Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финанс., 7 декабря 2010 г.

Ни туров, ни капитала
1402 просмотра

Риски. Скандал вокруг «Капитал Тура» может привести к изменениям в законодательстве, регулирующем турбизнес. Все зависит от того, смогут ли страховщики полностью компенсировать убытки тысячам пострадавших туристов.

Новогодний туристический сезон начался со скандала. Один из крупнейших российских операторов – компания «Капитал Тур» – оказался на грани банкротства. Ее счета были заблокированы банками-кредиторами, которым компания задолжала около 1,3 млрд рублей. Впрочем, в реальности долг может оказаться еще больше. «Надо учитывать, что, кроме банков, есть и другие партнеры – агентства, гостиницы, авиакомпании… Сколько им должен «Капитал Тур», оценить сложно. Общая сумма долга может составить около $100 млн», – сообщила «Ф.» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Попытки спасти тонущую компанию пока не увенчались успехом. Банк «Московский финансовый клуб» (МФК) готов был инвестировать в капитал туроператора до $15 млн в обмен на контрольный пакет. Главное условие – готовность банков реструктурировать долг. По словам председателя правления МФК Александра Попова, банкам предлагалось погашать долг платежами $2 млн в год. Планировалось также, что новый пул акционеров стабилизирует ситуацию в компании и продаст ее в течение 2–3 лет стратегическому инвестору. Тогда кредиторы могли бы рассчитывать на определенные дополнительные средства. «Но наше предложение было ограничено по времени: следовало принимать его быстро, иначе наступали необратимые последствия. Сейчас предложение нерелевантно, так как у компании уже принципиально другая экономика и средств на спасение нужно существенно больше», – пояснил Александр Попов.

В итоге МФК отозвал свое предложение. Но руководство «Капитал Tура» не теряет надежды найти общий язык с кредиторами, а на сайте компании висит объявление о том, что переговоры о реструктуризации долгов продолжаются. Однако туристам, купившим путевки, это вряд ли поможет. Их новогодние праздники будут омрачены, поехать в запланированное и уже оплаченное путешествие не удастся. Деятельность туркомпании временно приостановлена, «Капитал Тур» объявил о невозможности исполнения обязательств по всем турам с датой заезда после 17 ноября.

По данным самого туроператора, всего на эти даты было продано 8323 тура. Однако количество пострадавших туристов может быть значительно больше. «Если судить по числу мест, зарезервированных на авиарейсы, «Капитал Тур» еженедельно должен был отправлять около тысячи туристов. А это порядка 4 тыс. человек в месяц», – уточняет Майя Ломидзе. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), компания продавала преимущественно новогодние туры, но есть продажи и на февраль, и даже на март. Так что тысячам туристов придется отказаться от запланированного отдыха. Быстро вернуть потраченные на покупку тура деньги вряд ли получится, а кому-то это и вовсе не удастся. Эксперты сомневаются, что все клиенты смогут получить страховое возмещение.

Покрытие не для всех

По закону об основах туристической деятельности все компании, включенные в Единый федеральный реестр туроператоров, должны иметь финансовое обеспечение – банковскую гарантию либо полис страхования гражданской ответственности туроператора. Если туристическая компания не в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами, за нее отвечает страховщик. «Основаниями для выплаты возмещения могут служить два условия: если компания не выполняет свои обязательства по размещению или по транспортировке туристов. Причем у туристов должны быть документы, подтверждающие реально понесенные убытки», – поясняет начальник отдела выплат по личному страхованию компании «Ресо-гарантия» Наталья Зайцева.

Страховщик «Капитал Тура» компания «Инногарант» свои обязательства подтверждает. «В настоящий момент в отношении «Капитал Тура» действуют три договора страхования гражданской ответственности туроператора. Страховые суммы, на которые в настоящий момент застрахована ответственность ООО «Капитал Тур», ООО «Компания ”Капитал Тур“», ООО «Капитал Тур Санкт-Петербург», составляют 100 млн, 60 млн и 30 млн рублей соответственно. Договоры действительны до мая («Капитал Тур») и июня («Компания ”Капитал Тур“», «Капитал Тур Санкт-Петербург») 2011 года», – сообщил «Ф.» руководитель пресс-службы компании «Инногарант» Александр Кремер.

