Финансы,
24 сентября 2001 г.
Серые варианты личного страхования 1073 просмотра
Отсутствием на нашем страховом рынке классических вариантов страхования жизни вызывает вполне обоснованное беспокойство. Преобладают краткосрочные «серые» «зарплатные» схемы в различных вариантах.
Легче всего было бы просто наложить запрет на «зарплатные» схемы. Но к каким последствиям это приведет? Не уничтожим ли мы страхование жизни в России как таковое? Есть ли у нас условия для развития классических видов?
Первое свойство классических видов — долгосрочность. В США, например, 2/3 всех договоров страхования жизни — это пожизненное страхование на случай смерти. Здесь его даже называют термином «ordinary» — обычное. В Германии средний срок действия договоров страхования жизни — 30 лет. Именно длительные сроки страхования позволяют западным страховщикам иметь «резервуары миллиардов» — аккумулированные в резерве страховых взносов временно свободные денежные средства предприятий и населения и наряду с банками выступать в качестве серьезных инвесторов. На рынке ссудного капитала в США, например, кредиты, полученные от компаний страхования жизни, в три раза дороже банковских, что объясняется устойчивостью средств и возможностью долгосрочного инвестирования.
Можем ли мы гарантировать хотя бы прежние, пятилетние сроки в условиях инфляции, экономической нестабильности, неэффективности инвестиций и недоверия населения как к банкам, так и к страховым компаниям?
Следовало бы разобраться в причинах существования «серых» схем: тогда будет возможность и избавиться от них. Ведь предприятия при условии необходимости уплаты 35%-ного налога на прибыль и примерно 40% социальных начислений на фонд заработной платы идут на «зарплатные» схемы страхования, стремясь к минимизации налогового бремени.
В нашей экономической литературе в первые годы перестройки много писали о том, что западный опыт показал: если в виде налогов изымается более 1/3 прибыли, начинается процесс утаивания доходов от налогообложения. Установив высокие налоги, мы сами заставили предприятия искать обходные пути для снижения налогового бремени, ведь иначе зачастую работа предприятия становится бессмысленной, не говоря уж о том, что с разорением предприятия исчезает сама налогооблагаемая база.
Однако тот же зарубежный опыт показал, как при высоких налоговых ставках правительство в отдельных случаях может смотреть сквозь пальцы на все эти обходные пути, если в результате выигрывает и население, и государство. Известно, например, что в условиях «шведского социализма» делается упор на формирование общественных фондов потребления и с этой целью установлены высокие налоговые ставки. В таких условиях мелкие предприятия почти откровенно завышают себестоимость производимой продукции, что в подавляющем большинстве случаев не влечет за собой никаких санкций со стороны государства. Тем самым они спасаются от разорения и все-таки выплачивают определенные суммы в виде налогов. «Лучшее качество прибыли — ее количество», как сказал не модный теперь Карл Маркс, т.е. не столь важна норма прибыли, как масса прибыли.
А пример развития добровольного медицинского страхования в США показал просто прекрасные последствия существования «зарплатных» схем. При этом, как ни странно, и в Америке, и в нашей стране происходили одинаковые процессы. У нас добровольное медицинское страхование ввели в 1991 г., когда существовал закон, запрещающий рост фонда заработной платы свыше 3% в год. Предприятия сразу ухватились за «возвратный» вариант коллективного добровольного медицинского страхования. Из своей прибыли они уплачивали страховой взнос за коллектив сотрудников. На сумму взноса не производились социальные начисления. Соответствующая страховая компания обязана была организовать необходимое лечение работников предприятия. В то же время в первоначальном варианте Закона о медицинском страховании предусматривался возврат неиспользованного страхового взноса. Даже в типовом полисе была строка «возвращается сумма». Предприятия и начали интенсивно заключать возвратные договоры страхования с целью завуалированного повышения зарплаты сотрудникам. Однако через несколько лет эта практика была категорически запрещена, но породила обходные пути в виде разнообразных «серых» схем.
