Компания,
22 ноября 2010 г.
Онэксим тур 1106 просмотров
Проблемы, возникшие на прошлой неделе у "Капитал Тур", грозили обернуться не только срывом новогодних отпусков у клиентов компании, но и масштабным переделом рынка. Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны: туроператора купили структуры Михаила Прохорова. Однако эксперты предупреждают, что репутации "Капитал Тур" был нанесен серьезный ущерб, и новому собственнику придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть ей "лицо".
***
Шило не утаишь
Туристический рынок лихорадит, признался в середине прошлой недели один из владельцев крупной турфирмы. Впервые в истории отечественного турбизнеса компания с оборотом 16,1 млрд руб. оказалась на грани банкротства. В случае если бы компания свернула свой бизнес, лимита страхования ее гражданской ответственности, который установлен на уровне 100 млн руб., на всех точно не хватило бы. "При средней стоимости тура около 30 000 руб. на возмещение вправе рассчитывать чуть более 3000 человек (на данный момент фирма продала, по различным оценкам, от 20 000 до 50 000 туров. - Прим. "Ко")", - отмечает представитель страховой компании. "Пока к нам не обратился ни один действительно пострадавший от данной ситуации", - заявил руководитель пресс-службы СК "Инногарант" (страховщик гражданской ответственности "Капитал Тур") Александр Кремер. Он уточнил, что общая страховая сумма составляет 190 млн руб. Но этого все равно крайне мало для компенсации всех потенциальных потерь клиентов компании. "Если компания окажется неспособной продолжить деятельность, отдых ее клиентов, в том числе и в период новогодних праздников, окажется сорван. Это будет означать крах не только самого туроператора, но и многих его розничных партнеров-турагентов, которым будут предъявлены претензии", - рисовала мрачную перспективу Татьяна Федоскина. При этом генеральный директор туристической компании "Дельфин" Сергей Ромашкин напоминает, что первые слухи о неустойчивости финансового положения "Капитал Тур" появились еще в 2008 году. "Шило в мешке не утаишь: можно предположить, что проблемы начались давно, но руководство их каким-то образом решало", - отмечает эксперт. Участники рынка видят основные проблемы компании в ее агрессивном росте: она продавала дешевый продукт с очень низкой доходностью, зачастую - дешевле себестоимости. Фактически речь идет о демпинге, благодаря которому "Капитал Тур" стремился увеличить долю рынка. "Руководство вело рискованную и длинную по времени демпинговую кампанию", - подтверждает Сергей Ромашкин. Почему проблемы стали достоянием гласности только сейчас? Дело в том, что туристический бизнес сильно отличается от других отраслей, например от продуктового ритейла, в первую очередь тем, что туроператоры, как банки, берут деньги вперед. То есть крупные туроператоры накапливают банковские риски, не являясь банками по сути. "Как говорят, маленький долг - проблема должника, большой долг - проблема кредитора. Я склоняюсь к тому, что, скорее всего, банки потребуют с "Капитал Тур" возврата", - говорил о будущем бизнеса "Капитал Тур" Сергей Ромашкин. При этом мало кто верил в то, что "Капитал Тур" удастся самостоятельно поправить положение: туристы и агентства фирме уже не доверяют. "Их билеты на Новый год продают другим туроператорам", - рассказал на условиях анонимности руководитель крупного туристического агентства.
Кроме банков-кредиторов, "Капитал Тур" должен еще заплатить своим зарубежным партнерам, в первую очередь отелям. Так, по данным участников рынка, компания не рассчиталась за размещение туристов с некоторыми зарубежными хотельерами еще за прошлый, 2009 год. "В нашем бизнесе мы можем ведь кредитоваться не только за счет туристов, но и за счет партнеров, не выплачивая им сразу за размещение, - это нормальная и хорошая для нас практика. Поэтому, скорее всего, если они ("Капитал Тур". - Прим. "Ко") действительно должны 1,3 млрд руб. девяти банкам, их реальная задолженность значительно больше", - констатирует Сергей Ромашкин. У "Капитал Тур", по неподтвержденным данным, имеются также существенные долговые обязательства перед "Аэрофлотом", правда, выяснить их размер не удалось. "Мне жаловался один региональный туроператор, что им сложно работать с "Капитал Тур" на индийском рынке, поскольку выплаты от компании постоянно задерживались, оператор завинчивал гайки. Поэтому сейчас этот региональный оператор работает с "Капитал Тур" только по предоплате", - рассказывает Сергей Ромашкин.
Пошли по наклонной
Несмотря на то что МФК фактически спас "Капитал Тур" от банкротства, но, как говорится в известном анекдоте, вилки мы нашли, а осадок-то остался. Под удар попали не только клиенты туроператора, которым изрядно потрепали нервы, но и партнеры компании, и даже другие крупные участники рынка. Эксперты прогнозируют, какие выводы могут сделать чиновники для предотвращения подобных "историй" в будущем. Например, государство в разы может повысить размер финансовых гарантий для туроператоров. "Вопрос о пересмотре системы страхования ответственности может быть поднят, потому что совершенно очевидно, что, если бы события развивались по худшему сценарию и не вмешался МФК, существующая система страхования с ситуацией справиться бы не смогла. Действующий на данный момент закон не учитывает возможности существования такого годового оборота. Верхняя планка на данный момент 100 млн руб. для операторов с выручкой свыше 300 млн руб. в год, а речь идет о миллиардах", - соглашается Татьяна Федоскина. "Если бы произошло столь крупное банкротство, оно могло бы стать сигналом к необходимости изменения требований к страхованию. Однако при действующей модели страхования с такой ситуацией и страховщик может не справиться. Потребуются кардинальные изменения, и иного пути, как формирование профобъединения страховщиков и создание компенсационного фонда, я не вижу", - добавляет руководитель дирекции развития страхования ЗАО "МАКС" Светлана Гусар. Повышение размера финансовых гарантий приведет к глобальному переделу всего туристического рынка страны, предупреждают его участники. "Масштабное повышение фингарантий без учета дифференциации компаний по размерам их деятельности может привести к уходу с рынка многих игроков", - предостерегает Дмитрий Даниленко. "Тяжелее всего с этим будет справиться небольшим узкоспециализированным компаниям, которые, кстати, часто предлагают довольно высокого качества продукт - как большие специалисты в своей узкой области. Средние компании, крепко стоящие на ногах, вряд ли уйдут с рынка, скорее, объединят усилия с коллегами", - добавляет Татьяна Федоскина. В любом случае, все без исключения опрошенные "Ко" эксперты уверены, что ситуация с "Капитал Тур" является прецедентом, за которым последуют изменения правил игры на профильном рынке.
Максим ЛОГВИНОВ, Анастасия МАРКИНА (с сокращениями)
Вся пресса за 22 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|