Руководство страховой компании уже неоднократно заявляло, что будет покрывать убытки туркомпании в соответствии с законодательством. Напомним, что «Инногарант» по итогам 9 месяцев занимает 32-е место по объему сборов. За этот период компания собрала более 2 млрд рублей премий, а выплатила свыше 1 млрд. Эксперты считают, что убыток в объеме 190 млн рублей для компании значительный, но подъемный. По словам Александра Кремера, на 30 ноября «Инногарант» принял от клиентов «Капитал Тура» 326 комплектов документов с заявлениями на страховую выплату. «Мы продолжаем прием заявлений и пока воздерживаемся от прогнозов», – сообщил он.

По закону страховая компания должна выплачивать возмещение в течение 30 дней после принятия заявления с пакетом документов. Если учесть, что первые заявления начали поступать в компанию 18–19 нояб­ря, первые выплаты должны пройти не позднее 18–19 декабря. Последний же период, на который были проданы турпутевки, – март 2011 года. Соответственно, сделать общую оценку потерь туристов страховщики смогут не раньше второго квартала 2011 года.
Вопрос в другом: хватит ли покрытия в 190 млн на всех пострадавших? Даже простая арифметика позволяет в этом усомниться. Если учесть, что стоимость тура в среднем составляет 30 тыс. рублей (а компания продавала туры почти по 40 направлениям, в том числе и по экзотическим), то восьми тысячам человек придется выплатить сумму, значительно превышающую установленный лимит. «Сложность еще и в том, что страховое покрытие разделено на три юридических лица. Пока непонятно, какое количество туров было продано каждой из дочерних компаний. Может случиться так, что больше всего заявлений придется как раз на компании с минимальным лимитом», – уточняет пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

И еще один момент. Подать заявление в «Инногарант» турист сможет только когда наступит страховой случай, то есть в день отъезда. А это значит, что убытки будут возмещаться постепенно, по мере поступления заявлений. «Чем дальше дата отъезда, тем меньше шансов у туристов получить страховую выплату. Покрытие может к тому моменту просто исчерпаться», – считает Ирина Тюрина. В этом случае у туристов остается только один путь – обращаться в суд с исками к туристической компании. Исход дела будет зависеть от того, какова будет ситуация с самой компанией. Если будет инициирована процедура банкротства, то ее клиенты попадут только в третью очередь кредиторов. Так что шанс получить хоть что-то по суду у несостоявшихся туристов стремится к нулю.

Лимиты под прицелом

Споры о том, насколько страхование ответственности туроператоров способно защитить интересы туристов, идут с начала 2007 года, когда было отменено лицензирование туристической деятельности. Первоначально страховка покрывала убытки только в пределах 10 млн рублей. И очень скоро выяснилось, что этой суммы явно недостаточно при крупных ЧП. В июне 2008-го обанкротился турецко-австрийский оператор Vasco, а вслед за ним потерпела крах его российская дочка – «Детур». Финансового обеспечения в размере 10 млн рублей, предоставленного компанией «Росно», не хватило, чтобы возместить убытки всем пострадавшим туристам. Однако эта история привела к пересмотру законодательства – в 2009 году фингарантии были увеличены и привязаны к выручке компаний. Было установлено три уровня лимитов. Минимальный – в 30 млн рублей – для компаний, чья выручка не превышает 100 млн рублей; 60 млн – для туроператоров с оборотом до 300 млн рублей, а для всех, кто выше этой планки, – единый максимальный лимит в 100 млн рублей.

История с «Капитал Туром» может привести к новым реформам. Если на всех пострадавших туристов не хватит страхового возмещения, то законодательство, регулирующее туристическую отрасль, может быть вновь пересмотрено. У представителей турбизнеса уже есть свои варианты реформы. АТОР предлагает расширить линейку лимитов – ввести еще один уровень для самых крупных туроператоров. РСТ считает, что следует вообще отказаться от конкретных сумм лимитов, а фингарантии (максимальный размер возмещения при наступлении страхового случая) привязать к обороту каждой конкретной туркомпании. «Мы уже не раз заявляли, что фингарантия в 100 млн рублей для крупного туроператора – это ничто. Если следовать данным самого «Капитал Тура», то его ежедневный оборот в 2009 году составлял 44 млн рублей. Так что фингарантия покрывала, по сути, только два с половиной дня продаж», – говорит Ирина Тюрина. По ее словам, для 95% компаний, работающих на туристическом рынке, минимальный уровень фингарантий завышен – далеко не все компании имеют оборот в 100 млн рублей в год. А для многих крупных операторов верхний порог – это менее 1% годового оборота.

