"ФК-Новости" перепечатывают недавнюю статью из "Независимой газеты" (http://www.insur-today.ru/press/5837), посвященную рынку страхования грузов.
ФК-Новости,
16 августа 2004 г.
Российские страховщики не надеются выйти на запад. [К 2016 году объем рынка страхования грузов в России может достичь одного миллиарда долларов] 942 просмотра
МОСКВА, 16 августа. /"ФК-Новости"/. Один из древнейших, классических видов страхования, существовавших в нашей стране еще в дореволюционные времена – это страхование грузов. Как говорит старший специалист Управления страхования судов и грузов компании "Ренессанс Страхование" Нелли Горягина, история страхования грузов в нашей стране очень продолжительна: "Оно было и при СССР, существовало и во времена переходного периода от социализма к капитализму, существует и сейчас. Еще во времена Советского Союза все экспортно-импортные перевозки страховались так, как это диктовалось условиями договоров поставки.
Сейчас также практически все экспортируемые и импортируемые грузы страхуются, и здесь речь идет не о развитии, а об уже давно сложившейся практике. Что касается внутренних перевозок – этот рынок уже давно развивается и постоянно набирает темпы. Объемы по страхованию внутренних перевозок растут, а потерять груз на просторах России гораздо проще, чем в Европе". Начальник Управления страхования морских рисков СК "Прогресс-Гарант" Артем Ушаков отмечает, что при страховании грузов, связанных с российским интересом или перевозящимся по территории России, российские страховщики более компетентны, чем их иностранные коллеги, поскольку более четко знают нормативную базу, менталитет и взаимоотношения участников транспортного процесса.
Например, при работе с российскими страховщиками отсутствие коммерческого акта при наступлении убытка не является основанием отказа в возмещении убытка, если выполнены инструкции страховщика, поскольку понятно, что станция или аэропорт назначения могут и не выдать коммерческий акт, а вот как поведет себя в этих условиях иностранный страховщик – неизвестно. В то же время пользоваться зарубежным опытом, безусловно, нужно.
По словам Нелли Горягиной, российским страховщикам постоянно приходится в своей ежедневной практике обращаться к первоисточнику – оговоркам Института лондонских страховщиков. Например, "Ренессанс Страхование" может застраховать груз и на условиях лондонских оговорок. Но не всегда то, что применимо в Европе, может прижиться в условиях "дикого капитализма" в России. Особенно это заметно при урегулировании претензий (разное законодательство – разные подходы к рассмотрению убытков). Кроме того, как говорит Нелли Горягина, многие западные страховщики предпочитают участок пути при перевозке груза по просторам бывшего СССР отдавать на страхование в местные компании, поскольку по их меркам риск страхового случая достаточно велик.
Действительно, как говорит заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании "Ингосстрах" Игорь Суриков, в области страхования грузов наибольший удельный вес занимает страхование экспортно-импортных операций: "Так сложилось исторически. Страхование грузоперевозок всегда было частью внешнеторговых контрактов. Внутри российские перевозки страхуются меньше по той причине, что в нашей стране пока нет должного уровня страховой культуры. К тому же в договорах между российскими компаниями в отличие от внешнеторговых не заложен пункт о страховании груза, поэтому ни продавец, ни покупатель не обязаны страховать свои перевозки. По оценкам некоторых экспертов, страхуются не более 10% грузоперевозок".
Между тем можно сказать, что рынок страхования грузов в нашей стране развивается довольно активно. По данным исследований, проведенных страховой компанией "ПАРИ", в период с 1994 по 1998 год среднегодовой темп развития рынка страхования грузов был высоким – 37%. Как отмечает заместитель генерального директора "ПАРИ" Ирина Чумак, к году дефолта (1998) рынок отечественного страхования грузов составил около 210 млн. долл. В постдефолтовский период с 1999 по 2002 год рынок вырос более чем вдвое – до 440 млн. долл., но темп роста замедлялся, составив в среднем 13%. "Ожидается, что в период до 2016 года рынок будет медленно, но устойчиво расти в среднем на 6% в год, а объем рынка достигнет 1 млрд. долларов. При этом доля этой отрасли на рынке страховых услуг составит 1,3 %", – прогнозирует Ирина Чумак.
Как же ведет себя спрос в настоящее время? "Если раньше люди не хотели тратить дополнительные деньги на страховку, даже если они совсем небольшие, то сейчас владельцы груза, ответственные за него, не хотят потерять и 500 рублей, в случае если что-то произойдет с грузом. Также уже многие владельцы груза убедились, что не всегда перевозчик, ответственный за транспортировку груза, несет по законодательству ответственность за его потерю или повреждение. А даже если он и виновен, то у него этих денег может и не оказаться.