По свидетельству работников Американской ассоциации страхования здоровья, после войны американские предприятия в массовом масштабе тоже использовали медицинское страхование для завуалированного повышения заработной платы, поскольку в 50-е годы правительство «заморозило» фонды заработной платы предприятий. В литературных источниках открыто описываются масштабы и порядок «зарплатного» медицинского страхования. Но в условиях свободного рынка никаких запретов на эти механизмы не последовало. И население постепенно перешло от «зарплатных» схем к оплате медицинских услуг через систему добровольного страхования.
Правительство предоставило различные варианты налоговых льгот. Во-первых, суммы страховых взносов по медицинскому страхованию освобождены от взимания подоходного налога на заработную плату. В американской страховой литературе повторяется такой слоган: «Доллар, расходуемый на медицину через страхование, стал намного весомее». Разумеется, оплата лечения из своего кармана после уплаты подоходного налога ложится более тяжким грузом на работника, чем если его лечение оплачивается через медицинское страхование, поскольку страховой взнос освобожден от подоходного налога.
Работнику выгодно такое завуалированное повышение заработной платы, позволяющее осуществить даже самое дорогое лечение, которое не всегда смог бы выдержать семейный бюджет. Заметим, что в США нет бесплатного здравоохранения, за исключением систем «Медикер» и «Медикейд», предназначенных для самых старых и самых бедных.
Медицинское страхование в США — там оно называется страхованием здоровья Health Insurance — более широкое понятие, чем наше медицинское страхование, относительно молодой вид личного страхования. Оно существует с 1929 г. и было мало развито до 50-х годов, поскольку в идивидуальном варианте медицинское страхование не популярно из-за его дороговизны. Когда же предприятия стали заключать коллективные договоры страхования и сами полностью или с долевым участием производить страховые взносы, началось его интенсивное развитие.
В настоящее время в США существует очень большое количество самых разнообразных систем и условий страхования здоровья, в том числе и возвратные варианты, и предоплатные, и накопительные долгосрочные. Государство поощряет его развитие. Помимо освобождения суммы взносов от подоходного налога на работника, на коллективный взнос предприятия не производятся социальные начисления, а сам взнос изымается из налогооблагаемой базы. Тем самым государство освобождает себя от заботы о здоровье населения.
Когда у нас запретили возвратное страхование, раздавались голоса сожаления, многие говорили, что население постепенно привыкло бы к использованию добровольного медицинского страхования с целью гарантии достаточного и качественного лечения. Материалы компании «Медстрах» — первой в России компании, которая начала проводить операции добровольного медицинского страхования, — свидетельствуют о таком привыкании. Вначале предприятия вносили деньги для откровенной «обналички». Затем 1,5% взносов превратились в расходы на медицинские услуги, затем этот процент вырос до 3,6, а позднее до 7,8, теперь достиг 15%, а многие из тех, с кем «Медстрах» работал уже ряд лет, стали говорить, что вносят деньги только на лечение работников. Но население так и не успело привыкнуть и самостоятельно перейти на классические виды медицинского страхования. Возврат взносов запретили и перешли к принуждению. А принуждение сдерживает темпы развития, поскольку медицинское страхование относится к категории дорогих разновидностей из-за изначально высокой вероятности обращения населения за медицинской помощью и высокой стоимости медицинских услуг. Возникли «серые» схемы.
«Серые» схемы нельзя называть механизмом утаивания доходов от налогообложения. Это всего лишь стремление к минимизации налогового бремени, которое происходит — всегда и везде, даже и при относительно невысоких налоговых ставках, и отнюдь не является преступлением.
Американские страховщики платят государству не налог на прибыль, а 2%-ный налог на сумму собираемых взносов. Но эти 2% они взимают со страхователей. Так, в последние годы предприятия стали экономить и на этом, переходя на самострахование. Многолетняя практика работы со страховщиками дала возможность предприятиям установить, какая сумма денежных средств уходит на лечение коллектива.
Предприятия просто стали в своих бюджетах резервировать средства на лечение сотрудников, привлекая страховщика «only administration» — только для управления делами, актуарных расчетов, оформления и экспертизы исков. Попутно предприятия сохраняют контроль над фондами средств самострахования. Происходит минимизация налогового бремени при свободных рыночных отношениях.
Наш страховой рынок ждет изменения политики государства, ждет перехода от запретительной политики к поощрительной. Желательно было бы увеличить возможности включения страховых платежей в себестоимость продукции, а может быть, и разрешить в медицинском страховании возврат части неиспользованного страхового взноса. Проблема возврата взноса требует отдельного рассмотрения.
