Daily Journal,
26 ноября 2010 г.
Росстрахнадзор просит страховщиков объяснить впечатляющие результаты 1504 просмотра
Портфель страхования жизни в России за 9 мес. 2010 г. вырос на 34%, хотя рынок в целом увеличился на 7,3%. Глава Росстрахнадзора Александр Коваль усмотрел в этом возвращение псевдострахования - схем для увода доходов компаний от налогообложения и обещал уделить особое внимание страховщикам, демонстрирующим впечатляющие темпы роста «жизни». К их числу относится СК Allianz РОСНО, ее портфель вырос на 87%. Гендиректор компании Максим Чернин в интервью «J» разъяснил причины бурного роста.
– Насколько обоснованы подозрения Росстрахнадзора?
– Еще 5 лет назад схемное страхование действительно занимало значительную долю рынка. Но оно много лет подряд «вычищалось» усилиями Росстрахнадзора, и сегодня если где-то на рынке и осталось схемное страхование, то только в объеме, не превышающем 3–4% от премий, собираемых компаниями по страхованию жизни. Мы знаем, что Росстрахнадзор уже разослал письма ведущим страховщикам жизни с просьбой объяснить их впечатляющие результаты: некоторые увеличили сбор премий на 100% и более.
– Тем не менее страхование жизни растет как на дрожжах. В чем причины?
– Их несколько. Первая — низкая база прошлого года (в 2009 году поступления по страхованию жизни упали сразу на 19%). Вторая и очень важная — быстрый рост банковского кредитования. В третьем квартале этого года результаты банков, специализирующихся на POS-кредитовании (кредиты, выдаваемые в магазинах партнерах банка — прим. «J»), достигли докризисного уровня. Страхование заемщиков, по нашим оценкам, обеспечило рынку около 30% роста, хотя нужно отметить, что заключение договоров по страхованию жизни для получения ипотеки или другого банковского кредита сложно назвать в буквальном смысле настоящим фактором роста рынка: он находится в прямой зависимости от спроса на банковские услуги. Когда в начале кризиса объемы кредитования сократились, упало и страхование заемщиков.
Третья причина роста — оживление корпоративного страхования жизни. О всплеске говорить еще рано, но этот сегмент рынка вырос примерно на 10%. Сегодня многие компании, особенно западные, возвращаются к тенденции включения в соцпакеты сотрудников полисов страхования жизни и к таким инструментам удержания ключевых сотрудников, как накопительные программы — «золотые наручники».
Наконец, фактор, сыгравший особую роль в развитии нашей компании, — это активизация банковского канала продаж накопительного страхования жизни. Если несколько лет назад продавать «жизнь» умели только один-два банка, то теперь целый ряд кредитных организаций включили договоры накопительного страхования жизни в пакет предложений для своих клиентов с высоким доходом.
– До кризиса страховщики неоднократно пытались склонить банки к сотрудничеству, но получалось через банковские каналы продавать только ОСАГО. Что изменилось?
– После кризиса банки поменяли свое отношение к вопросу сотрудничества со страховщиками. И не только они. Например, раньше многие автосалоны отказывались с нами работать, ссылаясь на большую загруженность менеджеров, которые обслуживали огромный входящий поток клиентов, желающих приобрести автомобиль. Банки тоже едва успевали раздавать кредиты, и доходы от продаж страхования жизни, несмотря на высокую комиссию, их не особо интересовали. Но в период кризиса клиентский поток сократился, и банки начали искать инструменты для получения дополнительного вознаграждения. Мы считаем, что данное направление в перспективе будет приносить значимую долю доходов нового бизнеса.
– Если очистить портфель «жизни» от «добровольно-принудительного» банковского страхования и корпоративных «золотых наручников», какая доля останется на добровольное накопительное страхование жизни?
– В нашей компании — 86% портфеля. Но мы специализируемся именно на этом направлении. В целом по рынку на долгосрочное накопительное страхование приходится не более 35% от общих сборов по страхованию жизни. Надо отметить, что в период кризиса розничные продажи долгосрочных накопительных программ не упали и сегодня продолжают не так стремительно, но расти.
