Комсомольская правда,
25 сентября 2001 г.
Страховка для «чайников» и не только 1659 просмотров
Введение в действие Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности поможет избежать конфликтных ситуаций на дорогах.
В октябре Госдума планирует во втором чтении рассмотреть Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Основные положения законопроекта изменены уже быть не могут, так что дело осталось за малым — принять поправки, которые позволят закону стать действительно эффективным и социально справедливым. Скорее всего, закон вступит в силу с начала 2003 года, но уже сейчас страховщики начинают готовиться к массовому наплыву клиентов. Но обо всем по порядку.
Зачем нужен закон и кто выиграет от его принятия?
По идее должны выиграть все участники дорожного движения. Типичная ситуация — на дороге произошла авария. Автовладельцы прекрасно знают дальнейшее развитие событий: двухчасовое ожидание сотрудника ГИБДД; разборки, сводящиеся к простому тезису «кто круче — тот невиновен»; потерпевший не может получить полагающееся ему возмещение за поврежденный автомобиль и тратит большие средства на лечение; виновник бегает по друзьям и родственникам в поисках денег.
Среди всех европейских стран подобная ситуация возможна лишь в двух — России и Армении. В остальных государствах действуют законы об обязательном страховании автогражданской ответственности (АГО), приводящие все отношения виновника аварии и пострадавшего в цивилизованные рамки. Описанная выше ситуация там будет выглядеть совсем иначе: произошла авария, стороны спокойно достают специальные приложения к страховому полису и на их обратной стороне зарисовывают ситуацию, после чего машину пострадавшего отвозят в сервис, а ему на время ремонта выделяют другой автомобиль. И главное, все финансовые вопросы решаются страховыми компаниями без непосредственного участия попавших в аварию.
Сколько должны будут платить автовладельцы и на что могут рассчитывать потерпевшие?
Согласно законопроекту, страховые компании возмещают потерпевшей в аварии стороне убыток в полном объеме, если он не превышает максимальной законодательно установленной суммы. Планируется, что максимальная сумма по причинению личного вреда составит 160 тыс. руб. на одного потерпевшего (для всех потерпевших — максимум 240 тыс. руб.), а по причинению имущественного вреда — 120 тыс. руб. на один пострадавший объект и 160 тыс. руб. по всем объектам. Убыток, превышающий установленные величины, покрывает сам виновник аварии. Однако заметим, что указанных сумм, как правило, достаточно для полного возмещения ущерба.
Окончательно тарифы будут определяться на уровне правительства или Департамента страхового надзора и будут зависеть от квалификации, стажа и «истории аварийности» каждого водителя. Так, по оценкам экспертов, разница в тарифах для молодых и опытных водителей должна составлять 2,5-3 раза. Кроме того, во втором чтении планируется принять поправку, вводящую географическую дифференциацию тарифов. Действительно, ситуация с одинаковыми тарифами для автовладельцев в Москве и сельской местности выглядела бы по меньшей мере странной. В Москве с ее пробками и дорогими иномарками на дорогах тариф должен быть в 3,5-4 раза выше, чем в регионах. Кроме того, планируются скидки инвалидам, участникам ВОВ и героям России.
На первом этапе с 1 января 2003 года, скорее всего, обязательным будет лишь страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и трудоспособности потерпевших. Стоимость такой страховки в год в Москве для опытных водителей составит 300-400 рублей. При полном вступлении закона в силу тариф, скорее всего, повысится до величины, эквивалентной 50 долларам в год. На первый взгляд это достаточно большая сумма, которая может сильно ударить по карману автовладельца.
Тем не менее надо понимать, что наличие полисов у всех участников дорожного движения даст огромный эффект: осуществляя взнос в страховую компанию по страхованию ответственности, человек фактически платит не только за то, что страховщик возместит нанесенный им в случае аварии ущерб третьим лицам, но и за то, чтобы быть спокойным за свое здоровье, свое имущество и семью. Ущерб будет возмещен в любом случае. Либо страховщиком, чей полис имеет виновник аварии, либо специально создаваемым Федеральным автотранспортным гарантийным фондом. Фонд будет платить в трех случаях: если не найден виновник аварии, если страховщик оказался неплатежеспособным, если виновник не был застрахован (кстати, за отсутствие страховки планируется ввести штраф в 3-5 минимальных окладов).
Евгений РЕШЕТИН, рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Мнение экспертов
— Сколько ориентировочно будет стоить полис обязательного страхования автогражданской ответственности?
Владимир Новиков, заместитель генерального директора Военно-страховой компании (ВСК):
— В законопроекте оговариваются 4 основные группы факторов, влияющих на поправочные коэффициенты к базовой ставке: территория, характер использования ТС, личностные характеристики водителя и история его аварийности. Если же говорить о самом размере базовой ставки, то тут должна быть найдена золотая середина. С одной стороны, слишком высокая ставка не устроит страхователей, а с другой — слишком низкая сведет на нет все положительные стороны проекта, так как ряд страховщиков не сможет покрывать свои выплаты за счет сборов премий. Это может привести к банкротству некоторых компаний, следовательно, механизм не будет работать. Я думаю, базовая ставка должна начинаться с уровня 55-60 долларов США за 1 год страхования.
— Каким образом планируется осуществлять выплаты страхового возмещения?
Сергей Тихонов, вице-президент Промышленно-страховой компании (ПСК):
— Механизм выплат страхового возмещения достаточно прост: основываясь на документах, подтверждающих нанесение застрахованным транспортным средством ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, страховщик определяет размер выплаты и производит страховое возмещение. Причем имущество третьих лиц — необязательно автомобиль. Страховые компании стремятся по тривиальным случаям, которых абсолютное большинство, платить возмещение немедленно. Это в их интересах, потому что срок исполнения обязательств — один из важнейших показателей сервиса. В конкурентной борьбе за страхователя победит тот, кто предложит ему лучший сервис.
Другое дело, когда придется получать возмещение из Гарантийного фонда. Выплата все равно будет произведена, однако временной лаг будет больше, так как оттуда деньги будут выдаваться в трех случаях: если страховщик, выдавший полис, утратил платежеспособность (но с учетом отбора страховых компаний таких случаев должно быть крайне мало); если неизвестен виновник ДТП и если виновник ДТП не застрахован. Последние варианты, на мой взгляд, будут преобладать, но сообща в интересах пострадавших мы решим и эту проблему.
— Как будет осуществляться прием страховых взносов и техосмотр автотранспорта?
Марина Шальнева, заместитель начальника управления страхования имущества САК Энергогарант:
— Конечно, мы должны будем упростить порядок оформления полисов, предложить дополнительные доступные формы оплаты. Клиенты смогут производить оплату как в наличной, так и в безналичной форме, например, через отделения Сбербанка. Новый клиент, впервые решивший воспользоваться услугами страховой компании, вероятно, захочет лично приехать в офис или хотя бы поговорить с агентом. Впоследствии пролонгация страхового полиса должна производиться почти автоматически, и, конечно, услуги Сбербанка здесь незаменимы. Дополнительный техосмотр автомобилей при оформлении полиса ГО не потребуется. Клиенту достаточно предъявить стандартное свидетельство о прохождении ТС технического осмотра, выданное ГИБДД.
Вся пресса за 25 сентября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Маркетинг, Выплаты, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|