Эксперт,
22 октября 2001 г.
Судьба «Ингосстраха»
4686 просмотров
История с продажей «Ингосстраха» вышла таинственная. В первых сообщениях покупателем назывались структуры, связанные с «Сибирским алюминием». Нет никаких сомнений в том, что произошла явная утечка информации, ибо ни одна из сторон сделки не оказалась готова ни к комментариям, ни к публичному признанию случившегося. Например, пресс-службы «Сибнефти» и «Сибирского алюминия» отреклись от своей причастности к этой истории. Впрочем, через некоторое время появилась-таки официальная информация о том, что стратегическим партнером «Ингосстраха» стал офшор Millhouse Capital — один из учредителей «Русского алюминия». Однако в самом «Русале» ситуацию прокомментировали примерно так: «Раз речь идет о партнерстве «Ингосстраха» с нашими акционерами, то к акционерам и обращайтесь».
Дефицит официальной информации о продаже «Ингосстраха» не удивителен: возможно, что это часть очень эффектной комбинации с участием одной из крупнейших в мире страховых компаний и легендарного израильского бизнесмена.
Почем нынче «Ингосстрах»
Большинство рядовых граждан на самом деле крайне плохо представляют себе, что же такое было продано. Статистика (см. таблицы 1 и 2) нам говорит, что «Ингосстрах» — лидер российского страхового рынка. На самом деле «Ингосстрах» — нечто большее.
«Ингосстрах» — это в первую очередь брэнд, хорошо узнаваемый на Западе. Вспоминает Владимир Кругляк (бывший президент «Ингосстраха», ныне глава Московской страховой компании): «Ингосстрах» в мире знают очень хорошо. В советские времена для урегулирования проблем с СССР обращались именно к нам. Мы были агентами российского правительства на Западе, мы были его лицом».
«Ингосстрах» это еще и более пятидесяти лет работы на международном рынке страхования. Это доступ к западным страховым ноу-хау, свободный выход на рынок международного перестрахования. Это связи в крупнейших мировых страховых компаниях и банках. Это доступ к маркетинговым страховым технологиям, признанным в мире наиболее эффективными и надежными.
«Ингосстрах» имеет уникально хорошую репутацию на мировом рынке страховых услуг как среди страхователей, так и среди страховщиков.
«Ингосстрах» всегда был и до сих пор остается кузницей кадров для большинства российских страховых компаний. Опыт работы компании на внутреннем рынке усердно передирают его конкуренты.
У «Ингосстраха» на момент либерализации страхового рынка был только один минус — почти полное отсутствие работы с физическими лицами. Сейчас все изменилось. В некоторых областях страхования, например в автомобильном, компания стала признанным лидером по всем позициям.
Сколько же стоит «Ингосстрах»? В российской практике сказанное выше обычно не учитывается. Самый простой и распространенный метод оценки бизнеса таков: его стоимость равна реальной чистой прибыли, которую он приносит за два-три года. Попробуем оценить таким образом «Ингосстрах». Реальную чистую прибыль компания показывала лишь во времена СССР, когда ежегодно сдавала в бюджет по 50 млн долларов. По оценкам специалистов, сейчас прибыльность этой компании находится примерно в том же диапазоне — 40-50 млн долларов. Получается, что оценка бизнеса «на пальцах» дает нам стоимость «Ингосстраха» в интервале от 80 до 150 млн долларов. По данным «Эксперта», полученным из нескольких источников, «Ингосстрах» обошелся покупателю в 70-140 млн долларов, что почти точно совпадает с простенькой оценкой.
Итак, собственники «Ингосстраха» продали бизнес по российским меркам вроде как не задешево. Однако есть и другие мнения. В истории «Ингосстраха» однажды уже была попытка продажи компании. О ней нам рассказал бывший сотрудник одного из европейских подразделений «Ингосстраха». История эта стала достоянием европейской общественности и отразилась в тамошних СМИ. Оказывается, во время акционирования «Ингосстраха», которое проводилось в 1991 году еще по советскому, а не по российскому законодательству, «Ингосстрах» оценивала уважаемая иностранная компания. Сумма оценки составила 2 млрд долларов. Именно столько была готова заплатить за «Ингосстрах» одна из западных компаний. Та сделка сорвалась. Но сумма оценки осталась.
Собственники «Ингосстраха» наверняка отдавали себе отчет в том, что продают компанию по западным меркам просто за бесценок. Тем не менее они все же пошли на этот шаг. Ситуация эта до боли напоминает историю двухлетней давности — покупку акционерами «Сибнефти» Братского и Красноярского алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината за 500 млн долларов. Продавцы (это были функционеры TWG) тогда тоже продешевили. Да и детали той сделки были едва ли не засекречены. Напомним читателю, что Лев Черной и Дэвид Рубен продали весь свой алюминиевый бизнес Роману Абрамовичу не по собственному желанию. Олег Дерипаска и его старшие партнеры Искандар Махмудов и Михаил Черной создали невыносимые условия для TWG, практически парализовав поставку глинозема на заводы и ликвидировав толлинговые схемы, на которых основывался их бизнес. Видимо, нечто подобное случилось и с собственниками «Ингосстраха».