– Насколько известно, это радикально отличается от ситуации на страховых рынках Европы. Там именно накопительные программы страхования жизни в развитых странах составляют около 60% совокупного портфеля страховщиков, у нас — менее 2%. Почему такая разница?
– Причина заключается, в частности, в том, что в Восточной Европе (а в Польше, Словакии, Венгрии доля «жизни» достигает 55–60% совокупного страхового портфеля) взлет страхования жизни произошел в середине 1990-х — за счет введения ощутимых налоговых льгот и разрешения инвестиционного страхования Unit-linked (программы накопительного страхования жизни, которые допускают по желанию клиента вложение средств в ценные бумаги — прим. «J»). У нас такие программы не разрешены законодательно, а в Европе на их долю приходится около половины рынка страхования жизни. Само по себе накопительное страхование жизни ориентировано в первую очередь на долгосрочную финансовую защиту и редко может обеспечить более 7–8% годового дохода. Приобретая продукт Unit-linked, клиент вправе выбрать направление инвестирования вложенных средств (например, в консервативные, но надежные облигации или более рисковые, но и более высокодоходные акции) и тем самым обеспечить себе доходность на уровне ПИФов (но и риски соответствующие). Ключевое преимущество в том, что выгодный инструмент инвестирования сочетается со страховой защитой: если с человеком что-то случится, семья получит страховую выплату и не останется без средств к существованию.
Во время кризиса в структуре спроса, конечно, произошли изменения: вектор переместился с инвестиционных продуктов Unit-linked на традиционные программы страхования жизни, что вполне логично и соответствует тренду продаж ПИФов. Но объем страхования жизни в Европе восстанавливается быстрыми темпами. В Польше, Венгрии, Словакии рынок по итогам 6 месяцев 2010 года вырос более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост можно объяснить возвратом клиентов к тем же продуктам Unit-linked, что было вполне предсказуемо, так как фондовые рынки восстановились и пошли вверх.
– То есть развитие страхования жизни в России до европейского уровня невозможно без вмешательства государства?
– Доля страхования жизни в ВВП России еще крайне мала — 0,04% по сравнению с 7–8% в странах Западной Европы. Чтобы изменить эту ситуацию, безусловно, требуется ряд определенных инициатив со стороны государства. Во-первых, расширение линейки продуктов за счет введения Unit-linked. Во-вторых, налоговое стимулирование, в том числе введение налогового вычета для физических лиц. Ведь приобретая «длинную» страховую программу, человек обеспечивает финансовую стабильность себе и своей семье и способствует благосостоянию общества. Кроме того, важно выравнивание возможностей страховщиков и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в сфере управления пенсионными накоплениями. У НПФ сейчас гораздо больше налоговых преференций, плюс доступ к накопительной части государственных пенсионных средств.
– Каков ваш прогноз развития рынка страхования жизни в России на ближайшие 5–10 лет?
– Минфин заговорил о возможном введении налоговых льгот, что станет очень мощным импульсом в развитии страхования. Если в перспективе будут разрешены Unit-linked, рынок ожидает бум, так как страховщики смогут конкурировать с банками и другими финансовыми институтами, например управляющими компаниями. Кроме того, в ближайшее время мы ожидаем рост интереса клиентов к пенсионному страхованию в связи с рядом «открытых вопросов», которые существуют в сегодняшней программе государственного пенсионного обеспечения. При благоприятном сочетании всех этих факторов среднегодовой рост рынка может превысить 50%, и через десять лет его объем достигнет триллиона рублей (в 2009 году объем рынка составил 15,7 млрд руб. — прим. «J»). При менее оптимистичном сценарии (задержки с принятием необходимых законов, существенные ограничения действий страховщиков при работе с банками и прочее) рост будет на уровне 25–30% ежегодно.
Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 26 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|