Daily Journal,
30 ноября 2010 г.
Всем денег не хватит 907 просмотров
Один из крупнейших туроператоров России — «Капитал Тур» оказался на грани банкротства. Клиентам компании следует поспешить вернуть деньги, потраченные на тур: на всех не хватит. Что делать туристу в случае закрытия турфирмы, выяснял корреспондент «J».
Высокие долги по кредитам подорвали финансовое здоровье «Капитал Тура», но туроператор никуда не исчез: его руководство контактирует с туристами, надзорными органами, обществами потребителей и т. д. У большинства пострадавших есть надежда получить деньги, потраченные на тур, если не с самой турфирмы, счета которой сейчас арестованы за долги, то со страховой компании. Полис безнадежности
Пострадавшим туристам юристы рекомендуют незамедлительно обращаться в страховую компанию: ее название и адрес должны быть указаны в договоре на предоставление туристических услуг, эту же информацию можно найти на сайте Федерального агентства по туризму. К заявлению на страховую выплату нужно приложить копию паспорта и договора с турфирмой, а также подтверждающие материальный ущерб документы (счета, квитанции, путевки и т. д.).
По действующим правилам страховщик будет проводить выплаты пропорционально требованиям на дату их получения, то есть клиенты, первыми подавшие заявления, получат полную компенсацию, а остальные, возможно, смогут рассчитывать на возмещение только части уплаченной за путевку суммы. Те, кто находятся в конце очереди, могут остаться «у разбитого корыта».
Ответственность «Капитал Тур» перед клиентами застрахована компанией «Инногарант», которая также подтвердила свои обязательства перед клиентами туроператора. Находящаяся на грани банкротства турфирма, лидирующая в течение последних лет по количеству обслуживаемых путешественников, имеет полис страхования ответственности на максимальную сумму — 100 млн руб. Однако задолженность компании втрое превышает страховую сумму. «Капитал Тур» должен 8323 клиентам, полностью или частично оплатившим путевки, примерно 300 млн руб. Руководитель страховой компании «Инногарант» Виктор Калиновский полагает, что страховки может не хватить, и около 40% клиентов фирмы «Капитал Тур» может оказаться «за бортом».
Не всегда клиенты неплатежеспособного или даже уже исчезнувшего туроператора могут сразу подавать заявления страховщику. Ведь страховым случаем является невыполнение обязательств со стороны турфирмы, а по проданным новогодним и многим иным турам они еще не наступили. Даже если предположить, что туристическая компания вообще прекратила свое существование, ее клиенту нужно будет сначала дождаться даты начала путешествия и только потом требовать возмещения. Нельзя исключить, что к этому времени требовать будет уже нечего: страховой фонд обнулится.
Кроме того, стоит готовиться к подаче судебного иска, так как страховая компания возместит только прямые убытки, не включающие компенсацию морального вреда. Недополученные от страховщиков суммы нужно будет взыскивать с самого оператора, возможно — в ходе рассмотрения дела о банкротстве. Никаких дополнительных гарантий потребителям закон не предоставляет: при недостаточности имущества для возврата всех долгов конкурсный управляющий будет распределять полученные от его реализации деньги пропорционально требованиям банков-кредиторов, партнеров, туристов и т. д.
Родина ждет
Значительно более серьезные проблемы могут возникнуть у путешественников, которые на момент краха туроператора уже отправились на отдых. Например, далеко не всегда выписанный ваучер гарантирует заселение в выбранный отель. «На практике заранее даже забронированная гостиница оплачивается за день-два до начала тура, а зачастую — и "в кредит", — поясняет Светлана Прусова, директор агентства путешествий «33 удовольствия». — А если речь идет о "горящей" путевке, то оплата производится постфактум. В нормальной ситуации принимающая сторона не особо обеспокоена возможной задержкой платежа, но когда появляется информация о неплатежеспособности туроператора, предпочитает не заселять ее клиентов до получения денег. Бывают случаи, когда "под шумок" требуют предоплаты и т. д.».
Не всегда у туриста на руках есть и обратный авиабилет. Так, по путевкам компании «Капитал Тур» около 70 человек не смогли вернуться из Таиланда, 32 человека из Доминиканы, около 150 — из Египта. «Если человек улетел в другую страну без обратного билета, там он его не получит, — убеждена Наталия Сибгатулина, директор юридической фирмы «АСН». — У него практически нет других вариантов, кроме как покупать билет самостоятельно и лететь назад. Помочь может лишь страховка или наличие каких-либо документов, подтверждающих наличие взаимоотношений с местным представительством туроператора. Но действия в другой стране будут регулироваться местным законодательством. Мне видится, что защита прав в другой стране практически невозможна: там никто ничего не нарушил, российскому путешественнику не на кого жаловаться и не у кого что-либо требовать. Ведь непосредственно с туристом у принимающей стороны не было никаких договоренностей».
Встречаются и такие ситуации, когда на самолет не может сесть пассажир даже с заранее выписанным билетом: чартерные рейсы также оплачиваются за неделю до их выполнения. Но в данной ситуации путешественникам, возвращающимся на самолетах российских авиакомпаний, проще: билет является прямым договором перевозки, а права пассажира не зависят от исполнения третьим лицом (туроператором) обязанностей по его оплате. Если авиакомпания отказалась перевозить обладателей билетов, турист вправе требовать уже от нее возмещения всех материальных убытков (включая стоимость покупки другого билета, проживания в гостинице в период вынужденной задержки, питания и пр.), а также компенсации морального вреда.
Кто виноват?
Туристам компании «Капитал Тур» отчасти повезло. «Хорошо, что это случилось с компанией, руководство которой не сбежало за границу и идет на переговоры», — констатирует Дмитрий Давыденко, председатель клуба защиты прав туристов.
Что нужно сделать, чтобы такого больше не произошло? Отдельные депутаты уже не раз предлагали увеличить размер финансовых гарантий для туроператоров. Не исключено, что если страховки «Капитал Тура» не хватит на возмещение ущерба всех клиентов, этот вопрос вновь станет актуальным. Ведь логично ввести еще один лимит страховой ответственности для сверхкрупных компаний (например, 200 млн руб., если оборот достигает миллиарда) либо отказаться от такой шкалы и установить прямую процентную зависимость.
Действующий с 2008 года закон обязывает всех туроператоров иметь финансовое обеспечение — банковскую гарантию или страховой полис. Конкретный размер суммы зависит от годового оборота компаний и направлений деятельности. Например, организующие международные путешествия туроператоры с оборотом в 100 млн руб. обязаны иметь полис страхования ответственности на 30 млн руб., если оборот превышает 300 млн руб., то лимит финансового обеспечения составит 100 млн руб.
Для оперативного решения проблем находящихся за границей туристов Дмитрий Давыденко предлагает создать гарантийный фонд. «Зачастую их под автоматами не выпускают из отелей, не пускают в номера, чтобы забрать деньги из сейфа или принять душ. Больших средств для этого не надо: в Таиланде для решения проблем потребовалось около тысячи долларов. Но Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии не хотят этим заниматься. Более того, АТОР предпочла откреститься от компании «Капитал Тур», бросив таким образом и ее клиентов. Профессиональные объединения в этой ситуации себя дискредитировали», — убежден Дмитрий Давыденко.
Генеральный директор фирмы «Капитал Тур» Инна Бельтюкова надеется на продолжение работы и восстановление платежеспособности компании, обещает лично встретиться с каждым пострадавшим клиентом и возместить ему моральный вред.
Павел НЕТУПСКИЙ
Вся пресса за 30 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|