Новая история
О том, кто реально владел «Ингосстрахом» до последней сделки, публика узнала лишь недавно. Собственниками были Юрий Белов и Андрей Андреев. В 1991 году, почти сразу после акционирования «Ингосстраха», его учредительский капитал был размыт в 7,5 раза. Крупными акционерами помимо государства стали Автобанк, Токобанк, банк «Империал», Морбанк, Международный московский банк, ЗИЛ, «Ижмаш» и Крестовский пушно-меховой комбинат. Все они не имели контроля, поэтому реальная власть принадлежала менеджменту «Ингосстраха», возглавляемому Владимиром Кругляком. Никто, в том числе и сам Кругляк, не мог предположить, что скупку акций методично и кропотливо будут вести не банковские олигархи, а собственники пушного комбината — выходцы из МВД и ОБХСС, первым бизнесом которых была свиноферма в городе Подольске.
Видимо, именно в силу явного неолигархизма некоторых акционеров менеджмент не смог разглядеть возникшей угрозы — постепенной скупки акций «Ингосстраха» и концентрации их в руках бывших сотрудников правоохранительных органов.
После очередной эмиссии, размывшей доли многих акционеров (в том числе и государства), пакет акций Белова и Андреева достиг размера, позволившего им сместить Кругляка и полностью подчинить себе компанию. Через год после этого Юрий Белов скоропостижно умирает. Андреев становится единоличным владельцем большого бизнеса, начинает мыслить масштабнее и принимается скупать промышленные активы. Приобретает «Ростсельмаш» и пытается перехватить управление на заводе «Авиастар». Лебединой песней Андреева в гонке за промышленными активами стала неудачная попытка поглощения металлургического комбината «Носта».
К сожалению, сейчас пока еще невозможно выяснить детали той комбинации, которая вынудила г-на Андреева продать «Ингосстрах» — свой основной бизнес.
Новейшая история
По данным «Эксперта», представителем от покупателя в переговорах с продавцом был Сулейман Керимов, один из совладельцев компании «Нафта-Москва». И раз уж официально было объявлено, что «Ингосстрах» оказался связан тесными узами с акционерами «Русского алюминия», то отсюда следует, что Керимов представлял интересы либо Романа Абрамовича, либо Михаила Черного (как их общий знакомый и партнер по некоторым бизнес-проектам).
Но вот вопрос: зачем им всем сдался «Ингосстрах»?
Версия первая. Это длительный инвестиционный проект, связанный со значительным повышением суммарной капитализации бизнеса «Ингосстраха». Есть эксперты, которые считают, что капитализацию «Ингосстраха» реально повысить до 5 млрд долларов без продажи бизнеса и до 10 млрд долларов — в случае ее усиленной раскрутки для продажи иностранцам.
Версия достаточно правдоподобная. Минусы ее — длительность проекта (не менее пяти-десяти лет), а в ближайшем временном горизонте не видно явных выгод от этого приобретения.
Версия вторая. Сделка — всего лишь подготовка к дальнейшей перепродаже. Кто же настоящий покупатель? Скорее всего это американская страховая компания AIG. Президент этой компании Морис Гринберг (чьи предки, кстати, когда-то эмигрировали из России) давно и неоднократно в кулуарах высказывал желание осуществить мощный прорыв на российский рынок. Покупка «Ингосстраха» как раз и стала бы таким прорывом. Тем более что AIG уже давно является партнером «Ингосстраха», в частности по линии перестрахования рисков.
Оказывается, что эта умозрительная версия подтверждается. Нам удалось связаться с Лилией Клоченко, генеральным директором ООО «Асабина, Клоченко и партнеры», консультационной компании, тесно сотрудничающей с AIG и «Ингосстрахом». Г-жа Клоченко отказалась беседовать о продаже «Ингосстраха», мотивировав это тем, что в сделке участвуют клиенты ее компании. Кроме того, как стало известно «Эксперту», утечка о продаже «Ингосстраха» произошла из одной российской компании, тесно взаимодействующей с AIG.
Настораживает лишь та скорость, с которой совершилась сделка. Покупка РОСНО немецким Allianz AG готовилась несколько лет, и о переговорах двух сторон давно знал почти весь рынок. Продажа «Ингосстраха» была подготовлена за пару месяцев, и о ней узнали случайно. Этой спешке должно быть какое-то объяснение. И такое объяснение нашлось.