Хочется надеяться, что в ближайшее время страхование грузов для наших соотечественников станет не обязанностью, а необходимостью, как это уже давно сложилось в мировой практике", – говорит Нелли Горягина. Если же говорить о возможности выхода на международный рынок российских страховщиков, то стоит признать, что это очень отдаленная перспектива, так как наши компании на сегодняшний момент очень малы по сравнению с их западными конкурентами. По словам Нелли Горягиной, если проводить аналогию с банками, то: "Как нашим банкам еще далеко до западных, так и нашим страховым компаниям далеко до своих зарубежных конкурентов. Задача настоящего момента состоит в том, чтобы удержать позиции на внутреннем рынке, ведь выход западных страховщиков на российский рынок страховых услуг уже практически состоялся".
Проблему выхода российских страховых компаний на международный рынок надо вообще рассматривать с двух сторон, считает Игорь Суриков: "Во-первых, передача рисков с российского рынка на международный существует не одно десятилетие. У российских компаний сложились прочные взаимоотношения с ведущими международными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами; во-вторых, принятие рисков с международного рынка для российских страховых компаний дело новое. Чтобы завоевать доверие надо иметь длительную прозрачную историю деятельности. И тем не менее о полномасштабном выходе на международный рынок можно говорить после освоения рынка внутреннего. А этот процесс находится почти в зачаточном состоянии".
Начальник Управления страхования морских рисков компании "Прогресс-Гарант" Артем Ушаков считает, что законодательных ограничений на страхование импортных или экспортных грузов для российских страховщиков нет, однако "российские страховщики вряд ли могут претендовать на выход на международный рынок из-за недоверия к российским страховщикам со стороны иностранных страхователей, сравнительно невысокой емкости договоров страхования и различия в законодательной базе". По прогнозу Артема Ушакова, скорее всего весь бизнес российских страховщиков будет связан с внутренним интересом, и потеснить будет можно только страховщиков из стран Балтии и СНГ.
Между тем, по мнению Артема Ушакова, рынок страхования грузов в России весьма устойчивый, поскольку потребность в страховании грузов весьма высока. "Увеличение объемов страхования грузов происходит постепенно. Значительные резервы для данного вида страхования имеются в регионах. Существенный рост объемов грузового страхования мог бы быть достигнут за счет страхования в российских страховых компаниях экспорта российской продукции, которая зачастую страхуется трейдерами в иностранных компаниях. Кроме того, когда будет реализована концепция транспортных коридоров Север–Юг, Запад–Восток, Россия начнет обрабатывать и перерабатывать транзитные грузы, и это может послужить дополнительным источником для грузового страхования", – сказал Артем Ушаков.
(По материалам "Независимой газеты").
Вся пресса за 16 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Иные виды страхования, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
14 января 2025 г.
|
|
Петербургский дневник, 14 января 2025 г.
В Петербурге более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на перевозку пассажиров легковым такси
|
|
Право.Ru, 14 января 2025 г.
ВС определит пределы страхового случая
|
|
РЕН-ТВ, 14 января 2025 г.
Воронежские мошенники заработали 2,5 млн рублей на «липовых» ДТП
|
|
Комсомольская правда-Вологда, 14 января 2025 г.
Под суд попал вологжанин, разъезжавший с поддельным ОСАГО
|
|
kazanfirst.ru, 14 января 2025 г.
Как с полисом ОМС получить бесплатную помощь в частных клиниках Казани
|
|
Вечерний Петербург, 14 января 2025 г.
Более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на работу в качестве такси
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 14 января 2025 г.
Страховые компании перечислили свердловчанам 20 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
РИА56, Оренбург, 14 января 2025 г.
Страховым компаниям могут обязать рассылку водителям об окончании срока действия ОСАГО
|
|
Волгоградская правда, 14 января 2025 г.
В Волгоградской области начнут отслеживать водителей без ОСАГО по камерам
|
|
Деловой Казахстан, 14 января 2025 г.
Европротокол: страховщики хотят увеличить лимит ущерба
|
|
НИА Федерация, 14 января 2025 г.
Финансирование программы в рамках ОМС увеличили на 500 млрд рублей
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 14 января 2025 г.
В Свердловской области объем страховых премий вырос за год в полтора раза
|
|
Владимирские новости, 14 января 2025 г.
Владимирских автомобилистов будут предупреждать об окончании срока действия ОСАГО
|
|
РБК (RBC.ru), 14 января 2025 г.
В России утвердили программу бесплатной медпомощи. Что в нее входит
|
|
Российская газета-Юг России, Ростов-на-Дону, 14 января 2025 г.
Проложили путь к полису
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в Канаде в 2024 г достигли рекордных $5,9 млрд
|
 Остальные материалы за 14 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|