Санкт-Петербургские ведомости,
1 декабря 2010 г.
В ожидании бонусов
966 просмотров
В Петербурге наступил самый напряженный для автомобилистов сезон. Теперь на заваленных снегом улицах любое неосторожное движение может привести к аварии. Проблемы автомобилистов уже восьмой год подряд разделяют страховые компании, продающие полисы ОСАГО. Игроки страхового рынка наступлению зимы тоже не рады, потому что растут их убытки по «автогражданке».
Жизнь дорожает
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за девять месяцев 2010 года заключено 27,4 млн договоров ОСАГО, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом страховщики собрали премии в объеме 68,1 млрд рублей – на 7,7% больше, чем за январь – сентябрь 2009 года. В то же время объем выплат увеличился за год на 17% – до 38,6 млрд рублей. Так что страховщики готовятся к повышению тарифов, которое может состояться уже в грядущем году.
Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости» (см. выпуск от 20.09.2010), лимиты страховых выплат клиентам, потерявшим здоровье в результате ДТП, вырастут в 2011 году до 500 тыс. рублей, а по имуществу – до 200 тыс. рублей. В связи с этим базовые тарифы поднимутся примерно на 30%.
Впрочем, лимиты будут увеличивать и дальше: в будущем году цену человеческой жизни «дотянут» до 2 млн рублей (это будет соответствовать норме по страховым случаям на авиатранспорте). Сколько будут при этом стоить полисы, в РСА сказать затрудняются. Однако, по мнению экспертов, вряд ли рост будет заметным, ведь сейчас в структуре выплат по ОСАГО компенсация вреда здоровью не превышает 2% от общей суммы.
Быстро или полностью?
В 2009 году на государственном уровне уже были предприняты попытки улучшить систему ОСАГО. Так, 1 марта прошлого года были введены две принципиально новые для рынка схемы. Во-первых, прямое возмещение убытков страховой компанией пострадавшему (ПВУ). Во-вторых – так называемый европротокол, согласно которому оформлять ДТП можно без участия сотрудников ГИБДД (при условии, что участников аварии не больше двух, между ними нет разногласий по степени виновности, а суммарный ущерб не превышает 25 тыс. рублей).
Что касается прямого возмещения убытков, то его популярность растет. По данным РСА, около 25% всех аварий урегулируется напрямую. И если в 2009 году с марта по декабрь по ПВУ было выплачено чуть более 1 млн рублей, то с января по декабрь текущего года автомобилисты получили уже 5,8 млн рублей по этой схеме. Количество отказов по выплатам при этом снизилось с 19,4% до 15,9%.
Можно ли признать инициативу удачной? Большинство экспертов так не считают. Практика показала, что схемой прямого возмещения убытков вовсю пользуются недобросовестные страховщики, значительно занижая при этом объем выплат. То есть, как правило, пострадавшему обещают выплатить ущерб быстро, но в меньшем размере. В противном случае грозят многочисленными экспертизами, а следовательно – проволочками. Таким образом, многие страхователи добровольно соглашаются на несправедливую выплату.
Возможно, проблема отчасти будет решена, ведь с 1 сентября 2010 года действует единая система оценки износа автодеталей, по которой довольно сложно рассчитывать выплаты «с потолка». Однако вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин считает, что с введения единой системы прошло слишком мало времени и она просто не успела заработать в полной мере.
К сожалению, в результате действий отдельных недобросовестных страховщиков страдают не только автомобилисты, но и их ответственные коллеги. Ведь все заниженные выплаты попадают в статистику, и страховым компаниям становится труднее доказывать государству необходимость повышения тарифов на ОСАГО.
Трудное извещение
Если прямое возмещение убытков пусть с горем пополам, но работает, то популярность европротокола среди водителей по-прежнему очень низкая. Согласно данным РСА, только 4% ДТП оформляется по «упрощенке» – несмотря на то что в более чем 80% происшествий ущерб не превышает лимит 25 тыс. рублей. В 2011 году его повысят вдвое, но вряд ли это сделает европротокол более востребованным. Причина недоверия водителей к новой схеме проста: страховые компании часто отказывают в выплатах по авариям, оформленным без участия инспекторов ДПС.
Официально 79% таких отказов связаны с некорректно оформленными извещениями о ДТП. Малейшая ошибка может быть формальной причиной для отказа платить, и было бы странно, если бы страховщики этим не пользовались. В первую очередь ситуация связана с отсутствием стандартных схем дорожно-транспортных происшествий, с помощью которых оформление аварий было бы гораздо проще. Специалисты Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения при МВД РФ такие схемы разработали уже давно, но они пока не утверждены официально и не имеют юридической силы.
Еще одна причина – низкое качество образования, которое получают слушатели наших автошкол. Во всяком случае оформление документов для страховой компании до сих пор не входит в обязательную программу обучения. Но даже если скорректировать учебный план, останутся миллионы водителей, давно имеющих удостоверения. Президент РСА Павел Бунин считает, что спасти положение могут разве что специальные обучающие передачи на федеральных телеканалах. Появятся они или нет – еще неизвестно, но в любом случае, чтобы сделать европротокол жизнеспособным, потребуется немало времени. Илья Соломатин считает, что не менее пяти лет.
Коллективная безответственность
Вышеперечисленные проблемы хоть как-то решаются. Но в автостраховании есть масса вопросов, по которым нет никаких подвижек. Так, известно, что многие автомобилисты предпочитают заключать договоры не в самой страховой компании, а у страховых брокеров. И сейчас у брокеров – большие комиссионные (от 25% до 60%), при этом они не несут никакой ответственности за выданные полисы. В США же все брокеры имеют лицензии и несут свою долю ответственности наравне со страховой компанией. Когда правила игры в отношении посредников ужесточат и в России, остается только догадываться.
Еще одна проблема – в отсутствии единой базы страхователей. Без нее невозможно ввести гибкую систему тарифов – с бонусами для аккуратных водителей и малусами (штрафами) для тех, кто постоянно попадает в аварии.
Сегодня проблемные клиенты просто не продлевают договоры и идут в другую компанию, где им как новым клиентам предоставляют бонусы и скидки. Но самое печальное – это то, что добропорядочные законопослушные автомобилисты вынуждены платить столько же, сколько их «коллеги», регулярно нарушающие Правила дорожного движения и приносящие ущерб окружающим.
Специалисты РСА работают над созданием единой базы уже давно – с 2003 года, однако дата ее «выхода в свет» до сих пор остается неизвестной. Как признается Павел Бунин, работа фактически остановилась в кризис из-за нехватки средств. По его оценкам, она будет закончена в «разумные сроки». В какие конкретно – эксперт не уточнил.
Тимофей ВОРОНИН
Вся пресса за 1 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|