И в нашей стране, и в зарубежной страховой практике по дорогим видам страхования предусматривается возврат взносов, если не произошло основное страховое событие Так, в страховании детей и свадебном предусматривается возврат полной суммы уплаченных взносов в случае смерти ребенка, в пользу которого заключен договор страхования, в страховании дополнительной пенсии — возврат взносов или их части в случае смерти застрахованного. Существует даже понятие «возвратный аннуитет». Для этого на основе вероятности не дожить до конца срока страхования математически классическими методами исчисляется добавочная нетто-ставка, которая включается в общий тариф и создает страховой фонд, где аккумулируются денежные средства, позволяющие возвращать взносы.
Существует методика аналогичных расчетов и по добровольному медицинскому страхованию. Ее можно было бы использовать для грамотных операций с возвратом взносов.
Помимо указанного метода в зарубежном медицинском страховании, например в Германии и США, существует и еще одна методика возврата части уплаченного взноса. При расчете тарифа закладывается завышенная вероятность оказания медицинской помощи или завышенные цены на медицинские услуги. Затем при анализе элементов убыточности страховой суммы выявляется степень этого завышения по сравнению с реальными данными.
И страховая компания возвращает излишне уплаченный взнос, присоединяя к нему еще и доход от инвестиций. Таким образом, при поощрительной, а не запретительной политике вполне может быть найден общий для страховой компании и государства язык. Ведь если бы у нас было широко развито добровольное медицинское страхование, сейчас не стоял бы так остро вопрос о государственном финансировании медицины, а если бы было развито добровольное пенсионное страхование, не стоял бы так остро перед государством вопрос о необходимости повышения пенсий. Снижая нагрузку на государственный бюджет, мы одновременно решаем и проблемы государства, и проблемы населения.
Э.Т. КАГАЛОВСКАЯ, доктор экономических наук
Вся пресса за 24 сентября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Инструменты, За рубежом, Игроки, Страхование жизни, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 января 2025 г.
|
|
Российская газета онлайн, 27 января 2025 г.
Расширение тарифного коридора: в каких регионах и для каких видов транспорта изменилась стоимость ОСАГО
|
|
Nur.kz, Алматы, 27 января 2025 г.
ФСМС не сможет выполнять свои обязательства с 2031 года, заявили аудиторы
|
|
ИркутскМедиа, 27 января 2025 г.
Повышение тарифов на ОСАГО: что ждет российских водителей
|
|
Nur.kz, Алматы, 27 января 2025 г.
«Кому-то выгоден такой беспорядок»: депутаты раскритиковали систему ОСМС
|
|
ПРАЙМ, 27 января 2025 г.
ЦБ уточнит параметры времени перерывов в работе сайтов страховщиков ОСАГО
|
|
Nur.kz, Алматы, 27 января 2025 г.
Лекарства на миллионы тенге выписали переехавшим за рубеж казахстанцам
|
|
Кубанские новости, Краснодар, 27 января 2025 г.
Ещё один вид ОСАГО вырастет в цене
|
|
Хабр, 27 января 2025 г.
UnitedHealth признала утечку данных 190 млн своих клиентов
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 27 января 2025 г.
Изменения в тарифах ОСАГО: новые условия для автобусов и мотоциклов
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Депутат предложил дать возможность казахстанцам самим распоряжаться взносами ОСМС
|
|
Тамбовская жизнь, 27 января 2025 г.
На Тамбовщине стоимость ОСАГО останется на прежнем уровне
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Аймагамбетов на предложение отменить ОСМС: Это был бы популизм
|
|
МК в Челябинске, 27 января 2025 г.
В Челябинске снизился территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Какие нарушения нашли аудиторы в Фонде социального медицинского страхования
|
|
Телеинформ, Иркутск, 27 января 2025 г.
Новый коэффициент страховых тарифов для ОСАГО в Иркутске составит 1,49
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Более половины казахстанцев недовольны качеством медицинских услуг
|
|
Брянская губерния, 27 января 2025 г.
Сколько получат пассажиры такси в Брянске при ДТП
|
 Остальные материалы за 27 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|