хорошо отстроенной инфраструктурой, большим интеллектуальным и инвестиционным потенциалом, их страховые услуги практически соответствуют мировым стандартам.
Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что страхование является жизнеспособным рыночным механизмом, который доказал это за десятилетний срок развития рынка. Создана и активно действует система перестрахования рисков, как в республике, так и в России и за рубежом.
Однако, несмотря на имеющиеся благоприятные показатели, страховой рынок развит пока явно недостаточно. Целый ряд нерешенных проблем существенно тормозит его развитие.
По экспертным оценкам, все инструменты снижения рисков (страхование, социальные программы, формирование резервных и чрезвычайных фондов предприятий) покрывают не более 10% рисков, которые обычно страхуются в развитых странах. Незащищенность по основным группам рисков является серьезным дестабилизирующим фактором для переходной экономики. Это влечет за собой значительные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, по оказанию социальной поддержки гражданам, ухудшает инвестиционный климат и общие условия экономической деятельности.
Сегодня очень остро стоит проблема развития долгосрочного страхования жизни как источника инвестиционных ресурсов и механизма социальной защиты населения. Существующие правовые рамки проведения страхования не обеспечивают достаточных стимулов для того, чтобы расширить масштабы долгосрочного страхования жизни.
Одним из секторов долгосрочного страхования жизни является пенсионное страхование. Страхование дополнительной пенсии так же, как и долгосрочное страхование жизни в целом, практически не развивается. Причины связаны с отсутствием экономических стимулов для страхователей.
Недостаточными темпами развивается в республике добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств. Цель этого вида страхования — предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя — владельца автотранспортного средства, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу. Поэтому, осознавая высокую социальную значимость данного вида страхования, для создания дополнительных финансовых гарантий возмещения потерпевшим вреда, причиненного транспортным средством, Государственная Дума РФ в апреле текущего года приняла в первом чтении проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». На территории многих государств подобные правовые акты уже приняты. Во всех европейских странах подобное страхование проводится в обязательной форме, и эти страны требуют с въезжающих на их территорию транспортных средств страховые полисы или, как их называют, «зеленые карты». Сейчас не только автотуристу, но любому владельцу транспортного средства, пересекающего границу, приходится покупать такие полисы у зарубежных компаний, на что россияне тратят около одного миллиарда рублей в год.
В настоящее время в России около 30 млн транспортных средств. Согласно статистическим данным, ежегодно происходит более одного миллиона ДТП, в которых получают увечья более 200 тысяч россиян. Виновники аварий в силу своего материального положения не в состоянии возместить причиненный ими ущерб в полном объеме. Поэтому в настоящее время крайне необходимо создание эффективного правового механизма цивилизованного урегулирования обстоятельств, возникающих вследствие причинения вреда. Страховщики республики имеют достаточную квалификацию и опыт, необходимую инфраструктуру, достаточные финансовые резервы для осуществления данного вида страхования. Кроме того, для правильной правовой подготовки договора и правил обязательного страхования, проведения независимых консультаций в республике функционирует страховой брокер. Несомненно, принятие проекта закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значительно повысит социальную защищенность граждан РФ, обеспечит реальное исполнение гражданского законодательства о возмещении вреда, унифицирует российское страховое законодательство с учетом международного правового опыта, позволит увеличить доходную часть бюджета и снизит расходы системы социального страхования.
Ф. ШАРИПОВ, руководитель инспекции страхового надзора по Республике Башкортостан Министерства финансов РФ
Новая экономическая газета (г.Уфа) № 20, c.7
Вся пресса за 21 мая 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Маркетинг, Лица, Юбилей, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|