Компания,
22 ноября 2010 г.
Вcе для людей? 1203 просмотра
Основная идея введения прямого возмещения ущерба для страховщиков заключается в предоставлении более качественного сервиса страхователям, тем самым удерживаются действующие и привлекаются новые клиенты. Именно так работает система в европейских странах. Но российские страховые компании в очередной раз демонстрируют: мы, как всегда, идем другим путем.
Хотеть как лучше
Прямое возмещение убытков (ПВУ) - это возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, у которого с потерпевшим заключен договор ОСАГО. И если при традиционном урегулировании дорожно-транспортного происшествия страхователь обращается к страховщику виновника ДТП, то сейчас он может получать возмещение ущерба в "своей" компании. То есть клиенту страховой компании (СК) неважно, как и каким образом ему обеспечат обещанный уровень сервиса.
Тем не менее, схема работы относительно нового для отечественного страхового рынка механизма не может не вызывать интереса. Схема взаиморасчетов между страховщиками сегодня строится таким образом, что страховщик потерпевшей стороны возмещает своему клиенту ущерб в полном объеме (в пределах страховой суммы, разумеется), а затем выставляет требование о выплате страховщику причинителя вреда. Требование это выставляется на фиксированную сумму, определенную так называемым соглашением о ПВУ. Казалось бы, простая и понятная схема.
Делать как всегда
На практике оказалось, что в плане ПВУ ряд компаний резко в плюсе, а ряд - резко в минусе, считают эксперты страхового рынка. Анализ ситуации выявляет манипулирование "фиксами": клиенту платится заведомо меньшая сумма, а от "ответственного" страховщика получается "фикс" в большем размере. Более того, практикующие это СК стараются максимально занизить выплату клиенту. Разница выплат по ОСАГО в системе ПВУ и вне этой системы достигает у некоторых 50%, а это уже ведет к дискредитации не только ПВУ, но и ОСАГО в целом.
В наименее благоприятном положении оказываются страховщики, в портфеле которых преобладают страховки на дорогие автомобили. Ведь фиксированные суммы выплат по ПВУ рассчитаны исходя из средних размеров выплат, осуществляемых всеми компаниями. Страховщик, у которого преобладают договоры страхования дорогих машин, вынужден платить больше и в рамках ПВУ, а получает он при этом столько же, сколько СК, выплатившая возмещение по дешевому автомобилю. Нетрудно догадаться, что для последнего такая ситуация становится источником дополнительной прибыли.
Новые селекционеры
Оказывается, для получения доходов достаточно проводить "селекцию убытков". Можно выделить несколько ее типов. Например, СК может легко и непринужденно осуществлять выплату, если размер ущерба меньше фиксированной суммы, и под любым предлогом отказываться платить, если размер убытка больше. При заявлении же крупного убытка СК быстро выплачивает неоспариваемую часть, составляющую значительно меньшую сумму, чем размер фиксированной суммы, а все остальное выплачивает только по судебному решению. Расчет таких СК прост: чем больше мелких выплат осуществит компания, тем выше ее финансовый результат, так как фиксированную сумму от каждой выплаты страховщик получает независимо от размера этой выплаты. Но даже крупные участники рынка пока недооценивают масштаб происходящего или не хотят оценить его объективно. "Мы не можем сказать, что сталкиваемся с массовой селекцией убытков, - говорит замгенерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. - Если нам и приходится сталкиваться с умышленным манипулированием, то это относится к компаниям, которые не делают погоды на рынке. Такие проявления есть, но они нас не очень беспокоят.
Бороться с ними административным путем не очень эффективно. Есть более простые способы - сделать ПВУ безальтернативным, чтобы не было возможности манипулировать: "этому хочу, этому не хочу". Как только это становится обязательным для всех, тут же исчезает возможность что-то нахимичить. Это решение предусматривает наибольший эффект".
Но статистика опровергает это утверждение. Так, средняя сумма выплат по рынку по ПВУ (данные за период с марта 2009-го по конец октября 2010-го) составляет 19 402 руб. Однако некоторым СК удается "экономить". Средняя сумма выплат по ПВУ у ЗАО "МАКС" - 14 559 руб., у РОСНО - 17 966 руб., у "Росгосстраха" - 18 039 руб., у "РЕСО-Гарантия" - 19 282 руб., в то время как у "Ренессанс Страхование" - 25 857 руб., у СОГАЗа - 25 199 руб., у "Ингосстраха" - 24 836 руб. Комментарии по поводу происходящего от Российского союза автостраховщиков (РСА) и от лидера по ОСАГО - компании "Росгосстрах" получить не удалось.
Кто крайний?
Клиент! Поверив громким рекламным обещаниям (выплаты по ОСАГО за 5-7 дней!), на практике он сталкивается с реальностью, в которой его интересы стоят на последнем месте. Например, при небольшой сумме ущерба страховщик причинителя вреда отказывается акцептовать заявку, используя всевозможные предлоги, по преимуществу формальные. Пострадавший вынужден идти по традиционному пути, теряя все те плюсы, на которые рассчитывал при заключении договора.
Если же убыток большой, то пострадавшему, как правило, приходится сталкиваться с отказами как со стороны "его" страховщика, так и со стороны СК причинителя вреда.
Примечательно, что профильные министерства до сих пор не удосужились разработать нормативные документы, определяющие порядок расчета стоимости восстановительных работ. Понятно, что в результате долгих мытарств пострадавшему будет предложена минимальная из возможных выплат. Ему очень повезет, если одна из страховых компаний окажется добропорядочной, тем более что такие СК на российском рынке автострахования имеются. Правда, получается так, что именно они больше всего теряют в результате действий менее щепетильных коллег.
Теряют все
Итогом политики, при которой бремя выплат старательно перекладывается на крупные добросовестные компании, а также на клиентов, стало то, что средняя выплата в рамках ПВУ на 25-40% ниже, чем обычная выплата, осуществленная в рамках традиционного урегулирования. То есть, декларируя защиту интересов клиента и повышение качества обслуживания, страховщики добиваются прямо противоположного эффекта. Выяснить, кто из страховщиков балуется с ПВУ, несложно. Достаточно обратиться к статистическим данным по осуществлению выплат. Такая статистика есть, в частности, у РСА. Так вот, компании, средний размер выплат которых существенно снизился после введения ПВУ, можно с уверенностью заносить в список подозрительных. Кстати, среди них встречаются и крупные страховщики, лидеры рынка. Нетрудно догадаться, что такая практика способна окончательно дискредитировать систему ПВУ. Увлечение одних участников рынка вышеописанными селекционными схемами грозит вызвать адекватный ответ со стороны добросовестных игроков. А это значит, что итогом всеобщих игр в "оптимизацию расходов по ПВУ" наверняка станет практически полное игнорирование интересов клиента.
Ирина ЗАЙЦЕВА
Вся пресса за 22 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|