Он возвращается
Спешка со стороны AIG объяснима: его главный европейский конкурент — Allianz AG — уже в Москве (он купил РОСНО и, по слухам, собирался купить и «Росгосстрах»). Потеря темпа может означать для AIG потерю всего российского рынка.
Объяснима и проворность нынешнего покупателя «Ингосстраха». Дело в том, что рассмотрение по существу исков, поданных Михаилом Живило и Джалолом Хайдаровым в американский суд против Олега Дерипаски, Искандара Махмудова и Михаила Черного, может грозить для последних большими неприятностями. А именно — в том случае, если список разоблачительных тем по этим искам, опубликованный, например, на сайте www.vanady.ru, будет неоспоримо подтвержден документами и свидетельскими показаниями. Оперативно уладить потенциально неприятное дело для российских и израильских бизнесменов могло бы содействие влиятельного американского партнера. Лучшую кандидатуру, чем Морис Гринберг, сыскать вряд ли возможно. А заинтересованность в таком содействии г-на Гринберга можно подкрепить продажей AIG по приемлемым ценам лучшей российской страховой компании.
Но как же российским бизнесменам удалось получить выход на Мориса Гринберга? Не так давно структуры, близкие к «Сибнефти» и «Русскому алюминию», собрали блокирующий пакет акций «Аэрофлота» и получили доступ в совет директоров этой компании. «Аэрофлот», как известно, через структуры AIG берет в лизинг «Боинги» и поэтому тесно контактирует с американским страховщиком. Этот канал вполне мог быть использован для прямого выхода на Гринберга. Похоже, что именно так и случилось: в июле-августе планировался неофициальный визит главы AIG в Россию (он был отложен сначала в связи с покупкой AIG компании American General, а затем случились теракты в Америке). С кем именно должен был встречаться Гринберг, сотрудники московских офисов AIG говорить напрочь отказываются.
Чтобы придать завершенность всей картине, акцентируем внимание читателя на последних приобретениях группы Черного-Махмудова-Дерипаски-Абрамовича. Помимо покупки «Ингосстраха», Автобанка и «Носты» группа продолжает экспансию в авиаперевозки («Аэрофлот»), автомобилестроение (Дерипаска уже пытался договориться в Минске о покупке МАЗа), целлюлозно-бумажную промышленность (о проекте «Русская целлюлоза» см. Повестка дня). По самым скромным оценкам, речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов прямых инвестиций.
С чего это вдруг на ухудшающейся конъюнктуре мировых товарных рынков наши металлургические и нефтяные магнаты кинулись перекупать непрофильные российские активы? Объяснение этому может быть одно: Михаил Черной, один из главных партнеров и инвесторов группы, ныне пребывающий в Израиле, решил вернуться в Россию. По очень осторожным высказываниям людей из окружения Михаила Черного, он серьезно рассматривает такой вариант. Однако власти Израиля пока не дают разрешение на выезд г-на Черного. По оценкам юристов, получение разрешения может занять от нескольких месяцев до года. Тем не менее резонно предположить, что перед выездом бизнесмен наверняка позаботился о переводе своих активов в страну, которая станет для него пристанищем. Учитывая опыт своего брата Льва Черного, попытка которого перебраться в Россию с триумфом (то есть с должным политическим и экономическим влиянием) окончилась неудачно, Михаил вполне мог совершить некоторые имиджевые манипуляции. И в связи с этим прекращение разбирательств в Америке было бы ему как раз на руку.
Таблица 1. Финансовые показатели «Ингосстраха»
Показатель
|
Его значение (по итогам 1-го полугодия 2001 г., млрд руб.)
|
Место на рынке
|
Совокупные активы
|
9,82
|
2
|
Страховые резервы
|
8,2
|
2
|
Собственный капитал
|
1,24
|
1
|
Чистая прибыль
|
0,22
|
1
|
Страховые взносы по добровольным видам, всего
|
2,63
|
10
|
Взносы по видам иным, чем страхование жизни
|
2,63
|
3
|
Страховые выплаты по добровольным видам, всего
|
0,95
|
6
|
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА»
|
Таблица 2. «Ингосстрах» на страховом рынке России
Вид страховой деятельности
|
Место на рынке (по итогам 1-го полугодия 2001 г.)
|
Страхование выезжающих за рубеж
|
1
|
Страхование автотранспорта (имущество + АГО)
|
1
|
Страхование водного и воздушного транспорта
|
1
|
Страхование профессиональной ответственности
|
3
|
Страхование грузов
|
5
|
Страхование имущества организаций от огня и сопутствующих рисков
|
7
|
Добровольное медицинское страхование
|
11
|
Страхование от несчастных случаев
|
13
|
Страхование ответственности источников повышенной опасности
|
14
|
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА»
|
Статья приведена без Таблицы 3 «Крупнейшие американские страховые компании».
СИВАКОВ Д.
Вся пресса за 22 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Компании и капиталы, Сделки, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|