Есть и другой вариант – страховать ответственность туроператоров по каждому проданному туру. Сторонники такого вида защиты клиентов указывают на то, что туристам все равно приходится покупать медицинскую страховку, почему бы к ней не прибавить еще и страхование ответственности туроператора. «Это незначительно скажется на цене турпакета, но даст туристу полную защиту на случай разорения туркомпании», – считает Ирина Тюрина. Правда, в этом случае непонятно, почему эти расходы должны ложиться непосредственно на туриста, а не на недобросовестную компанию. Впрочем, у последней всегда будет оставаться возможность заложить потраченную сумму в стоимость путевки.

Сами же страховщики не спешат выступать с радикальными предложениями. По мнению Анны Овчинниковой, начальника отдела методологии и андеррайтинга управления страхования финансовых рис­ков «АльфаСтрахования», невозможно каждый год пересматривать законодательство и менять правила страхования. «Делать какие-то выводы можно только на основании статистики заявленных и оплаченных страховщиком убытков», – считает она.

Аудит в помощь

На волне споров родилась и другая идея – о страховом аудите. «Страховые компании должны проводить аудит туроператоров, прежде чем подписывать договор страхования ответственности», – убеждена Майя Ломидзе. Однако это предложение вызвало у страховщиков недоумение. «Страховая компания при принятии на страхование риска ответственности туроператора проводит андеррайтинг (оценку риска). Аудит же (независимая проверка бухгалтерской (финансовой отчетности) не может проводиться страховщиком, это задача аудиторской компании», – убеждена Анна Овчинникова.

Между тем, крупные туроператоры и без требований страховщиков обязаны аудировать отчетность. «Согласно закону ”Об аудиторской деятельности“ все компании, у которых выручка превышает 50 млн рублей или сумма активов более 20 млн рублей, подлежат обязательному аудиту. Другое дело, что многие, к сожалению, эту норму закона игнорируют. Наверное, в том числе и потому, что прямая ответственность за непроведение обязательного аудита в законодательстве отсутствует», – говорит замдиректора департамента общего аудита компании ФБК Наталья Ермоленко.

При этом аудиторское заключение способно пролить свет на бизнес туристических компаний. Во всяком случае, было бы понятно, кто развивает его за счет кредитной подушки. А именно так и покорял рынок, по мнению экспертов, «Капитал Тур». С 2003-го по 2008 год компания ежегодно удваивала свои обороты. «Но рынок такими темпами не рос. Финансовая подушка нужна была, чтобы продавать туры ниже себестоимости. Кредиты шли на демпинг и на завышенные комиссионные агентствам-продавцам. Эта политика и привела к печальному финалу», – считает Ирина Тюрина.

Вопрос в том, как предотвратить подобные коллизии. Специфика турбизнеса такова, что большинство компаний работают по системе предоплаты. «Многие «сидят» на кредитных деньгах. Они как минимум два раза в год берут кредиты, чтобы проплачивать на следующий сезон блоки мест в самолетах и гостиницах. Кто-то рассчитывает свои силы, взвешивает риски, а кто-то нет. Профессиональный аудит поможет выяснить, какова реальная ситуация», – убеждена Ирина Тюрина. По ее мнению, чтобы предотвратить новые катастрофы, Ростуризм должен затребовать аудиторские отчеты хотя бы за прошлый год: «Начать надо с тех, кто ставит чартерные программы и обслуживает большое количество туристов. Важно оценить, насколько кредитный портфель соответствует финансовым возможностям компаний». Впрочем, пока у туристического ведомства практически нет рычагов влияния на рынок, он не может исключать компании из реестра или приостанавливать их деятельность. Если полномочия Ростуризма будут расширены (а этот вопрос уже обсуждался на экспертном совете в Госдуме), то аудиторские заключения могли бы стать поводом для проверок и возможных санкций.

Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА


  Вся пресса за 7 декабря 2010 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Текущая пресса

22 ноября 2024 г.

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch

NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника

ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик

РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата

rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове

Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе

Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться

ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей

Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты

Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт