Финансовая Россия,
25 сентября 2001 г.
Страховые резервы на рынке ценных бумаг
1472 просмотра
1 января 2002 года вступит в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ. В частности, будут введены в действие новые нормы, касающиеся налогообложения дохода от операций с ценными бумагами. Известно, что страховщики размещают свои резервы в том числе на рынке ценных бумаг. Поэтому нововведения затронут практически все страховые компании, а также иные организации, работающие на рынке ценных бумаг. В связи с этим «Финансовая Россия» публикует комментарии специалиста департамента налоговой политики Министерства финансов РФ.
Одной из особенностей деятельности страховых компаний является создание страховых резервов, необходимых для обеспечения выплат при наступлении страхового события. Поэтому страховые компании заинтересованы в том, чтобы как можно более выгодно разместить эти резервы. Правилами размещения страховщиками страховых резервов предусмотрено, что стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг не должна превышать 30 процентов от суммарной величины страховых резервов и стоимость акций, облигаций также не должна превышать 30 процентов.
В этой связи особое внимание следует уделить вопросам налогообложения доходов, полученных от операций с ценными бумагами.
Следует отметить, что, на наш взгляд, глава 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, которая была принята Федеральным законом от 06.08.01 № 110-ФЗ и вступает в силу 1 января 2002 года, предусматривает достаточно либеральный порядок налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами.
Статья 280 части второй Налогового кодекса РФ устанавливает особенности в определении налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами.
Первое, на что следует обратить внимание, — это порядок определения дохода от операций с ценными бумагами, а также расхода по этим операциям. Нельзя сказать, что в этом вопросе произошли какие-то кардинальные изменения. Однако формулировка, данная в кодексе, точнее действующей в настоящее время.
Кодекс определяет, что доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Как видим из приведенной формулировки, кодекс предусматривает принятие практически всех расходов, связанных с реализацией (или иным выбытием) ценных бумаг. Таким образом, снимается вопрос о принятии для целей налогообложения таких расходов, как оплата услуг депозитариев.
При определении результата от операций с отдельными видами государственных ценных бумаг из налоговой базы может быть исключен накопленный процентный (купонный) доход.
Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).
Исходя из этой формулировки установлены особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами, которые предписывают следующее.
При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.
Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящей главой. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.
Цена на организованном рынке ценных бумаг
Для целей налогообложения рынок ценных бумаг по-прежнему делится на организованный и неорганизованный. Однако в кодексе отсутствует деление ценных бумаг на отдельные категории при принятии убытков по операциям с ценными бумагами в отличие от действующего законодательства. Немаловажное значение имеет попытка установить более четкие по сравнению с действующим законодательством границы организованного рынка ценных бумаг. Для этого определено несколько критериев.
В частности, установлено, что ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
Из приведенного определения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, особого пояснения требует понятие рыночной котировки. Нельзя сказать, что это совершенно новое понятие в нашем налоговом законодательстве. Однако только глава 25 НК РФ законодательно установила, что под рыночной котировкой ценной бумаги понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.
Таким образом, у налогоплательщика появляется право выбора той рыночной котировки, которая для него наиболее приемлема и, более того, появляется возможность в качестве рыночной котировки использовать половину суммы максимальной и минимальной цен сделок.
Принимая главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, законодатель стремился описать все возможные ситуации при определении результата от операций с ценными бумагами, а также учесть возможное отсутствие информации о рыночных ценах по той или иной ценной бумаге на дату совершения сделки.
Поэтому в кодексе сказано следующее. В отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения.
При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
Таким образом, при соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.
Цена на неорганизованном рынке
Теперь несколько слов о порядке определения доходов по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. Здесь особое внимание следует обратить на порядок определения дохода в случае, когда отсутствует информация о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам. Порядок, который предложен в кодексе, до этого никогда не применялся.
В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте.
Налоговая база
Как и в действующем законодательстве, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой может выбрать один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
1) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
2) по себестоимости последних по времени приобретений
Валентина БУЛАНЦЕВА, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой политики Минфина России
БУЛАНЦЕВА В.
Вся пресса за 25 сентября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Орелград, 23 декабря 2024 г.
С Ливенской больницы взыскали штраф за недостатки в медпомощи
|
|
Dela.ru, Красноярск, 23 декабря 2024 г.
Сколько средств ОМС приходится на одного жителя Красноярского края
|
|
Business FM Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
С 2025 года в Новосибирске ОСАГО могут начать проверять по камерам
|
22 декабря 2024 г.
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
Для каких автомобилей запчасти подорожали сильнее всего
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое страхование ответственности директоров D&O
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 22 декабря 2024 г.
Венгерский страховщик потребовал с тамбовского агрария 174 млн рублей
|
|
МК в Германии, 22 декабря 2024 г.
Германия — Грядет шок в кошельке: почему в 2025 году ваша медстраховка станет дороже
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
В России взлетят цены на ОСАГО
|
|
UzDaily.uz, 22 декабря 2024 г.
Потребителей освободят от уплаты госпошлины за иски к страховщикам
|
20 декабря 2024 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 20 декабря 2024 г.
Страховой консалтинг как способ снизить риски и затраты
|
|
Autonews.ru, 20 декабря 2024 г.
Цены падают, выплаты — растут. Что случилось с рынком ОСАГО к концу года
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Автостраховщики начали заключать договоры ОСАГО на новых территориях РФ с конца декабря 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|